О том, чему учит нас классическая литература и что общего между Пушкиным и Цоем, читателям «НВ» рассказала доцент кафедры русской и зарубежной литературы НовГУ Дарья Терешкина.
О том, чему учит нас классическая литература и что общего между Пушкиным и Цоем, читателям «НВ» рассказала доцент кафедры русской и зарубежной литературы НовГУ Дарья Терешкина.
— Дарья Борисовна, недавно вы приняли участие в I Международных Грибоедовских чтениях в Алуште «А. С. Грибоедов и современность». Грибоедов, по сути, известен как автор одной комедии. Но «Горе от ума» изучают вот уже больше ста лет, причем не только в России, но и США, Японии, Германии, Швеции. Возникает закономерный вопрос — почему?
— Феномен Александра Грибоедова до сих пор полностью не изучен. Сегодня мало кто из широкой аудитории понимает «Горе от ума». На сцене эту пьесу мало смотрят потому, что современный театр — это театр действия, а перед нами комедия слова, где надо вслушиваться и вдумываться в каждую фразу. Кроме того, характер героев произведения можно толковать по-разному. Так, Чацкого, «мечущего бисер перед свиньями», говорящего тем, кто не внимает его словам и не понимает его, многие считают чуть ли не безумцем. А между тем этот герой поистине величествен, потому что он говорит правду, с которой так неудобно жить, в том числе и сегодня. Чацкий, несомненно, во многом отражает убеждения и личность самого Грибоедова; автор неслучайно дает ему свое имя — Александр.
Интересна и сама личность автора «Горя от ума». Известно, что Александр Сергеевич получил прекрасное образование, был начитанным человеком энциклопедического кругозора. «Один из самых умных людей в России», — сказал о нем его современник Александр Пушкин. К слову, Грибоедов был не только поэтом, но и талантливым музыкантом, успешным дипломатом, щедрым и тонким собеседником. Поэтому исследователи разных стран так тщательно изучают его биографию и творчество. Интересно, как лишь одна деталь может отражать человека. На конференции в Алуште один из докладов был посвящен очкам Грибоедова, хранящимся сейчас в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге. Тщательное их изучение раскрывает характер и привычки писателя, и подтверждаются наши знания о нем как о человеке интеллигентном, с изящными манерами, вкусом и скромностью. Интересно, что в центре Алушты стоит бюст Грибоедова, хотя когда Грибоедов был в этих местах, Алушты как города даже не существовало. Жители города решили, что фигура великого россиянина является знаковой для русскоязычного населения Крыма.
— Уместно здесь, наверное, вспомнить о дипломатической деятельности Грибоедова.
— Феноменальные человеческие качества Грибоедова с особенной остротой проявились в его деятельности как посла России в Персии. Мы знаем, что Грибоедов был очень дальновидным политиком, в частности, он предвидел многие современные проблемы противостояния Востока и Запада, более чем на полвека опередил свое время в вопросе присутствия России в странах Ближнего Востока, так и оставшись не понятым современниками. Но Грибоедов поплатился за свою дальновидность и успешную деятельность гибелью в Тегеране, где был растерзан в числе всего состава русской миссии толпой, фанатизированной муллами, видимо, действовавшими в свою очередь по указке англичан, не желавших допускать главенства России в интересующем и Англию регионе.
Далеко не все источники о гибели русской миссии в Персии в 1829 году открыты для исследователей. На конференции в Алуште еще раз говорили об обстоятельствах гибели Грибоедова. Наша коллега из Кембриджского университета в своем докладе рассказала, с какими трудностями приходится встречаться ученым, пытающимся получить в иранских архивах документы, связанные с трагическими событиями в 1829 году. Многое в биографии Грибоедова до сих пор остается «под спудом», уверена, что нас еще ждут какие-то очень важные открытия о нашем великом соотечественнике.
— Чему был посвящен ваш доклад на конференции?
— Я говорила об отцах, отчествах и теме отечества в комедии «Горе от ума». Оказалось, что именно в этих однокоренных и генетически, несомненно, связанных понятиях заключается вся проблематика комедии. Существует два распространенных заблуждения. Первое состоит во мнении о том, что в комедии «Горе от ума» Александр Грибоедов как великий просветитель последовательно затрагивает несколько самых важных проблем современного ему общества: чинопоклонения, кумовства и другие. Второе заблуждение касается представления о Чацком как некоем резонере, который, будучи освобожденным от родственных уз (как известно, и отец, и мать героя умерли), смеет поучать «поколение отцов», полностью отрекаясь от их опыта и превращаясь в неблагодарного сына, поносящего всех в доме, где он вырос. Очевидно, что так утверждают те, кто не читает комедии, и те, кому несвойственно думать вообще.
