Обзор кинопремьер: судья Дредд патрулирует Орду

Обзор кинопремьер: судья Дредд патрулирует Орду
В прокат выходит одна из самых громких отечественных премьер года — «Орда» Андрея Прошкина. Но гордость за страну вызывает и заокеанская полицейская драма «Патруль» — ибо снята она нашим, российским оператором! Конкуренцию этим лентам составляют новая версия истории «Судьи Дредда» — на сей раз в 3D, школьные зарисовки о том, как «Хорошо быть тихоней», и «Экстази», очередное эссе на тему «Наркотики — зло».

В прокат выходит одна из самых громких отечественных премьер года — «Орда» Андрея Прошкина. Но гордость за страну вызывает и заокеанская полицейская драма «Патруль» — ибо снята она нашим, российским оператором! Конкуренцию этим лентам составляют новая версия истории «Судьи Дредда» — на сей раз в 3D, школьные зарисовки о том, как «Хорошо быть тихоней», и «Экстази», очередное эссе на тему «Наркотики — зло».

Обзор кинопремьер: судья Дредд патрулирует Орду

Россия, реж. Андрей Прошкин, в ролях: Максим Суханов, Роза Хайруллина, Александр Яценко, Иннокентий Дакаяров, Андрей Панин.

Только Джанибек убил брата, чтобы самому стать ханом Золотой Орды, как вдруг — новое несчастье: мать Тайдула внезапно ослепла. Перепробованы все возможные средства лечения — ни один не помогает. Остается только понадеяться на чудо молитвы — и в Москву посылают за митрополитом Алексием. Плата за исцеление — судьба родимого княжества; на дворе — середина XIV века.

«Орду» можно рассматривать с нескольких сторон. Есть сторона смысловая, есть — техническая. Смысловой касаешься с заметным опасением: уж слишком много за последние годы появилось у нас «духоподъемных» фильмов, даже оторопь берет. Видится в этом какой-то особый «заказ», следует, наверное, прочесть в этом какое-то наставление — ведь если Церковь через экран обращается к пастве, для чего-то, стало быть, ей это нужно. Но расшифровывать эти послания и рассуждать как о миссии святого, так и о его Чуде, совершенно не хочется. Подходить к этому можно с разных точек зрения, что в нашей многоконфессиональной стране легко обернется по меньшей мере жаркими спорами; да ну.

Поэтому отдадим лучше должное чисто техническому профессионализму создателей картины. Сделана она виртуозно. Всем известен исторический факт, что Орда была, но как она существовала, как выглядела, как жили люди — об этом даже ученые знают крайне мало. Поэтому киношники создавали всё с нуля, пользуясь имеющимися источниками и, в первую очередь, своим воображением. И придраться к результату никак невозможно, так и хочется повторить вслед за Папой Римским легендарную фразу «Всё так и было» (сказанную им в отношении другого фильма). Для съемок ленты был выстроен настоящий, чрезвычайно правдоподобный город, подобран аутентичный реквизит, сшиты «правильные» костюмы — теперь хоть садись и сразу диссертацию пиши о быте того времени. А как здесь рубят головы!.. Восхитительно рубят — нельзя было даже предположить, что у нас умеют делать настолько качественные спецэффекты.

Подобное отношение к производству вызывает чувство глубокого уважения: далеко не про каждый российский фильм можно сказать, что он сделан на подлинно «голливудском» уровне. И если за весь год вы смотрите только одну картину отечественного производства, «Орда» заслуживает того, чтобы стать таковой. Когда чуть позже кинематографисты будут подводить итоги года, про эту работу Андрея Прошкина они, скорее всего, будут вспоминать чаще прочих.

Комментарий редакцииСм. также«Орда» на Московском кинофестивале»«Кто поедет за «Оскаром»?»

США, реж. Дэвид Эйер, в ролях: Джейк Джилленхол, Майкл Пенья, Анна Кендрик, Натали Мартинез, Америка Феррера.

Будни лос-анджелевского полицейского патруля. Преследования, заканчивающиеся перестрелками, случаются не каждый день, куда чаще приходится сталкиваться с «пустяками»: то негр слишком буйный попался, то на вечеринке музыка громкая, то мужик детей клейкой лентой связал. Но бывают и сюрпризы: выбирая между тем, куда лучше поехать — успокаивать пенсионера, который бросил соседу кружку воды в окно, или искать не отвечающую на звонки дочери старушку, напарники случайно натыкаются на крупнейшую партию наркоты и запредельное количество трупов. И жизнь их теперь не стоит и ломаного цента.

