Новый сезон в московских театрах уже не за горами, а, значит, зрителей ждут премьеры, постановки молодых режиссеров и корифеев, новые лица и любимые актеры в неожиданных и ожидаемых ролях. Но вместе с тем не стоит забывать и о прошлогодних спектаклях. РИА Новости вспоминает лучшие премьеры сезона 2011-2012, которые стоит посмотреть всем, кто еще не успел этого сделать.
Новый сезон в московских театрах уже не за горами, а, значит, зрителей ждут премьеры, постановки молодых режиссеров и корифеев, новые лица и любимые актеры в неожиданных и ожидаемых ролях. Но вместе с тем не стоит забывать и о прошлогодних спектаклях. РИА Новости вспоминает лучшие премьеры сезона 2011-2012, которые стоит посмотреть всем, кто еще не успел этого сделать.
Сотрудничество московского РАМТа и британского драматурга Тома Стоппарда началось в 2007 году, во время работы на трилогией «Берег утопии», и продолжилось в этом сезоне сентябрьской премьерой спектакля Адольфа Шапиро Rock\’n\’Roll по одноименной пьесе. Впрочем, совместная работа Стоппарда и РАМТа в этот раз не ограничилась только театральной постановкой, масштабный проект включал в себя дискуссии, издание пьесы на русском языке, а также благотворительный концерт «Неравнодушный рок». На одной сцене с российскими группами выступили и чешские рокеры The Plastic People of The Universe — герои пьесы Стоппарда и постановки Шапиро.
Действие происходит в Чехословакии и начинается с «Пражской весны» 1968 года: практически одновременно с вторжением советских войск началась история The Plastic People of The Universe. А вот заканчивается по сюжету только спустя 22 года — концертом Rolling Stones в Праге в августе 1990.
Том Стоппарад: С самого начала музыкальная группа дистанцировалась от системы. Они хотели абсолютно отделить себя от системы, оказаться вне ее. Они не были ни коммунистами, ни антикоммунистами — а были рок-н-рольщиками и наивно полагали, что если они не будут трогать систему, то и система не будет трогать их. А главный и крайне болезненный урок, который они получили, состоял в том, что нет такого пространства в тоталитарном обществе, где ты можешь жить по собственным законам. Позиция неучастия с точки зрения системы есть позиция агрессии против системы.
Новый сезон в театре «Около дома Станиславского» начался спектаклем Юрия Погребничко «Оккупация — милое дело. О, Федерико!» по автобиографической пьесе Татьяны Орловой. Ее произведения никогда не ставились в Москве, это, главное в своей жизни, она прислала в театр по почте. Юрий Погребничко еще в 70-х, работая в Петропавловске-Камчатском, мечтал поставить что-то «из Орловой». Получилось только сейчас.
Пьеса написана как монолог, который в спектакле читает и играет актриса Лилия Загорская. Ее героиня работает уборщицей и восхищается творчеством Феллини (именно его имя вынесено в название). Также известно, что она побывала в сумасшедшем доме и даже, кажется, не прочь туда вернуться. А еще с теплотой вспоминает детство, которое прошло в послевоенной, оккупированной Германии, где служил тогда отец. Весь спектакль состоит из этих отрывочных воспоминаний, произносимых хрупкой женщиной в лыжных штанах, юбке и капоре. А на экране, расположенном на заднике, кадры военной и послевоенной хроники сменяются кадрами из фильмов Феллини, Куросавы, Вайды. «Амаркорд», да и только.
Ольга Галахова для РИА Новости: Перед нами на сцене проносится и наша общая историческая лента памяти, как будто мы все оказались в захолустном кинотеатре, и смотрим документальную хронику перед началом фильма. И сразу режиссер определяет контрапункт, высекающий какое-то особое чувство: вся эта война, державная парадность с юными суворовцами, марширующими как заведенные автоматы, — тяжелый сон истории, в который мы все попали, морок, где нас обрекли на небытие.
Ближайший спектакль — 21 сентября
Драматург Иван Вырыпаев поставил на сцене «Практики» собственную пьесу «Иллюзии». Написана она была по заказу театра немецкого города Кемница, однако автор решился перенести материал на московские подмостки, а к тому же сыграть в спектакле одну из ролей. Премьера состоялась в конце сентября.
Иван Вырыпаев: Так вышло, что я всегда сам работаю со своими пьесами. Это часть моего пути, в процессе которого я познаю мир и себя самого, делюсь своими мыслями со зрителями, облекая идеи в сценическую форму.
Герои истории — две пожилые супружеские пары. Находясь на смертном одре, Даниэль разговаривает с женой Сандрой и в последний раз признается ей в любви и говорит слова нежности и благодарности. После смерти супруга Сандра признается лучшему его другу Альберту, что всю жизнь любила только его. Альберт, в свою очередь, отправляется к своей жене Маргарет и говорит ей, что всю жизнь любил Сандру. А Маргарет тут же сообщает Альберту, что она изменяла ему с тем самым Даниэлем, мужем Сандры. С этой мелодраматической, почти сериальной истории начинается спектакль, в котором нет грима и костюмов, нет игры как таковой. Актеры — Александр Алябьев, Каролина Грушка, Казимир Лиске и Инна Сухорецкая (а иногда и сам Вырыпаев, как было сказано выше) поднимаются на специальную трибуну и по очереди пересказывают в микрофон эпизоды, смешные и трогательные, из жизни Даниэля, Сандры, Альберта и Маргарет.
Сезон 2011-2012 театр «Сатирикон» открыл спектаклем «Маленькие трагедии Пушкина» Виктора Рыжакова — режиссера вырыпаевских «Бытия №2» и «Кислорода» на сцене «Практики», а также «Пяти вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко». В сатириконовском спектакле, поставить который Рыжакову предложил Константин Райкин, задействованы молодые актеры труппы, ученики Райкина, объединенные здесь в хор и играющие главную роль — все вместе.
Виктор Рыжаков: О Пушкине можно думать всегда, но как осмелиться так нахально рискнуть — и начать исследовать его «Маленькие трагедии»? Только предложение Константина Райкина, с которым мы давно договорились попробовать сделать что-то вместе, привело нас к этой идее. А уникальная труппа, собранная Константином Аркадьевичем за последние годы и прошедшая свой актерский путь с такими мастерами, как Фоменко, Стуруа, Фокин, Бутусов, только разжигала это желание.
Своеобразной рамкой спектакля являются сцены из «Пира во время чумы», что, впрочем, можно считать распространенным приемом при работе с пушкинскими «Маленькими трагедиями», даже учитывая небогатую сценическую историю произведения. Эта кайма обрамляет эпизоды «Каменный гость», «Скупой рыцарь», и кульминационный «Моцарт и Сальери». Причем здесь Рыжаков отходит от театральной традиции и словно меняет героев местами. Его Сальери в исполнении восходящей звезды «Сатирикона» Одина Байрона похож на молодого рок-идола, одаренного и окруженного толпой фанатов. А Моцарт, вопреки и историческим фактам, и укоренившемуся образу юного дарования, загубленного завистливым стариком, появляется в камзоле, парике и с напудренным лицом — роль исполняет Константин Райкин. Играет маэстро и в других сценах, то в качестве одного из персонажей, то как сторонний наблюдатель, который восседает на стуле у кулисы и приглядывает за своими учениками. А хор действует как одно целое, только иногда позволяя одному из солистов выйти для этюда — пластического или музыкального. Поют здесь к слову и грузинские народные песни, и церковные песнопения, и, конечно, «Реквием» Моцарта.
Посмотрите фотоленту: «Маленькие трагедии» с 3D-эффектом >>
Для театра им. Вахтангова прошедший сезон стал юбилейным — труппа отмечала 90-летие. Конечно, не обошлось без премьеры, в ноябре на сцене театра сыграли спектакль «Пристань», поставленный худруком Римасом Туминасом. На подмостки режиссер вывел корифеев и для кадого из них поставил свой маленький спектакль: Василий Лановой здесь читает лирику Пушкина, Владимир Этуш выступает в роли древнего скупщика мебели старика Грегори Соломона из пьесы Артура Миллера «Цена», Людмила Максакова играет Бабуленьку из «Игроков» Достоевского, а Юлия Борисова — Клару Цаханассьян из «Визита дамы» Дюрренматта. В этой постановке у каждого своя тема и свой герой, а каждый эпизод — одновременно и исповедь, и подведение итогов, и планы на будущее.
Подробнее о спектакле >>
Римас Туминас: «Пристань» — это образ изменений, это место, где встречаются, куда прибывают и откуда бегут люди. Все меняется: человек, его место и судьба, мы пассажиры в этой жизни, также как и артисты на сцене. Это вокзал или морской порт: угрюмый, огромный, таинственный и пустой, но он оживает с появлением каждого нового героя, персонажа, собирая разные истории, рассказывая о разных судьбах — театральных и человеческих. «Пристань» — это спектакль-месса памяти людей и истории театра.
Ближайший спектакль — 4-5 сентября
Театр Наций в сентябре открыл после реконструкции свою историческую сцену, а в декабре показал на ней премьеру — спектакль «Фрекен Жюли» по пьесе Августа Стриндберга в постановке руководителя берлинского театра «Шаубюне» Томаса Остермайера. Главные роли исполнили худрук театра Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, а история аристократки, согрешившей с лакеем, перенесена в наши дни — над сценической адаптацией произведения работал драматург Михаил Дурненков. Таким образом, фрекен Жюли здесь дочка не графа, но генерала, Жан превратился в водителя, а место стринбергской кухарки заняла домработница Кристина (Юлия Пересильд).
Место действия стараниями сценографа Яна Паппельбаума выглядит как кухня, оформленная минималистично: длинный стол в центре, уставленный бытовой техникой. А над столом двигается камера, снимая «вид сверху»: одной из ключевых и самых впечатляющих сцен, задающих тон спектаклю, становится снятый таким образом процесс разделывания курицы.
Ольга Галахова для РИА Новости: Та психологическая борьба, которая случится между ними (героями Миронова и Хаматовой — прим. ред.), есть не только война полов, но еще и через взаимные оскорбления и унижения у обоих актеров проскальзывает в игре, что каждый борется с самим собою, с собственными клише и табу, зарытыми в сознании. В этом смысле ее опыт — умершая мать, которая ненавидела отца, заразила дочь ненавистью и недоверием к миру, а его опыт — детская любовь к богатой девочке, которая обнаружила всю пропасть социальной дистанции и навсегда уложила жизнь в формат обслуги.
«Фрекен Жюли», благодаря Дурненкову и Остермайеру, зазвучала почти как новая драма, стала остросоциальной, в отличие от оригинала, где на первом плане все-таки война полов. Неравенство главных героев — нуворишей и прислуги — оказывается поверхностным, нет здесь ни «голубой крови», ни сословных различий, ни многовековой истории. Оттого еще глубже кажется разделяющая Жюли и Жана пропасть: в этом новом мире, история которого укладывается в 20 с небольшим лет, все измеряется деньгами, быстро накопленными и постоянно преумножающимися, и нет места чувствам.
Ближайший спектакль — 6-7 сентября
Театр им. Маяковского в этом сезоне представил на суд зрителей не просто премьеру, а первый спектакль, поставленный новым худруком Миндаугасом Карбаускисом. Для своего дебюта режиссер выбрал пьесу Островского «Таланты и поклонники», а на главную роль — провинциальной актрисы Александры Негиной — памятуя многолетнее сотрудничество с театрами Табакова, пригласил из МХТ им. Чехова Ирину Пегову. В остальных ролях таланты «Маяковки»: Даниил Спиваковский, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов и Светлана Немоляева, которая играла в первой постановке пьесы в этом театре — спектакле Марии Кнебель 1969 года.
Сценограф Сергей Бархин обыграл поворотный круг сцены, дополнив его декорациями в виде ржавых полуцилиндров, которые изображают и жилые комнаты, и подмостки. Такое сценическое оформление — театр в театре — как нельзя лучше соответствует содержанию пьесы, посвященной театру, актерам и главное таланту, который требует жертв. Вечная тема, что вслед за Островским и Бархиным подтверждает и режиссер. Действие спектакля происходит небольшом городке на Волге, однако время действия волею Карбаускиса — одновременно и XIX век, и XXI, так как за прошедшее столетие существенно ничего не изменилось.
Ольга Галахова для РИА Новости: Карбаускис, выстраивая столь тщательную партитуру актерской игры, вставляя Островского в современный формат, в чем-то идет на упрощение… По сути, Сашу Негину Карбаускис в финале превращает в новую Смельскую, которая развернет свою карьеру в Москве ценой предательства Мелузова. а Негина не банальная актерка, мечтающая только о карьере. Есть ведь еще и призвание быть актрисой, а за это платится своя цена — расставание с иллюзиями о честной, трудовой жизни во имя сцены, во имя права осуществить свое артистическое предназначение.
Ближайший спектакль — 12 сентября
В конце январе на сцене театра «Современник» впервые сыграли спектакль «Анархия»: за постановку пьесы британца Майкла Пэкера tHe dYsFUnCKshOnalZ взялся Гарик Сукачев, а роли исполнили Дмитрий Певцов, Ольга Дроздова, Василий Мищенко и Мария Селянская. Главного же героя — стареющего панка Билли «Выкидыша» — играет Михаил Ефремов.
Ольга Галахова для РИА Новости: Роль эта ложится на Михаила Ефремова. Тут кастинг выстрелил в десятку. Однако и сам актер органично примеривает на себя судьбу Билли — Выкидыша. Ему понятен этот человек, который платил своей жизнью, своей кровью, собой за вызов миру. Остальные лишь аккомпанировали этому вызову, были гарниром. Михаил Ефремов играет усталого человека с надломленным здоровьем, без сил, но с неостывшей и лишь запрятанной ненавистью к сытому миру.
Посмотрите фотоленту: Полная «Анархия» в «Современнике» >>
tHe dYsFUnCKshOnalZ или, в русском переводе, «Дисфункциональные» — история вымышленной одноименной британской панк-группы, которая была популярна в конце 70-ых. Спустя почти 30 лет американская компания предлагает музыкантам воссоединиться и исполнить, за неплохое вознаграждение, один из своих хитов для рекламной кампании пластиковых карт. С одним условием — изменить текст песни, в котором музыканты выражали свой протест в отношении общества потребления, на прямо противоположный.
Ближайший спектакль — 3 октября
«Мастерская Петра Фоменко» в апреле представила спектакль «Театральный роман» («Записки покойника») по Булгакову. Авторами этой постановки стали Кирилл Пирогов и сам Мастер, который в том числе работал над музыкальной партитурой спектакля и для которого «Театральный роман» стал последней постановкой — Петра Наумович Фоменко скончался 9 августа 2012 года.
«Фоменки» обозначили жанр спектакля как «мистификация в двух частях»: роман Булгакова, на создание которого писателя побудило в 1936 году срочное снятие с репертуара МХАТа «Мольера» после нескольких представлений и запрещение после генеральной репетиции его пьесы «Иван Васильевич», действительно начинается с мистификации. Булкаков создает alter ego писателя Максудова, который, в свою очередь, перед смертью посылает свои «записки покойника» третьему лицу.
Кирилл Пирогов: Здесь и про МХАТ, и про наш театр, и про всех артистов и режиссеров, где каждый может найти и узнать здесь себя.
В спектакле заняты все поколения труппы «Мастерской» от «стариков» до стажеров и даже монтировщики, реквизиторы, помощники режиссера и приглашенная артистка — Людмила Максакова из Вахтанговского театра. А Кирилл Пирогов, помимо обязанностей режиссера, исполняет в «Театральном романе» и главную роль Максудова.
Галина Тюнина (в спектакле исполняет роль секретаря Аристарха Платоновича, прототипом для которого послужил Немирович-Данченко): Отстраненно это сыграть нельзя. Здесь все про театр и его обитателей, а это люди, которым не чужды интриги, свойственные человеческому роду. Все театры похожи друг на друга, но каждый несчастен по-своему.
Ближайший спектакль — 5 сентября
Источник: rian.ru