Джои ДеФранческо, Ахмад Джамал и Артуро Сандовал.

Джои ДеФранческо, Ахмад Джамал и Артуро Сандовал.
ДС: «…Мне пришлось скатиться на обочину и выключить мотор. Кто, черт побери, мог бы быть этим котом? Приемник рычал и мурлыкал, трепетал и выл… Одно было ясно: этот парень был гибридом Джимми Смиса и Оскара Питерсона. У него была левая рука и нога Джимми и правая рука Оскара. Он играл, чтоб я провалился, как никто. А когда человек играет, как никто, невозможно не обратить на него внимание».

ДС: «…Мне пришлось скатиться на обочину и выключить мотор. Кто, черт побери, мог бы быть этим котом? Приемник рычал и мурлыкал, трепетал и выл… Одно было ясно: этот парень был гибридом Джимми Смиса и Оскара Питерсона. У него была левая рука и нога Джимми и правая рука Оскара. Он играл, чтоб я провалился, как никто. А когда человек играет, как никто, невозможно не обратить на него внимание».

Джои ДеФранческо, Ахмад Джамал и Артуро Сандовал.

Это слова гитариста Ларри Корьелла, который катил по Коннектикуту, а радио играло диск Джои ДеФранческо «All of Me». На дворе был 89 год и то был неожиданный дебют великого Джои.

На каких бы широтах вы ни были, добро пожаловать в клуб «Времени Джаза». Адрес клуба: сайт «Свободы», точнее — www.svoboda.org. На сцене, вернее у микрофона в Париже — Дмитрий Савицкий.

Joey DeFrancesco — Not That — 8:15 (Joey DeFrancesco — One Take — Alma)

ДС: «Not That», «Не это» — композиция органиста Джои ДеФранческо. Си-ди «One Take», название, которого я перевел бы по смыслу «С первого захода», так как квартет решил выпускать эту серию дисков, не делая более одной версии записи. Этот, четвертый том, вышел на английской фирме «Alma» два года назад.

Джои ДеФранческо, орган Хаммонда Бэ-3, играл с Филом Двайером — тенор-саксофон; с канадским пианистом и клавишником венгерских кровей Роуби Ботосом и с итальянским ударником Вито Рецца.

Я начал с Джои ДеФранческо не случайно. Он один из победителей 77-го читательского конкурса-опроса журнала «Downbeat». Полный список победителей и лучших дисков помещен в декабрьском номере ежемесячника.

Джои ДеФранческо нет в самом серьезном и объемном джазовом словаре Франции, выпускаемом издательством Робера Лафона. А меж тем Джои ДеФранческо царит на джазовой сцене по крайней мере двадцать лет. Зато он есть в «All Music Guide to Jazz» Скотта Яноу и Владимира Богданова со друзьями.

Джои родился 10 апреля 1971 года в Спрингфилде, штат Пенсильвания, это пригород Фили, Филадельфии. И его отец, и его дед были музыкантами. Причем его отец был органистом, а дед играл у братьев Дорси. Отец не был профессионалом, он играл лишь по уикендам, но зато в доме был орган и тьма пластинок органистов. Джеффри Хаймс в «Downbeat’e» приводит слова Джои:

— Я единственный органист, начинавший играть сразу — на органе. Обычно у органистов первый инструмент — фортепьяно. Я обожаю фортепьяно, но предпочитаю слушать пианистов, а не играть. Мой выбор пал на орган, прежде всего, потому что играть на органе — колоссальный вызов. Играть после Джимми Смиса — это вообще грандиозная задача по сравнению с игрой на фортепьяно, хотя бы потому, что для такой игры нужны три руки…»

Joey DeFrancesco — Organ Grinder\’s Swing — 2:52 (Joey DeFrancesco — The Champ — Dedicated to Jimmy Smith — High Note)

ДС: «Organ Grinder\’s Swing» — слегка измененное название композиции Джимми Смиса «Всёперемалывающий Свинг Органа»….

Джои ДеФранческо — орган; Ренди Джонстон — гитара и Билли Харт — ударные. Руди ван Гельдер записал трио двадцатисемилетнего органиста у себя в Хакенсаке 27 мая 98 года. Диск вышел под названием «Чемпион. Посвящается Джимми Смису». Второй том появился под тем же названием, но с уточнением «Второй раунд». Он вышел на фирме «High Note» в октябре двухтысячного года.

— На самом деле, — пишет Скотт Яноу, — Джои ДеФранческо в пять лет начинал на пианино, но так как в доме у Папы Джона ДеФранческо (как его звали музыканты) бы орган Хаммонда, подросший Джои пересел за это трехэтажное сооружение. Мне доводилось, но весьма давно, рассказывать про орган Хаммонда. Лоуренс Хаммонд закончил разработку недорогого и сравнительно небольшого органа для церквей в апреле 1935 года. Но так как в методистских и баптистских церквях на органах играли потенциальные музыканты-джазмены, орган Хаммонда постепенно перекочевал в джаз, в госпелс, в блюз и в рок-н-ролл. В органах старого типа осциллятор приводился в движение механическим фоническим колесом. Новый орган был по сути дела электрическим (не электронным) с набором специальных рычажков, которые позволяли микшировать звуковой сигнал. В поздних моделях есть так же и электромеханическое вибрато. В настоящее время торговая марка Hammond принадлежит Suzuki. Наиболее популярной моделью остаётся Бэ-3. Отец и сын ДеФранческо находятся в длинном списке виртуозов органа рядом с Каунтом Бейси, Хэрби Хэнкоком, Джаком МакДаффом, Джоном Паттоном, Милтом Бакнером и Элис Колтрейн.

Joey DeFrancesco & Jimmy Smith — Blues for Bobby C. — 6:22 (Joey DeFrancesco & Jimmy Smith — Legacy — Concord)

ДС: — «Blues for Bobby C.», «Блюз для Бобби Си.» — композиция Джимми Смиса посвящена Дону Лесли. Сначала состав, а затем ПОЧЕМУ Дону Лесли.

Это дуэт двух органистов: главного новатора и революционера семидесятидевятилетнего Джимми Смиса и молодого гения, тридцати трех лет, Джои ДеФранческо. Третий участник записи — ударник Рамон Банда. Диск «Наследие» был записан в августе 2004 года — за полгода до смерти Джимми Смиса. Джимми и Джои собирались отправиться на гастроли. Джимми Смис умер во сне в феврале 2005-го… Он не был болен.

А теперь Дон Лесли. Все очень просто: орган Хаммонда не рычал бы, не урчал и не вибрировал бы с такой мощью без Дональда Джеймса Лесли. Это он изобрел и наладил выпуск динамиков для органа. Дон Лесли работал радиоинженером в военно-морской исследовательской лаборатории Вашингтона во время Второй Мировой войны. Первые версии динамиков были отвергнуты Хаммондом и Лесли наладил производство за свой счет. Конечная версия его динамиков производила феноменальный эффект вибрации, тремоло, что и нужно было для полноценного звучания органа Хаммонда.

Joey DeFrancesco — A Real Goodun\’ — 7:07 (Joey DeFrancesco — The Street of Dreams — Silverwolf)

ДС: — «A Real Goodun’» — пьеска Джои ДеФранческо, лидер и орган. Пол Болленбак — гитара; Байрон Лэндхэм — ударные. Си-ди «Улица Грёз» был записан в 95 году, но вышел на фирме «Silverwolf» лишь в марте 2004 года.

Вот, что пишет в «Downbeat’e» сам Джои ДеФранческо о технике игры на органе. Как я понимаю, о своей технике:

— Можно подумать, что органист в трио играет такую же роль, что и пианист. Как бы не так! Левая рука органиста не играет аккорды, как у пианиста, а вместо этого выделяет одну единственную ноту басовой линии. Ноги работают на педалях точно так же, как работает контрабасист: дергая струны и щелкая по ним. Так кто же в таком случае выполняет роль пианиста в трио? Гитарист. Это он наслаивает аккорды, но не густые с корневой нотой в основании… Причина — эти ноты уже озвучены органом. У меня бывают проблемы с гитаристами, которые перебарщивают. Тогда слишком многое происходит одновременно и невозможна перекличка с ударником. И гитарист, и ударник должны слушать мою правую руку и идти за ней точно так же, как пианист следит за своей правой рукой и догоняет её левой».

Джои ДеФранческо был тем самым новым органистом, спасшим фирму Хаммонда, которая думала прекратить выпуск органов. Джои стал музыкантом, возродившим орган Хаммонда.

Среди дисков года, отмеченных 77-м ежегодным читательским конкурсом-опросом журнала «Downbeat» — «Blue Moon» Ахмада Джамала, второй том «Дуэтов» Тони Беннета, «Accelerando» трио Виджея Айера, «Рио» Киза Джаррета, «Ода» Брада Мелдо, второй том «Дорожных Представлений» Сонни Роллинса, «Дорогой Диз» Артуро Сандовала, «Навсегда» — Кориа, Кларка и Уайта и «Правды ради» Тромбона Шорти. Как мы видим список этот во многом совпадает со списком конкурсного опроса профессиональных музыковедов этого года.

Ahmad Jamal — This is the Life — 7:38 (Ahmad Jamal — Blue Moon — Jazz Village)

ДС: — «This is the Life», то бишь наше парижское «C’est la vie!», «Это жизнь, такова жизнь…» — композиция Ли Адамса и Чарльза Строуза. Компакт Ахмада Джамала «Blue Moon». Как вы знаете, английское blue в джазовых названиях лучше не переводить… Состав квартета: Ахмад Джамал — рояль; Реджинал Вил — контрабас; Хёрлин Райли — ударные и Маноло Бадрена — перкашн. Запись сделана в Нью-Йорке в октябре прошлого года. Диск вышел в этом 2012 году и занял второе место в списке лучших — у читателей и не попал в список профессиональных рецензентов. Джамал в этом втором списке занял седьмое место в ряду премированных пианистов. Справедливости ради, скажу, что он не раз и не два и даже не три занимал именно первое место.

В «Blue Moon» Ахмад Джамал не деликатничает, как в ранних записях, когда он, казалось, играл на хрустальном рояле. Это исключительно перкуссивный диск, словно он в свои 82 года (во время записи на год меньше), как опытный боксер, хочет продемонстрировать точность и силу удара.

Arturo Sandoval — A Night in Tunisia — 7:23 (Arturo Sandoval — Dear Diz Everyday I Think of You — Concord)

ДС: — «A Night in Tunisia», «Ночь в Тунисе» Диззи Гиллеспи и Франка Папарелли. Оркестр Артуро Сандовала. Солисты: сам Сандовал — труба, Боб МакЧезни — тромбон и Эд Калле — тенор-саксофон. Диск 2012 года «Дорогой Диз, каждый день я думаю о тебе!». Фирма «Concord Jazz».

Я уверен, что вы слышали трубачей-верхолазов, того же Кэта Эндерсона. Но Артуро Сандовал играет на верхотуре в таком бешеном темпе, что дух захватывает! Хотя подбирается к этим заоблачным высотам Артуро медленно. И второе: от Кубы здесь никуда не деться. Это до сих пор кубинский джаз, то есть под него быстро перебирают ногами — танцуют… Детали грядут!

Артуро Сандовал родился на Кубе в городке Артемиса 6 ноября 49 года. То есть ему в прошлом месяце исполнилось 63 года. Сын автомеханика, он начал играть на трубе в 12 лет, причем не джаз, а классическую музыку и в 15 лет поступил в кубинскую национальную Школу Искусств. Учителя у него были из далекой России и, как мы видим, учителя отличные. В ранних семидесятых он был одним из основателей Orcuestra Cubana de Musica Moderna — оркестра, который в 73 году начал играть в афро-кубинском, пропитанном джазом и роком, стиле. Он назывался вполне легендарно — Iraklere. Кстати, в оркестре играл пианист Чучо Вальдес, сын легендарного Бебо Вальдеса и саксофонист Пакито д’Ривера.

Джаз был чрезвычайно популярен на Кубе в 20-х годах, но не при режиме Кастро. Кубинским джазменам пришлось сделать вид, что они «кубанизировали» эту порочную музыку капиталистов. В 77 году Артуро Сандовал познакомился со своим кумиром — Диззи Гиллеспи, который взял Артуро под своё капиталистическое крылышко и начал играть с ним на фестивалях Европы и на Кубе. Артуро Сандовал не мог ни иммигрировать, ни, как говорят восточнее Варшавы, «сделать ноги»: жену и сына по традиции совковых режимов власть держала в заложниках.

Диззи ввел Артуро Сандовала в United Nation Orchestra. Это было всё же защитой. Он же помог трубачу записаться на «Коламбии». То был LP «Havana — New-York». Время от времени революционный режим Кастро разрешал Сандовалу играть заграницей на международных фестивалях, а так же с классическими оркестрами, как, например, с оркестром Би-Би-Си и с оркестром Ленинградской Филармонии. Но, наконец, Артуро повезло: он отправил жену и сына заграницу, а сам во время европейских гастролей 90-го года попросил в Риме в американском посольстве политическое убежище. После чего поселился там, где и живут кубинцы в США — во Флориде. Его первая американская пластинка этого периода называлась красноречиво «Побег на свободу». Кроме феноменальной техники игры рецензенты отмечали потрясающую энергию трубача.

Arturo Sandoval — Birks Works — (Arturo Sandoval — 6:04 Dear Diz Everyday I Think of You — Concord)

ДС: — «Birks Works», «Творения Бёркса», то есть Джона Бёркса Гиллеспи по кличке «Диз». Оркестр Артуро Сандовала. Сам мэтр — труба с сурдинкой. Среди солистов наш сегодняшний герой Джои ДеФранческо — орган и Плас Джонсон — тенор-саксофон. Напомню, что это самый последний диск Артуро Сандовала «Dear Diz», вышедший в этом году на «Конкорде».

Расстанемся мы на си-ди, занявшим девятое место, это диск пианиста Чика Кориа, контрабасиста Стенли Кларка и ударника Ленни Уайта. Диск вышел так же на «Конкорде», но в 2011 году. Что приятно, так это то, что мы можем себе позволить весьма элегантное «до скорого» и сейчас вы поймете — почему:

Chick Corea — Waltz for Debby — 9:55 — (Corea, Clarke & White — Forever — Concord)

ДС: — «Waltz for Debby», «Вальс для Дебби». Интересно, что стало с Дебби, племянницей Билла Эванса, которой он посвятил этот вальсик?

Чик Кориа и его акустическое Трио: Кориа — рояль; Стенли Кларк — контрабас и Ленни Уайт ударные. Запись сделана на гастролях Трио в 2009 году. Сам же «Вальс для Дебби» ностальгически-завораживающее чудо, переместившееся из 56 года в наш 2012-й… В каком-то смысле эта разница во времени и верность Трио самой эпохе Эванса говорят о том, сколько, увы, мы потеряли…

На этой, полной оптимизма, ноте клуб «Времени Джаза» опускает занавес. Мы снова будем вместе с вами через неделю всё по тому же адресу www.svoboda.org. Всех вам благ, удачи, чао, бай-бай!

Источник: svoboda.org

Добавить комментарий