О Свиридове загодя («Честное слово», Новосибирск)

О Свиридове загодя (
Величие композитора определяет долговечность его музыки. Бессмертные произведения могут тиражироваться даже масскультурой, но их значимость для искусства от этого не уменьшится. К таким гениям своей эпохи относится Георгий Васильевич Свиридов. Несмотря на то что его музыка знакома россиянам с детства, открывать в творчестве композитора белые пятна можно по сей день Время только вперед!

Величие композитора определяет долговечность его музыки. Бессмертные произведения могут тиражироваться даже масскультурой, но их значимость для искусства от этого не уменьшится. К таким гениям своей эпохи относится Георгий Васильевич Свиридов. Несмотря на то что его музыка знакома россиянам с детства, открывать в творчестве композитора белые пятна можно по сей день Время только вперед!

О Свиридове загодя (

О том, что гений Свиридова до сих пор не подлежит сомнению, лишний раз напомнил его родной племянник Александр Белоненко, заслуженный деятель искусств, музыковед, кандидат искусствоведения и президент Национального Свиридовского фонда, посетивший на днях Новосибирск.

«С 1968 года столько раз снимали музыкальную заставку „Время, вперед!“ в программе „Время“, — поведал на встрече с министром культуры Новосибирской области и руководителями учреждений дополнительного образования в сфере культуры Александр Белоненко. — Сейчас из нее сделали уже совсем что-то непонятное после обработки на компьютере. Я ругался с Эрнстом, но ничего не могу поделать: они подставили музыку под часы — там надо, чтоб совпал сигнал, и все.

Тем не менее, музыка Свиридова звучит до сих пор! Меняли несколько раз — ничего не получается: невозможно. Что-то, значит, есть в самой музыке. Георгий Васильевич говорил: вот цветок стоит на скале, со всех стороны ветер веет, а он держится — корнем. Так вот и у Свиридова музыка с корнями! Он весь погружен в музыкальную культуру России. И эта корневая система мощная. Поэтому его музыка обладает колоссальной силой».

«Сейчас вышел какой-то пошлейший фильм — „Ржевский против Наполеона“ (я, правда, фильм не смотрел, читал лишь синопсис: ну какая-то кошмарная бодяга, судя по всему), — продолжает Александр Сергеевич. — Вдруг выясняется, что туда понадобилась музыка „Время, вперед!“. Зачем при Наполеоне музыка „Время, вперед!“ — хоть убейте, не понимаю (смеется). Уж куда угодно втыкают эту музыку — в невероятное количество рекламных роликов, причем бессознательно. Не потому что нет другой великой музыки — есть! Но, выходит, что в музыке Свиридова есть что-то особенно притягательное!»

Присутствовавшая на встрече и устроившая потомку великого композитора горячий прием министр культуры области Наталья Ярославцева также напомнила, как на закрытии «Интерры» не нашлось более подходящего произведения для показа динамики развития страны, чем композиция «Время, вперед!». Произведения Свиридова сопровождают фильмы по классическим произведениям литературы (знаменитая «Метель»), на его музыку ставят свои художественные программы именитые спортсмены, их исполняют хоры. Но главное, чем близок народу Свиридов — это особым русским духом своей музыки.

Вдохновение от Сибири

В 2015 году исполнится 100 лет со дня рождения Георгия Васильевича Свиридова — дата, довольно значимая в музыкальной жизни нашей страны. Министерство культуры РФ уже заверило Александра Белоненко в своей готовности в этой связи развернуть масштабные мероприятия по всей России на государственном уровне. Предстоящий юбилей Свиридова как раз и стал одним из поводов для визита его племянника, хранителя огромного наследия композитора, в Новосибирск.

