«Сделать современную музыку доступной!» — под таким девизом в столице России открывается самый масштабный Международный фестиваль «Московская осень». Он проводится уже в 34-й раз. Откроет фестиваль концерт симфонического оркестра в Большом зале Московского дома композиторов (31 октября).
«Сделать современную музыку доступной!» — под таким девизом в столице России открывается самый масштабный Международный фестиваль «Московская осень». Он проводится уже в 34-й раз. Откроет фестиваль концерт симфонического оркестра в Большом зале Московского дома композиторов (31 октября).
«Самым прогрессивным явлением композиторской жизни» назвал московский фестиваль выдающийся российский композитор-авангардист Эдисон Денисов. Форум дает возможность «высказаться» представителям самых разных творческих направлений — даже композиторам-авангардистам, чьи сочинения с успехом исполнялись за рубежом, а на родине почти не звучали. И
менно благодаря «Московской осени» состоялись премьеры крупных произведений самого Эдисона Денисова и его знаменитых коллег — Альфреда Шнитке и Софии Губайдулиной. Главный свой принцип — исполнение только новых композиций — форум сохранил до сегодняшнего дня. Руководитель московского Союза композиторов Олег Галахов рассказал:
«Фестиваля с такой идеей — играть только новые произведения — в мире нет. Во всяком случае такого большого фестиваля, который бы охватывал не только все жанры современного композиторского творчества, но и различные стили, методы письма. Чтобы попасть в программу „Московской осени“, произведение должно нести в себе черты новаторства, движения вперед в еще неизведанные сферы композиторского творчества».
Участники фестиваля, особенно представители молодого поколения, ценят в «Московской осени» прежде всего возможность получения музыкальной информации, возможность расширения творческого кругозора. Молодой композитор Станислав Новиков говорит:
«Мне очень нравится фестиваль с той точки зрения, что он дает мне большой урок. Я слышу хорошую музыку и не очень хорошую. И я понимаю, как нужно и как не нужно писать музыку. Чайковский, когда писал музыку, казавшуюся ему плохой, говорил: „Теперь я знаю, как не надо писать музыку“».
В нынешней афише 235 произведений — от симфоний до джаза, от композиций для хора и русских народных инструментов до электроакустической музыки и мультимедийных проектов. Но акцент сделан на оперу. «Московская осень» таким образом отмечает 100-летие со дня рождения выдающегося оперного режиссера Бориса Покровского. И в Камерном музыкальном театре, созданном мастером, объявлен месячник современной оперы. Этот коллектив, как отметил композитор Олег Галахов, все 40 лет своего существования тесно связан с новой музыкой:
«В театре поставлено более 50 оперных спектаклей современных композиторов, в основном московских композиторов. Специально даже писали для этого театра камерные оперы. И они все были шикарно поставлены. И вот театр скомпоновал премьеры последних двух лет в некую программу на ноябрь».
1 ноября на сцене Камерного музыкального театра будет показана опера российского композитора Владимира Кобекина «Холстомер» на сюжет повести Льва Толстого.
История «Московской осени» как международного фестиваля началась в 1994 году с приезда корифея музыкального искусства ХХ века — французского композитора Яниса Ксенакиса. С тех пор визиты зарубежных мастеров переросли в развернутые программы.
В этом году объявлены циклы под названием «Финский визит», «Итальянский визит». С интересом ожидаются концерты, обозначенные как «Россия-Германия на перекрестке». В них российские авторы представят свои сочинения, созданные на немецкие темы, и наоборот.
Источник: rus.ruvr.ru