На самом деле проблема в комедии комплексна, но она одна. Чацкий упрекает «отцов» в том, что они — только рождающие себе подобных и дающих им имя «по отцу» и проталкивающие своих чад за счет своих связей к кормушке и чинам. «Где, укажите нам, отечества отцы?» — спрашивает Чацкий. Беда России в том, что отцам удобно не думать об Отечестве, а потому они не могут служить достойным примером сынам Отечества. Брать ответственность за свое Отечество, то есть за землю отцов, может, по мнению Фамусова и всего русского светского общества, только сумасшедший — хором они и объявляют Чацкого безумным.
Примечательно, что слово «патриот» имело острый социально-общественный оттенок, возникший под влиянием Французской революции, а ещё в 1797 году Павел I приказал изъять из языка слово «Отечество» и заменить на слово «государство». Надо сказать, что до сегодняшнего дня в России ровным счетом ничего не изменилось: человек, думающий об Отечестве более, чем о себе, считается в лучшем случае не совсем нормальным.
— Как вы представляете себе это самое служение Отечеству? Не оторвана ли эта идея от существующей обыденной реальности?
— Я думаю об этом совершенно определенно: служение Отечеству состоит в частном акте отказа от себя. То есть когда человек в какой-то миг решает умереть или пострадать «за други своя», он служит Отечеству. Ведь что такое Отечество? Это люди, окружающие нас. Если ты спас жизнь хоть одного человека, ты уже достойный сын Отечества. Далеко за примером ходить не надо: таковым можно считать студента Новгородского университета Малика Ахмадова, который спас чужого ребенка, рискуя собственной жизнью и, как оказалось, положив в жертву свое здоровье и человеческое благополучие.
— В продолжение темы: сейчас обсуждается вопрос о причислении к лику святых рядового Российской армии Евгения Родионова. Оказавшись в чеченском плену, девятнадцатилетний солдат даже под жестокими пытками отказался переменить веру в обмен на свободу, за что был зверски убит.
— Я долго размышляла над этим. Не думаю, что имею право объяснять что-либо, поскольку решение этого мальчика для меня самой является примером подвига и сегодняшней иллюстрацией многовековой литературы житий святых, о которой рассказываю своим студентам. Я только рассказываю, а он сделал то, о чем писали всегда как о христианском подвиге. Знаю одно: если бы не было героев, готовых умереть за других людей, не было бы Земли. Литература обогащает нас опытом тех, кто оказался сильным, учит нас достойно встретить час испытаний. Книга о Евгении Родионове уже написана. Кому-то она послужит укреплением в тяжелые минуты, ведь только слово, и не только молитвенное, всесильно.
— Вы преподаете в университете среди прочего древнерусскую литературу. Чем вас лично привлекают письменные памятники старины?
— Для меня очень важно жить в историческом единстве с прошлым. Когда я жила и училась в Пскове, прочитала древнерусскую «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков». Я помню, как шла под стенами старого города и удивлялась тому, что иду там, где много веков назад с этих стен женщины лили на врага кипяток и расплавленную смолу, потому что ядер и пушек уже не хватало. Так же я себя мыслю и в Новгороде, и вообще на Земле. Времени для меня практически не существует: я слышу автора берестяной грамоты, написанной 400 лет назад, потому что мы по сути такие же и потому что я могу его понять и услышать. По этой же причине для меня в одном ряду стоят и Женя Родионов, и Малик Ахмадов, и святые, совершавшие подвиги много веков назад. Смысл человеческого существования на протяжении многих веков, пожалуй, и заключается в осознании нашей истории, т.е. вневременного единства всех живущих.
— Существует мнение, что гении, в том числе и в литературе, остались в прошлых эпохах. Как вы оцениваете современную литературу?
— Современную литературу, как и вообще нашу эпоху, нужно анализировать лишь спустя определенное количество лет. Я уверена, что наш век тоже оставит в истории великие страницы. Конечно, мы не получаем каждое столетие таких гениев, как Пушкин. Это и не нужно. Есть другие значимые для своей эпохи фигуры. Вот недавно отмечали дату, в которой исполнилось бы 50 лет со дня рождения Виктора Цоя. Это была феноменальная личность. Не потому, что Виктор Цой был каким-то особенным человеком. Он просто стал символом наступления новой эпохи. Наполовину кореец, он неожиданно для себя и других раскрыл в своем творчестве сущность русской души времени исторических перемен, выразил то, чего хотели миллионы. Виктор Цой был своеобразным пророком в своем Отечестве, что, кстати, в каком-то смысле роднит его с Пушкиным, так же, как известно, поэтом не исключительно русских кровей. Было бы некорректно сравнивать Пушкина и Цоя, но без одного и без другого мы уже не представляем нашей русской ментальности. Это еще раз доказывает, что только слово выражает и личные, и исторические, и государственные идеи, только оно переворачивает умы и вершит судьбы истории. Кто владеет словом, тот владеет миром.
Источник: rus.ruvr.ru