Какое отношение имеет столица Сибири к творчеству великого композитора — спросите, наверно, вы? Самое прямое: в годы Великой Отечественной войны Георгий Свиридов здесь не только жил с семьей (с родной сестрой и матерью), но и создал целый ряд своих шедевров. Малоизвестное произведение композитора — «Песни странника» на стихи китайских поэтов — как раз может стать главной премьерой, той центробежной силой, вокруг которой предстоит строить новосибирскую часть программы в рамках общероссийского празднования юбилея Георгия Васильевича.

О пребывании в Новосибирске композитора свидетельствуют и его записки, изданные Александром Белоненко (правда, лишь малой толикой — книга хоть и получилась в 800 страниц, однако у Свиридова записи умещаются в 180 тетрадей!), где четко прослеживается достаточно большой фрагмент, посвященный столице Сибири, в котором автор описывает, с кем здесь встречался, о чем вел разговоры. Упоминается в этом кусочке и сочинение «Песни странника».

«Георгий Васильевич описывает свои ощущения — о своем чувстве Азии здесь, будучи вдали от столицы, — рассказал Александр Белоненко. — У дяди сложился в Новосибирске очень интересный круг общения (в котором были руководитель симфонического оркестра ленинградской филармонии Мравинский, музыковед Соллертинский, также художники, искусствоведы — лучшие мыслящие люди). И что поражает — так это величайшая степень доверия, которая существовала у него со здешними товарищами-единомышленниками. Примером может служить замечательный человек, инженер и композитор-любитель дворянского происхождения Владимир Евгеньевич Неклюдов, которого, как водится, „подцепили“ „органы“. Так он, будучи человеком чести и проникшись судьбой дяди, во всем признался ему, после чего между ними и завязалась дружба».

С учетом значимости имени Свиридова для Новосибирска (и не только потому, что композитор когда-то жил и творил здесь: его произведения регулярно исполняют местные академические коллективы, а фестиваль «Покровская осень» и вовсе не обходится без Свиридова) столица Сибири вполне может претендовать на внесение своей лепты в будущее грандиозное общероссийское празднование юбилея великого композитора.

«Конечно, я осознаю, что Москва и Санкт-Петербург не отдадут Новосибирску первенство основных идей, чтобы те стали центральными событиями России, — отметила Наталья Ярославцева. — Однако нам тоже есть что предложить и чем „взять“ — если в перечень этих событий попадет молодежная составляющая, то мы можем сделать такое синтетическое действо!»

Положительный опыт подобных музыкальных молодежных проектов Новосибирск уже имеет. Пример — литературно-музыкальный проект Новосибирской консерватории в честь 300-летия М. В. Ломоносова и успешные гастроли этой программы по России, которые показали, насколько люди соскучились по настоящей живой музыке. Артельный человек

Особенность новых музыкальных проектов консерватории (и не только ее) — действительно, в неком сплаве, синтезе, симбиозе искусств. Сегодня привлечь внимание зрителей одной музыкой без спецэффектов, визуального ряда и пластического сопровождения довольно сложно (можно вспомнить об еще одном проекте новосибирской консерватории «Солдат черт» на музыку Стравинского, о котором также писала газета «Честное слово» в одном из номеров).

Размытость в формах современного искусства — отнюдь не его недостаток. Это некий поиск нового измерения, нового пространства, поиск взаимного существования со своим новым зрителем. В подобном синтезе видит выход и Александр Белоненко, который считает, что вовсе не обязательно делать предстоящий фестиваль «чисто свиридовским», т. е. состоящим только из музыки Георгия Васильевича: «Сам Свиридов был человек артели, он никогда не любил никакого выпячивания. Поэтому вполне можно сделать фестиваль, в котором были бы представлены разные виды искусства. И было бы замечательно, если бы программа такого фестиваля вобрала в себя все многообразие и разнообразие нашей отечественной музыки, а может быть, и не только отечественной. Причем, повторяю, это должны быть разные формы — не чисто академические концерты».

Современное искусство переживает если не кризис, то некий переходный период. «Происходит колоссальный слом культуры. Традиционные жанры классической музыки находятся в упадке, — с горечью констатирует Александр Сергеевич. — Да, опер пишут много, но такой, которая стояла бы рядом с классической оперой, — нет! Симфонии пишутся, но сейчас уже меньше, чем раньше. Квартеты не пишут уже вообще.

Зато везде идет поиск каких-то новых сочетаний. Скажем, произведение для виолончели и симфонического оркестра одного знаменитого китайского композитора исполняется на фоне стены шанхайской крепости, на которой идет видеоряд, и одновременно звучат китайские фольклорные инструменты — неописуемой красоты зрелище! Поэтому я призываю: здесь могут рождаться какие-то новые формы и жанры». Наш Свиридов

Не только молодежные, но и детские коллективы могли бы принять активное участие в свиридовском фестивале. Так, в рамках фестивального проекта «Поющая школа» дети из хоровых коллективов просто могут исполнять произведения Свиридова с самого начала его юбилейного года: день рождения композитора аж в декабре, что дает дополнительное время для подготовки юбилейных мероприятий.

Свиридов вообще много писал для хора — вокальную музыку и, по сути, его можно назвать композитором слова. «Поэзию он отбирал первоклассную! — говорит Александр Белоненко. — Он не писал на Долматовского (в отличие от некоторых других композиторов). Поэтому у него слово классическое: Пушкин, Тютчев, Лермонтов, Есенин, Блок — его главные поэты. Он сам мечтал о мистерии… Есть у него такая огромная вещь (я до сих пор не могу к ней прикоснуться) — „Большой Блок“ — на основании прочтения дневниковых записей поэта».

Что же конкретно до произведения «Песни странника», то, учитывая их китайскую литературную основу, будущие исполнители вполне могли бы сделать ее интересной и для Поднебесной. Есть у Александра Сергеевича и желание отыскать партитуру потерянного Первого фортепианного концерта Свиридова, который исполнялся в Новосибирске. «Ведь куда бы ни приезжал оркестр ленинградской филармонии, он обязательно оставлял там часть своих нот, — надеется Белоненко. — Но самое главное — здесь были написаны „Песни странника“ на слова классических китайских поэтов — под сильным влиянием Ивана Соллертинского, который был страстным поклонником Густава Малера. А у Малера, как известно, имеется симфония-кантата „Песнь о земле“ — тоже китайский текст, правда, в немецком переводе. Свиридов в то время увлекся Малером, в результате чего и появилось его вокальное сочинение „Песни странника“. Свиридовские мероприятия на местном уровне могут быть представлены и созданием документального фильма о пребывании в Новосибирске Георгия Васильевича, и открытием выставок с архивными материалами, а также материалами из архива „добровольцев“ — очевидцев событий тех лет или их потомков, родственники которых хранят, скажем, афиши 40-х годов, фотографии и т. п.

Положительный опыт подобного мероприятия Новосибирск уже имеет: в рамках совместного с Питером проекта «900 дней братства» удалось собрать экспонаты, которые привозились во время войны из блокадного Ленинграда в Новосибирск.

Наконец, одна из десяти российских школ, носящих имя Г. В. Свиридова, — Бердская ДМШ — имеет повод наладить контакты со своими коллегами для проведения совместных культурно-просветительских мероприятий по случаю юбилея композитора.

Александр Белоненко, действительно, был тронут связанным с его визитом откликом на идею проведения в 2015 году масштабных мероприятий, посвященных творчеству его дяди. «Я так устал от наших вялых, совершенно изнеможенных культурой столичных представителей (где меркантильность совершенно одолела всех), что мне очень приятно, что есть люди, которые как-то еще живо относятся к культуре и понимают ее ценность. Я благодарю сибиряков за теплые слова и вашу энергетику».

Можно быть уверенными, что произведения такого поистине российского композитора, как Георгий Свиридов, всегда найдут отклик у сибирских зрителей, ведь они прошли через душу и сердце каждого человека, живущего в России и когда-либо слышавшего его музыку.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий