На входе в ВТО нас подстерегают грабли и медведи: ленинградские фермеры

На входе в ВТО нас подстерегают грабли и медведи: ленинградские фермеры
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) оценивается «сверху» как шаг вперед, новый импульс к развитию экономики. А «на земле» этот процесс видится, как из придавленной снегом берлоги, которая вот-вот обвалится. Корреспондент ИА REGNUM убедился в этом, выслушав мнения тех, кто так или иначе включён в этот новый процесс.

Для справки

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) оценивается «сверху» как шаг вперед, новый импульс к развитию экономики. А «на земле» этот процесс видится, как из придавленной снегом берлоги, которая вот-вот обвалится. Корреспондент ИА REGNUM убедился в этом, выслушав мнения тех, кто так или иначе включён в этот новый процесс.

Для справки

На входе в ВТО нас подстерегают грабли и медведи: ленинградские фермеры

22 августа 2012 года Россия официально стала 156-м государством-участником ВТО. К числу отраслей, финансовое положение которых может в связи с этим временно дестабилизироваться, правительством были отнесены сельское хозяйство, сельскохозяйственное машиностроение, автомобильная и легкая промышленность.

Из отчёта рабочей группы по вступлению России в ВТО: «Снижаются средние ставки импортных таможенных пошлин на все товары. Например, на сельхозпродукцию они уменьшаются до 10,8% (с 13,2%), промышленные товары — до 7,3% (с 9,5%). На молочные продукты средняя ставка импортной пошлины составит 14,9% (в настоящее время — 19,8%), зерно — 10% (нынешняя — 15,1%).

Для 1/3 товаров снижение произойдет с момента присоединения к ВТО. Для 1/4 пошлины достигнут указанного уровня спустя 3 года. Самый долгий период вступления в силу оговоренных итоговых ставок — 8 лет для птицы и 7 лет для легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов».

Рогатина против рисков

Аграрные чиновники Ленобласти публично очень осторожно высказываются о последствиях вступления в ВТО, утверждая, что оно влечёт за собой более жёсткие условия работы, и кто-то может в новых условиях оказаться за гранью выживания. Специалисты и общественность, находящиеся внутри «берлоги», говорят об опасениях громко.

Например, глава Общественной палаты Ленобласти Юрий Трусов сравнивает Всемирную торговую организацию со стихией, правда, отмечая, что это всё-таки не торнадо. Но признаёт, что кого-то обязательно смоет из-за того, что для руководителей государства прежде всего важен макроэкономический эффект, то есть безусловная наполняемость рынка продуктами питания. И если это произойдет за счёт импортной продукции, то эффект достигнут будет, но отечественный производитель может оказаться в ловушке.

Генеральный директор исполнительной дирекции Межрегионального объединения работодателей Агропромышленного комплекса Северо-Запада (МРО «Севзап Агропром»), председатель комиссии по сельскому хозяйству, экологии и предпринимательству Общественной палаты Ленобласти Вячеслав Шаваров в связи с этим объясняет: «Мы постоянно должны думать о том, каким образом нивелировать основные проблемы областных и российских производителей: высокая себестоимость товара (слишком высока стоимость кормов, транспортных перевозок, энергоносителей и т.д.), трудности сбыта (крупные торговые сети неохотно принимают продукцию местных фермеров и сельхозпредприятий). В связи с этим должна быть более существенной государственная поддержка сельхозпредприятий и фермеров. Как это происходит, например, в Финляндии».

Он рассказал, что в этой стране финскому фермеру помогают с двух сторон — благоприятной кредитной политикой и прямой господдержкой.

Большинство финских фермеров, а в этой стране насчитывается около 70 тысяч фермерских хозяйств, — члены кооперативов, которые занимаются закупками комбикормов и в целом обеспечивают практически все потребности фермеров. К тому же большая часть перерабатывающей пищевой промышленности Финляндии принадлежит сельхозкооперативам.

По словам Шаварова, о том, что именно принесло Ленобласти вступление России в ВТО, пока судить рано. «Слишком мало прошло времени, но перед нашими глазами опыт других стран, и мы можем не повторять чужие ошибки и не наступать грабли», — считает он.

Живо реагируют на так называемый переходный процесс и ленинградские фермеры.

«Занимаюсь выращиванием картофеля, моркови, клубники — рядом лес, и медведи, отстреливать которых категорически воспрещается, а они регулярно совершают набеги на угодья. Но даже это — не основная наша беда, — говорит фермер из Подпорожского района Александр Шишигин (Крестьянско-фермерское хозяйство „Шишигин“). — Главное — трудности со сбытом уцелевшей продукции. По опыту знаю, какого большого труда стоит вырастить урожай или приумножать поголовье скота. Но если этого и добиваешься, все равно „вилы“: сбывать продукцию порой приходится „за копейку“. Пригонишь машину в крупную торговую сеть, там называют низкую, буквально грабительскую цену, понимая, что, скорее всего, не откажемся, потому что везти обратно — хлопотно и невыгодно».

Чтоб не пропасть поодиночке

Остро стоит вопрос со сбытом продукции и у производителей свинины. Стоимость кормов неотвратимо растёт, а закупочные цены на свинину в живом весе упали за последние месяцы почти на 30%.

О причинах можно судить по информации, содержащейся на официальном сайте Минсельхоза России: «В сентябре-ноябре 2012 года наблюдалось увеличение на 10-33,5% объемов поставок в нашу страну мороженого мяса крупного рогатого скота, свинины, молока и сливок, масла сливочного, сыров».

Там же говорится о прогнозируемых последствиях вступления России во ВТО: «Не исключено увеличение объемов ввоза в Россию свинины, вызванное снижением сверхквотной ставки пошлины с 75% до 65% и отменой специфической составляющей в результате присоединения РФ к ВТО».

«У меня свиноферма на 500 голов, 42 основных свиноматки и 150 поросят разного возраста. Можно было бы выращивать больше, но как подумаешь о том, где и как продавать (импортное-то мясо стоит куда дешевле!), становится не до расширения. В районе есть Фонд поддержки сельхозпроизводителя, и можно получить средства по упрощенной схеме — не надо страховать залог кредита. Существуют субсидии на комбикорма — 2 рубля на килограмм, но только всё образуется, как возникают какие-то другие трудности», — объяснил глава фермерского хозяйства «Никаноров В. В.» из деревни Кирьяновщина Лодейнопоольского района Владимир Никаноров со стажем фермерства более 20 лет.

Как он рассказал, начиналось хозяйство буквально «с нуля» в начале 90-х (в семье — пятеро детей) За время фермерства Никаноровы пережили три наезда бандитов, два поджога и один рейдерский захват: «Как только всё устоится, обязательно что-то произойдёт. Помню, когда на молодняк спрос был хороший, случилась африканская чума свиней…»

Не только середнячки среди фермеров, но и руководители передовых хозяйств не могут не признавать явных трудностей. Например, в Доможировском сельском поселении того же, удалённого от Санкт-Петербурга, Лодейнопольского района фермер Олег Мокеев построил современный молочный комплекс — оснащение производства обошлось ему в 40 млн рублей. «Качество молока улучшилось, но отдавать взятый на переоборудование кредит трудно, а дальше расширяться мешают высокая плата за корма и энергоносители», — говорит он.

«В условиях вступления в ВТО сельхозпроизводителям необходимо объединяться в кооперативы — поодиночке выживает не каждый», — таков «рецепт» главы Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга Александра Быкова.

«Но далеко не все фермеры готовы к объединению в кооперативы или Союзы — время колхозов, даже в современном понимании этого „коллективного разума“, далеко позади. К тому же практически не остаётся частных хозяйств, равноценных по уровню и устойчивости, и подчас уже некому объединяться», — считает Анатолий Вахрамеев — фермер с большим стажем, который много лет вместе с семьёй занимался выращиванием коллекционных пород птиц в Гатчинском районе Ленобласти, а сейчас больше преподает.

«Думаю, перспективы сейчас имеют фермерские хозяйства не производственного, а туристического направления — например, такие, как находящаяся в Выборгском районе „Страусиная ферма“. И не обязательно это должны быть страусы. Обитатели мегаполиса сейчас с удовольствием отправляются на экскурсии, чтобы посмотреть на других „экзотических“ животных — свинью, козу, корову… Еда в магазинах есть, вот общения с сельскохозяйственными животными горожанам не хватает», — считает председатель межрегиональной общественной организации «Зелёный крест», член общественной палаты Ленинградской области Юрий Шевчук.

За «перевижников»

Чиновники, в свою очередь, напоминают, что правительством Ленобласти заранее были предусмотрены риски от вступления России в ВТО: бюджет Аграрно-промышленного комплекса (АПК) региона увеличен в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 40%. С 1 января утверждён и новый порядок финансирования. В частности, предоставление субсидий сельхозароизводителям теперь зависит от эффективности работы соискателей.

Это обещано сельхозпроизводителям региональной властью — в частности, губернатором Александром Дрозденко. О том же шла речь на февральской конференции, организованной Ленинградской торгово-промышленной палаты, организованном совместно с правительством и Общественной палатой региона. Но пока к этой информации люди «на земле» относятся осторожно.

«На входе в ВТО нас подстерегал традиционный, исконно российский предмет — грабли, — считает фермер из посёлка Советский Выборгского района Владимир Скрипка, который перепробовал множество фермерских занятий (рыба, перепёлки, комбикорма и т.д.). — Рогатиной против возникающих рисков не может стать исключительно трудолюбие фермера. Чтобы не придавило грузом реформ и нововведений, возможно, стоит вспомнить давно забытое прошлое, то есть время, когда практически в каждом населённом пункте гарантированно и непотопляемо работали передвижные и не передвижные торговые точки с необходимой людям свежей продукцией. А закупалась эта продукция у частных хозяйств, то есть у нынешних фермеров».

«Неоднократно прежде наступали на грабли — например, брали деньги, вкладывали в дело, потом случался кризис, либо „правила игры“ на уровне региона менялись, и с мыслью „удержаться на плаву“ и совесть сохранить, приходилось расставаться, — говорит Владимир Скрипка. — Поэтому сильно переживая из-за того, что при наличии двоих сыновей, нет последователей начатому мной делу, я понимаю детей, которые едут работать в город, а к нам приезжают разве что подышать, на выходные. Это обидно и хочется как-то исправить, но в одиночку не справиться».

Евгения Дылева

Справка ИА REGNUM:

Присоединение России к ВТО оформлено 16 декабря 2011 г. подписанием Протокола о присоединении к Марракешскому Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (далее — Протокол). Протокол, после его ратификации, становится международным договором для Российской Федерации.

К Протоколу прилагаются Перечень уступок и обязательств России по товарам и Перечень ее специфических обязательств по услугам (всё вместе — гигантский, многостраничный труд).

В соответствии с пунктом 1 статьи XII Марракешского Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации любое государство может присоединиться к Соглашению о ВТО на условиях, согласованных между таким государством и ВТО. Условиями вступления России во Всемирную торговую организацию предусмотрена поддержка Агропрома со стороны государства в размере 9 млрд долларов в первый год с дальнейшим постепенным снижением суммы до 4,5 млрд в год. Но эти средства — обязательства России перед ВТО, а не перед собственными производителями.

По официальным данным областной власти, в Ленобласти числится немногим более 5 тыс. фермерских хозяйств, но в реальности на сегодня их работает около 1 тыс. Больше всего — в Выборгском, Гатчинском, Ломоносовском районах. В конце 2012 года министр сельского хозяйства РФ и губернатор Ленинградской области подписали соглашение о реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. Сегодня доля сельского хозяйства Ленинградской области в валовом региональном продукте составляет 6,4%. Общий объем ассигнований на реализацию инвестиционных проектов в АПК Ленобласти в 2013 году составит 433 млн рублей. 275 млн из них будет отпущено на субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам.

С 2013 года сельхозпроизводителям региона обещана программа поддержки для приобретения новой сельхозтехники и оборудования как в лизинг, так и сразу в полную собственность. На эти цели в бюджете дополнительно предусмотрено 230 млн рублей.

Источник: regnum.ru

Добавить комментарий