Оригинальность стандартному сюжету придает то, что вся картина снята будто бы на «скрытую камеру» — прием, уже порядком поднадоевший, но не исчерпавший пока себя полностью. Зачем простым полицейским столь обстоятельно фиксировать свою жизнь так, правда, и не объяснено — но ведь это Лос-Анджелес, здесь все вокруг постоянно кино снимают, почему бы и копам не попробовать! Хотя стилистика, следует отметить, выдержана не полностью: присутствие третьей, уже настоящей камеры ощущается постоянно. Тем не менее, если не обращать на мелкие недочеты внимания, эффект «погружения» достигается почти полный. Что, в целом, работает: ходы, типичные для любого полицейского фильма, не выглядят здесь совсем уж «банальщиной», и ты даже постепенно забываешь, что перед тобой вообще-то не реальный патрульный, а Джейк Джилленхол, только побритый. На выходе имеем крепкую картину, выгодно отличающуюся от прочих если не историей, то попыткой хоть как-то по-новому ее преподнести.

Режиссер Дэвид Эйер ранее поставил фильмы «Крутые времена» и «Короли улиц» и написал сценарии «Тренировочного дня» и «S. W. A. T.». То есть, полиция — это стопроцентно его тема, которую он хорошо знает и очень умело отрабатывает; будем ждать его новых на этот счет высказываний. Но в случае с «Патрулем» куда интереснее знать не про того, кто сидел в режиссерском кресле, а про того, кто отвечал за транслируемую на мониторе картинку. А это был наш соотечественник Роман Васянов, снявший на родине такие хиты как «Охота на пиранью» и «Стиляги» и два года назад получивший операторский приз «Кинотавра» за картину «Явление природы». «Патруль» — его первая большая работа на чужбине, а вскоре последуют еще три, все сплошь со «звездами». Молодец! Пожелаем Роману удачи.

США, реж. Стивен Чбоски, в ролях: Логан Лерман, Эмма Уотсон, Эзра Миллер, Джонни Симмонс, Пол Радд.

15-летний Чарли — необщительный паренек, и в новой школе он поначалу оказывается в полном одиночестве. Но вскоре встречается с Патриком и его сводной сестрой Сэм — они старше на три года, но сразу принимают мальчугана в свою компанию. Разумеется, он тут же влюбляется — и, разумеется, никак не решается в этом признаться.

Обычная школьная история — друзья, подружки, чуток уроков, чуть больше вечеринок, а так — просто дни, неповторимые, но так быстро утекающие друг за другом. И только два нюанса, которые отличают этот фильм от массы ему подобных. Во-первых, Чарли немножечко, но болен — его мучает страшная психологическая травма из детства, и временами это опасно. Во-вторых, герои участвуют в театральных вакханалиях, традиционных на сеансах фильма «Шоу ужасов Рокки Хоррора», и обожают только что зазвучавшую песню Дэвида Боуи «Heroes» — стало быть, это 1977-й год. Что объясняет магнитофонные кассеты, на которые пишутся признания в любви, прием ЛСД и ряд других приятных ностальгических мелочей, а также дает законное право предположить, что всё это Стивен Чбоски — режиссер, автор сценария и автор легшей в его основу книги — взял из собственного жизненного опыта.

Первый серьезный минус, который можно предъявить этой картине — это чуждый нам опыт и, соответственно, чуждая нам ностальгия. У нас не было (да и сейчас нет) в школах индивидуальных шкафчиков и таких огромных столовых, у нас не живет каждая семья в двухэтажном собственном доме, и хотя и у нас сейчас имеется ЕГЭ, сдается оно, судя по всему, совсем по иным правилам, нежели в Америке. С другой стороны, важный вопрос «Почему хорошие девушки влюбляются в плохих парней?» остается таким же важным и по эту сторону океана. Так что если убрать из расчета все эти приметы времени и государства, то внутри останется история подростков, в принципе типичная для любого общества — мальчики любили девочек и в советских 70-х, иначе нас бы попросту не было.

Однако имеется беда и похуже: фильм, собственно, ни о чем. Для подростков, способных отождествлять себя с героями, это сойдет, но взрослый быстро заскучает. И единственное, что может оправдать потраченное время — это актерский ансамбль, собранный из ребят, за которыми будущее Голливуда. Логан Лерман уже сыграл Д’Артаньяна и Перси Джексона, Эзра Миллер — Кевина, с которым «Что-то не так», ну а Эмму Уотсон представлять никому не надо, она нам почти как сестра. И в этом плане сильно расстраивает, что по сюжету ее героиня уже спала со взрослыми парнями: Гермиона, как ты могла!

Канада-Великобритания, реж. Роб Хейдон, в ролях: Адам Синклер, Кристин Кройк, Билли Бойд, Карло Рота, Стивен Макхэтти.

Ллойд иногда подгоняет товар для серьезного наркодиллера, но мечтает о собственном клубе, где можно было бы продавать свою наркоту. Встреча с «правильной» Хизер поначалу ничего не меняет, но проблемы, как и долги, накапливаются, лучший друг от передоза попадает в психушку, умирающий отец отталкивает от себя — и герой оказывается перед выбором: завязать или продолжать, как ни в чем не бывало.

Не знаешь даже, что лучше — иронизировать или плакать, но фильм практически с первого кадра напоминает культовое «На игле», и если и имеются различия в сюжете, то общий смысл — тот же самый. Не удивительно: новый фильм, как и старый, тоже снят по книге Ирвина Уэлша, для которого тема кислоты стала воистину золотым дном (из экранизаций смотри также «Кислотный дом»). При этом развитие авторской мысли идет ровно тем же ходом: сперва сделано всё, чтобы показать, какая это радость — экстази, сколько удовольствия приносит одна лишь таблетка!.. Затем следует малоубедительное «разоблачение» и обретение «настоящей» жизни, оставляющее полное ощущение, что «хороший» финал придуман только для того, чтобы обвести вокруг пальцев чиновников и доказать им, что фильм (как и роман) на самом деле «антинаркотический». Хотя ведь если задуматься, то что имеет в виду герой, когда говорит, рассуждая о будущих перспективах: «Никогда не говори никогда»?..

«Единственный посредник между мной и Господом — это экстази». «Я настоящий, только когда на дозе». Правительственные плакаты «Наркотики убивают». От фильма остается полное ощущение, что за прошедшие с 96-го шестнадцать лет ничего не изменилось — и запасов красноречия у творческой группы ни на грамм не прибавилось. Но если вспомнить «На игле» — вспоминаешь ведь отнюдь не слова, а образы. А они у Дэнни Бойла были первоклассными — что и обеспечило той картине моментальный статус классики, лишь укрепившийся с годами. Лента Роба Хейдона кинематографическими изысками не страдает, а так как и ничего нового по теме она в себе не несет, то право слово — лучше ее попросту упустить из виду, чтобы лишний раз не расстраиваться.

США-Великобритания-Индия, реж. Пит Трэвис, в ролях: Карл Урбан, Рэйчел Вуд, Оливия Тирбли, Лина Хиди, Джейсон Коуп.

Судья Дредд — полицейский будущего, уполномоченный решать все спорные вопросы на месте. Вместе с напарницей, умеющей читать чужие мысли, ему предстоит пройти двести этажей небоскреба, доверху набитого преступными элементами.

Очередная антиутопия: на Земле прогремела атомная война, те, кто выжил, поделили территорию и построили новые города, мало, в принципе, отличающиеся от разрушенных. Всё вокруг настолько плохо и депрессивно, что человечество спасается очередной разновидностью наркоты — под ее воздействием восприятие мира становится гораздо медленнее, а стало быть — на душе спокойнее. Но полицейским, по ряду причин, это не нравится — и там, где слова не помогают, приходится прибегать к помощи оружия. Ничего, короче говоря, нового — разве что уровень спецэффектов возрос и выстрелы стали на порядок громче.

И потому сравнивать новый фильм со старым не стоит. Пусть в 1995-м году судью Дредда играл Сильвестр Сталлоне — но общепризнанно, что та картина стала одним из печальнейших его провалов. Сейчас за главного героя — Карл Урбан, знакомый нам по «Хроникам Риддика» и «Пастырю»; впрочем, за весь фильм мы так и не увидим его лица. А Пит Трэвис известен тем, что ранее поставил «Точку обстрела» — не выдающуюся, но вполне примечательную. Западные критики встретили его новую работу в целом доброжелательно, отмечая качественный визуальный ряд и впечатляющие экшен-сцены. Хотя в любом случае очевидно, что «Судья Дредд» сделан не для критиков, а для народа — который, как свидетельствуют кассовые показатели, обожает стрелялки и шумелки практически в любом виде.

Источник: ridus.ru

Добавить комментарий