Театр «С улицы Роз» воспитывает и актеров, и зрителей

Театр «С улицы Роз» воспитывает и актеров, и зрителей
Новости

В Лодзь (Польша) на «Фестиваль четырех культур», а также на фестивали «Мельпомена Таврии» и «Сцена человечества» (Украина) приглашен спектакль «Скрипач на крыше» театра «Свободное пространство» из города Орел. На сцене этого театра — впервые в России — польский режиссер из Варшавского театра «Рампа» Гжегож Мрувчиньски поставил пьесу Тадеуша Ружевича «Непорочный брак».

Новости

В Лодзь (Польша) на «Фестиваль четырех культур», а также на фестивали «Мельпомена Таврии» и «Сцена человечества» (Украина) приглашен спектакль «Скрипач на крыше» театра «Свободное пространство» из города Орел. На сцене этого театра — впервые в России — польский режиссер из Варшавского театра «Рампа» Гжегож Мрувчиньски поставил пьесу Тадеуша Ружевича «Непорочный брак».

Театр «С улицы Роз» воспитывает и актеров, и зрителей

В Екатеринбурге пройдет XXXIII фестиваль «Браво!». Екатеринбургский академический театр оперы и балета представит балет Amore Buffo по «Любовному напитку» Доницетти и «Бориса Годунова» Мусоргского. Свердловский академический театр драмы — «Трех сестер» Чехова, «Мастера и Маргариту» Булгакова и «Соловья» Андерсена. Свердловский академический театр музыкальной комедии сыграет мюзикл «Скрипач на крыше» и «Белую гвардию» на музыку Владимира Кобекина. «Коляда-театр» участвует в фестивале со спектаклями «Маскарад» Лермонтова и «Слуга двух господ» Гольдони.

В программе: спектакли Екатеринбургского театра кукол и театра кукол «Мир на ладошке», коллектива «Провинциальные танцы», Екатеринбургского муниципального театра современной хореографии и Танцтеатра, Екатеринбургского драматического театра «Волхонка» и Центра современной драматургии, Камерного театра Музея писателей Урала, Екатеринбургского государственного театрального института и Оперной студии Уральской консерватории, а также театров драмы из Каменск-Уральского и Серова.

В Москве спектаклем «Рауль» французской «Компании майского жука» открывается XI Международный фестиваль имени Чехова. Автор спектакля, сценограф и исполнитель — Джеймс Тьере. Он — внук Чарли Чаплина, акробат, танцовщик, мим и актер, один из основоположников направления «новый цирк», которое объединяет драматическое и цирковое искусства.

В московском Театральном центре «На Страстном» в рамках специальной программы фестиваля «Твой шанс» 22 мая состоится презентация новой книги заведующего кафедрой зарубежного театра Государственного института театрального искусства (ГИТИС) и заведующего отделом зарубежного театра Государственного института искусствознания Алексея Бартошевича.

Одна из главных тем книги «Театральные хроники» — пути сценических интерпретаций классики в театре начала XXI века. Книга посвящена режиссерским поискам Питера Брука, Льва Додина, Эймунтаса Някрошюса, Петра Фоменко, Петера Штайна, Сергея Женовача, Томаса Остермайера, Юрия Бутусова, Люка Персеваля и многих других режиссеров России и Запада.

На сцене Московского драматического театра имени Ермоловой — премьера спектакля по пьесе Зиновия Сагалова «Полеты с ангелом». Режиссер — народный артист России Сергей Юрский, одну из главных ролей играет он сам в паре с Натальей Теняковой. Спектакль посвящен жизни и творчеству великого художника Марка Шагала.

Интервью

Продолжаем цикл передач о русских театрах СНГ. В этот раз познакомимся с Государственным молодежным драматическим театром «С улицы Роз». Он прописан в Кишиневе. Основан в 1978 году. Лауреат и призер многих международных и республиканских фестивалей. Основатель и художественный руководитель театра — Юрий Хармелин.

— Почему у театра такое привлекательное название? Правда ли, что на той улице, на которой он расположен, цветут розы?

— Раньше театр назывался «На улице Роз». Улица шла вдоль парка, который когда-то назывался Долиной роз. Там росли дикие розы, они здорово пахли, и из их лепестков делали очень вкусное варенье. А потом там стали строить дома, панельные пятиэтажные «хрущевки». Люди вселялись в эти дома, приходили в Долину роз, выкапывали цветы и высаживали их возле своих домов.

Теперь вместо диких роз там растет много культивированных роз. Мы переехали в другое место. Но бренд был очень известный, и мы переименовались в театр «С улицы Роз».

— Ваш театр — это дикая роза или культивированная?

— Скорее дикая роза, потому что наш театр всегда существовал вопреки. Всегда, во все времена, даже при советской власти, не нужен был еще один русский театр в Молдове, а теперь — тем более: если бы можно было от него избавиться, вообще избавиться от всего русского, было бы просто замечательно.

— Такова государственная политика?

— Если ставят в центре города на месте памятника Ленину работы Щусева, там, где проходили парады и демонстрации, огромный камень «В память жертв советской оккупации»… Что поделаешь, надо это как-то пережить.

— С 1995 года на базе кишиневского театра «С улицы Роз» работает Городской театральный лицей. В нем растят только будущих актеров?

— Театр существует с 1978 года. В этом году ему исполняется 35 лет. Я — его основатель. Театр всегда при мне, а я — при нем. Кстати, в 1988 году мы стали — одновременно с «Табакеркой» — первым театром-студией. В 2005 году получили статус муниципального, а в 2008-м — государственного.

А театральный лицей — это школа, в которой дети обучаются с 1 по 12 класс. Они изучают все общеобразовательные предметы плюс театральные спецдисциплины. Это актерское мастерство, сценическая речь (по группам и индивидуально), сольфеджио, музыкальный инструмент — до 5 класса, с 5 класса начинается сценическое движение, ритмика, с 10 класса прибавляется фехтование.

Все 12 лет дети занимаются хореографией. С 7 класса — история театра. С 8 класса — вокал. Программа очень насыщенная. Причем учащиеся на бакалавра сдают и те, и другие предметы.

— А что происходит после окончания лицея?

— У нас нет цели сделать всех детей артистами. Это было бы нелепо, тем более в такой маленькой стране. Мы стараемся дать им хорошее общее образование, чтобы дети потом могли выбрать себе любой путь. Например, мой сын закончил лицей и поступил на бюджетное отделение медицинского института, а это у нас очень сложно.

Наши выпускники идут в политехнический, в педагогический, то есть во все вузы, в которых можно продолжить обучение. А некоторые, самые способные и самые одержимые, идут дальше по театральной стезе. У нас есть государственный вуз — Институт искусств. Но там стали набирать только молдаван, представителей титульной нации.

Надо было дать возможность обучаться профессии и русским студентам, и мы открыли альтернативный факультет при Славянском университете Республики Молдова. Дети приходят в 6-7 лет, заканчивают в 18-19 лет, потом кто может, получает высшее образование. Тех, кто мне нужен, я беру в наш театр. Остальные работают в Государственном русском драматическом театре имени Чехова, в других театрах, уезжают в Россию.

— Образование в лицее платное?

— Нет. Это государственная школа. Я боролся за это, потому что те, кто могут платить, не всегда способны учиться. Чаще всего — наоборот. Поэтому я добился того, чтобы я мог брать всех талантливых детей. Хотя у нас маленький лицей, по одному классу, от первого до двенадцатого. У нас есть закон, что в классе должно быть не меньше 30 детей.

— Есть ли разница в финансировании национальных театров и вашего?

— Национальные театры финансируются на 80 процентов, причем от всех затрат. А мы финансируемся на 40 процентов только от зарплатной части. А на постановку не получаем ни одной копейки. То есть мы сами должны заработать 60 процентов от заработной платы и на все остальное — на содержание театра, на декорации. Хотя в Республике Молдова есть закон, что театрально-зрелищные предприятия должны снабжаться из бюджета на 60 процентов от своих расходов, а национальные театры — на 80 процентов.

— Какая вместимость у зрительного зала театра «С улицы Роз»? Сколько стоят билеты?

— Зал крошечный, 110 мест. А билеты — самые дорогие в Кишиневе: если пересчитать леи на доллары, будет от 4 до 18 долларов.

— Я знаю, что рядом с прежним зданием театра строится новое, с залом на 220 мест.

— В 2002 году нам выделили помещение заброшенного магазина, это здание перестраивается под театр. Это финансирует государство. Но как финансирует? С 2008 по 2012 год строительство было заморожено — денег не было. А сейчас обещают дать.

— В 2012 году на торжественном закрытии IV Международного фестиваля камерных театров и спектаклей малых форм «Молдфест. Рампа.ру» посол России в Кишиневе Фарит Мухаметшин сообщил, что Посольство РФ поможет Государственному молодежному театру в оснащении нового здания. Вопрос об окончании строительства и сдаче здания для русского театра в эксплуатацию обсуждался на встрече в Москве глав правительств России и Молдавии Дмитрия Медведева и Владимира Филата. В русский театр Молдавии ходят только русскоязычные жители республики?

— Нет, не сказал бы. В самые националистические годы так и было, но в последнее время я стал видеть в театре целые группы людей, разговаривающих по-молдавски. Приходят люди, которым интересна русская культура. Если они первый раз пришли, то потом обязательно приходят снова.

В этом году мы выпустили две премьеры: «Эквус» Питера Шеффера и «Незнайка и его друзья» на музыку Геннадия Гладкова. Мы выдвинули эти постановки на республиканского «Оскара», скажем так. Союз театральных деятелей проводит каждый год такое награждение. Мы получили призы за «Эквус» («Лучший спектакль года», «Лучшая режиссура» и «Лучшая мужская роль») и за «Незнайку» как за лучший спектакль для детей. То есть мы забрали почти все главные премии. Получали их из рук президента Молдовы. Это нечто невероятное.

— Роль театра менялась за эти 35 лет?

— Менялась жизнь. Мы родились в другой стране, в СССР. Когда в начале 90-х распался Советский Союз, постоянные зрители уезжали, приходили к нам прощаться. Я тогда очень волновался, потому что уезжали наши самые преданные поклонники. В течение шести, если не больше, лет пришлось воспитывать новое поколение зрителей. Этот этап был очень тяжелым для театра, но мы, слава Богу, его прошли.

— Как понимает смысл существования театра его художественный руководитель?

— Если я говорю пафосные вещи, то говорю их очень искренне. Театр должен проникать в сердце, в душу. Если люди после спектакля думают о нем, обсуждают его, а не выясняют, что у них будет на ужин, значит, все нормально. Театр должен что-то сделать с людьми, чему-то научить, как-то рассмешить, главное — тронуть.

Территория нашего театра, поскольку у нас и лицей, и факультет, огорожена большим зеленым забором. За ним мы чувствуем себя очень защищенными. Это наш остров, на котором мы прячемся от всего того, что происходит. И люди к нам приходят спасаться. Ведь мы расположены не в центре города, где можно случайно заглянуть в театр, а на окраине. Надо специально захотеть сюда прийти.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий