Вторая российская картина в конкурсе ММКФ — «Роль» Константина Лопушанского, необычный фильм об актёре, решившем «сыграть» чужую жизнь не на сцене, а в реальности советского 1923-го года. В борьбу за приз фестиваля вновь, как и в прошлом году с «Ордой», вступает Максим Суханов.
Вторая российская картина в конкурсе ММКФ — «Роль» Константина Лопушанского, необычный фильм об актёре, решившем «сыграть» чужую жизнь не на сцене, а в реальности советского 1923-го года. В борьбу за приз фестиваля вновь, как и в прошлом году с «Ордой», вступает Максим Суханов.
В годы Гражданской войны, когда солдатня с радостью и с лёгкостью живьём сжигала буржуинов в паровозной топке, актёр Николай Павлович Евлахов повстречал своего двойника — красного командира Игната Васильевича Плотникова. Мысль о человеке, сходном с ним во всём, кроме мыслей, стала неотступно преследовать Евлахова — до тех пор, пока он не решился буквально перевоплотиться в погибшего к тому времени Плотникова. Ради осуществления своего безумного замысла он забросил репетиции «Чайки» и вместо того, чтобы провериться у доктора Фрейда в Вене, отправился из финского Выборга в промозглый и революционный Петроград.
«Это же уникальный шанс — вживую сыграть!» — убеждает Николай и себя, и свою отчаявшуюся как-либо вмешаться супругу. Без особых проблем прижившись в новом образе, он увлечённо работает по Методу, регулярно сверяясь с внутренними ощущениями: «Как это сыграть?!» И плачет по ночам от счастья — так ему нравятся встречаемые им характеры и произносимые диалоги! Не останавливает актёра и вскоре пришедшее осознание того, что Плотников обречён — он или сам застрелится, или его в конце концов расстреляют. «Способен ли я принять Роль как Судьбу?» — мучительно размышляет герой, бесстрашно продвигаясь в своём эксперименте вперёд, чтобы однажды произнести заключительное: «Занавес».
Про Константина Лопушанского вполне можно сказать, что это режиссёр, широко известный в узких кругах. Великих фильмов, любимых миллионами, он не снимал, но подлинные ценители Авторского кино его работы хорошо знают. «Письма мёртвого человека», «Посетитель музея», «Гадкие лебеди» — картины эти в разное время прозвучали по-разному, но главное, что прозвучали и были увидены теми, кто хотел их увидеть. Работая в традиции, заложенной Андреем Тарковским, Лопушанский в своём творчестве близок к великим коллегам по «Ленфильму» — Алексею Герману и Александру Сокурову. Так что неудивительно, что его «Роль» заранее рассматривалась многими как явный претендент на «Святого Георгия».
Как рассказал сам режиссёр на фестивальной пресс-конференции, замысел нынешнего фильма родился очень давно. Ещё в начале 1980-х первый вариант сценария был написан знаменитым отечественным кинодраматургом Павлом Финном, который провёл огромную исследовательскую работу с историческими материалами. Но по воле бдительной цензуры всё рухнуло. А в последующие годы вмешалась уже цензура коммерческая: в обновлённой России на подобный проект уже попросту не было денег. В расчёте на внимание инвесторов Финн с Лопушанским даже опубликовали сценарий в журнале «Искусство кино». И вот — постоянный продюсер Сокурова Андрей Сигле не сразу, но всё же «принял безрассудное, но смелое решение снять этот фильм». Чем сам остался, по его словам, весьма доволен: ведь очень важно продолжать попытки серьёзного разговора со зрителем. Получившаяся картина, конечно, сложна — в первую очередь для недоверчивых прокатчиков. Но если к ней бережно отнестись, если с ней вдумчиво поработать, она всё-таки имеет шансы выжить — даже в наше, такое не простое для подобного уровня лент время.
Рассуждая о далеко не банальном сюжете фильма, режиссёр говорит, что сыграть хотя бы одну великую роль — мечта любого актёра, ради исполнения которой настоящий талант готов будет пойти на любые риски. «Заглядывать в бездну на краю — это часть национального менталитета», — считает Лопушанский и добавляет: «Герой, принимая это, должен принимать свою судьбу в самом трагическом выборе».
Как приняло картину жюри во главе с иранским классиком Мохсеном Махмальбафом — узнаем в ближайшее воскресенье.
Комментарий редакцииСм. также:«Провокации ММКФ» «Про Иуду, про Холокост — российские темы на ММКФ» «Конкурс на злобу дня — от Чечни до гомосексуализма»
Источник: ridus.ru