Фестиваль симфонических оркестров мира приобрел значение эмблемы Дня России — главного государственного праздника в РФ, отмечаемого 12 июня. Его изначальная концепция гениальна в своей простоте: каждый год представлять в Москве лучшие оркестры разных государств, в том числе и российские.
«Фестиваль успешно выполняет огромную просветительскую миссию, и это замечательно», — отметил советник президента РФ Юрий Лаптев в связи с грядущим «симфоническим съездом» в Москве.
Фестиваль симфонических оркестров мира приобрел значение эмблемы Дня России — главного государственного праздника в РФ, отмечаемого 12 июня. Его изначальная концепция гениальна в своей простоте: каждый год представлять в Москве лучшие оркестры разных государств, в том числе и российские.
«Фестиваль успешно выполняет огромную просветительскую миссию, и это замечательно», — отметил советник президента РФ Юрий Лаптев в связи с грядущим «симфоническим съездом» в Москве.
«Миссия фестиваля: и знакомить с коллективами, которые, может быть, и не попали бы в ближайшее время на московские площадки, и провести некую параллель — посмотреть на международный „срез“ симфонической музыки, сверить часы, если так можно сказать. В этом достоинство фестиваля. Каждый год его организаторы находят какую-то изюминку, — продолжил Юрий Лаптев, — и в седьмой раз тоже будет какой-то свой нюанс и откроется еще одна интересная грань фестиваля. Это прекрасно».
Самый заметный нюанс нынешнего фестиваля — это американский географический уклон. Все зарубежные участники прибыли либо из Северной, либо из Южной Америки и, кстати, никогда прежде не гастролировали в России. Это Хьюстонский симфонический оркестр: он представляет США и намерен играть в Москве не только классику, но и современную музыку — симфонию «Доктор Атом», которую композитор Джон Адамс написал о создателе атомной бомбы Роберте Оппенгеймере.
Кстати, второй заокеанский визитер — Филармонический оркестр из Боготы — посвятил своим национальным колумбийским композиторам почти целый концерт. Еще один участник — Национальный симфонический оркестр Кубы обращает на себя внимание прежде всего тем, что на треть состоит из музыкантов, которые учились либо в консерваториях России, либо у русских педагогов на Кубе.
Чем же интересны на фестивале два российских коллектива — из Москвы и Ярославля? Ярославцам выпала честь открывать фестиваль, а москвичи проведут самый важный — заключительный концерт. Говоря о произведениях в его программе, Юрий Лаптев назвал концерт «историческим».
«Есть памятники истории материальные — здания, манускрипты, есть иконография, — пояснил он. — А это — музыкальные памятники. Мне кажется, что вообще это интересная тема — историческая музыка, или история в музыке. Мы многого еще не слышали, многого не знаем из нашей „музыкальной“ истории. И потому в этом концерте мы решили двигаться по хронологии от Древней Руси к нашей современности, музыкально показывая различные исторические моменты».
11 июня в преддверии Дня России оркестр Московской филармонии исполнит программу под названием «Музыка истории России». В ней будут представлены и сочинения венценосных особ — например, песнопение, которое написал царь Иван Грозный. И целая вереница гимнов России — старинных и современных, официальных и неофициальных.
Прозвучат и торжественные произведения, написанные по случаю конкретного исторического события или исключительно важной даты. Например, кантата Цезаря Кюи «В честь 300-летия Дома Романовых» или увертюра Петра Чайковского «1812» в честь победы России в войне с Наполеоном. Заключительный концерт фестиваля — впрочем, как и весь фестиваль, — обращен сразу к нескольким крупным юбилеям в российской истории, которые отмечаются в нынешнем году. Главный среди них — 1150-летие российской государственности.
Источник: rus.ruvr.ru