Марина Тимашева: С этого выпуска мы приступаем к разговору об истории русского рока, надеемся, что он окажется постоянной рубрикой. Своего рода, аудиосериалом. С Ильей Смирновым, чьи исторические рецензии стали характерной приметой нашей программы, как и музыкальная заставка Александра Пантыкина, мы познакомились благодаря его книжке «Время колокольчиков: жизнь и смерть русского рока», когда мне случайно попала в руки самая первая ее самиздатовская версия. Еще был жив Александр Башлачев, подаривший этой истории название и, наверное, не только…
Марина Тимашева: С этого выпуска мы приступаем к разговору об истории русского рока, надеемся, что он окажется постоянной рубрикой. Своего рода, аудиосериалом. С Ильей Смирновым, чьи исторические рецензии стали характерной приметой нашей программы, как и музыкальная заставка Александра Пантыкина, мы познакомились благодаря его книжке «Время колокольчиков: жизнь и смерть русского рока», когда мне случайно попала в руки самая первая ее самиздатовская версия. Еще был жив Александр Башлачев, подаривший этой истории название и, наверное, не только…
Марина Тимашева: С этого выпуска мы приступаем к
(Звучит песня Александра Башлачева «Время колокольчиков»)
Илья Смирнов: Башлачев сформулировал то главное, ради чего мы вообще этим занимались, тратили на это время, и сейчас люди продолжают слушать песни, тогда написанные, совсем молодые люди, которые не застали ни Башлачева, ни Майка, ни Цоя.
Сейчас я бы, конечно, целый ряд сюжетов из той старой книжки изложил по-другому. Там было слишком много эмоциональной вовлеченности. Но окончательный вариант, 1991 года, это уже, слава Богу, взгляд со стороны, я уже года три как непосредственно рок-музыкой не занимался, поэтому сумел с грехом пополам определить некоторые базовые позиции, от которых и сейчас не отрекаюсь, а граждане, освещающие ту же тему изнутри современного шоу-бизнеса, стараются их просто игнорировать, как будто и не было книжки такой. Я их понимаю, потому что возразить им нечего, а признавать некомфортно.
Марина Тимашева: И к самому раннему периоду дискомфорт тоже относится? Откуда есть пошла рок-музыка в «неритмичной стране»?
Илья Смирнов: Если мы внятно произнесем, что изначально русский рок — не столько искусство, сколько сфера обслуживания, ритмичный фон для молодёжного досуга, живой проигрыватель, воспроизводивший на танцах «в отдалённом совхозе „Победа“ последние достижения из баров Ливерпуля, то возникает вопрос: а сейчас что это такое? В чём разница и в чём прогресс? В том, что тогда называлось „танцплощадка“, а теперь называется „клуб“? И ради одного этого, как в анекдоте, и герб, и армия, и министерство иностранных дел? И чувство собственного превосходства над „тоталитарным обществом“ в СССР? Вот я беру из свежих „Известий“ заметку под пафосным названием „В поисках нового рока“, про какой-то фестиваль, на котором „нашли“ группы Jet Kids, Skill Toys, Cardio Beat и еще Jack Wood, которые „были запрограммированы на победу“, потому что вызвали „в памяти навязчивые ассоциации с легендами британского альтернативного рока…“ Танцплощадка 60-х.
(Звучит песня «Шизгара» группы «Веселые картинки»)
Это, конечно, более поздняя запись, 80-х годов, но группа «Веселые картинки» пародировали то, что очень хорошо знали, поскольку базировались в совхозном клубе. И я лично помню танцы в училище под бессмертную композицию «Ком чугеза» (“Come Together” «Битлз»).
Марина Тимашева: Вот Вам, кстати, и «клуб» — в смысле клуб или дом культуры какого-нибудь предприятия.
Илья Смирнов: Да, «на заплеванной сцене райклуба…» То есть, и этого отличия между днем нынешним и днем минувшим нет.
Марина Тимашева: А качество инструментов, которые тогда были вообще самодельные? Мастерство исполнения?
Илья Смирнов: Ремесло — средство. «Говорят, что ты мол, с той поры Весьма повысил качество игры. А только что ни говори, мастерством не скроешь Пустоты внутри. То есть, выбрались как-то из сферы обслуживания, прошли в 70-е — 80-е годы „бережком вдоль синей речки“, и возвратились, сделав круг, к тому же самому разбитому корыту с этикеткой не по-нашему, только не деревянному, а пластиковому.
Марина Тимашева: Значит, романтические образы первых рок-музыкантов и хиппи из фильма Гарика Сукачева «Дом Солнца» не соответствуют действительности?
Илья Смирнов: Я уже говорил, что фильм исторически очень уязвим, там перемешаны эпохи, но, с другой стороны, по «Александру Невскому» тоже не стоило бы изучать историю, «Дом Солнца» — именно что романтическая легенда. К хиппи мы ещё вернёмся, а что касается ранних, как их тогда называли, бит-групп, то их, конечно, не признавали официально, но никак особенно и не преследовали. «Ну, пусть молодежь, если хочет, танцует под эту свою так называемую музыку», — говорил директор. Записей того времени практически не сохранилось.
Марина Тимашева: Не было соответствующего оборудования. На тогдашний бытовой магнитофон можно было с грехом пополам записывать бардов в сопровождении гитары, но не целую группу.
Илья Смирнов: И то верно. Но ведь официальные коллективы как-то записывались. На радио, на киностудиях. Важно то, что не было стимула фиксировать для вечности то, что воспринималось как необязательное приложение к НАСТОЯЩЕМУ, западному року. Ну, мы же не ходим с аппаратурой к друзьям, чтобы запечатлеть, какая музыка звучит у них по телевизору. Зачем тиражировать копии, если намного проще скопировать с импортной пластинки оригинал?
Но с самых ранних времен прослеживается естественное человеческое стремление спеть что-нибудь и на родном языке. Принято считать, что первую песню на русском языке написала группа СОКОЛ, Юрий Ермаков — Игорь Гончарук: «Где тот край?»
Марина Тимашева: Принято считать?
Илья Смирнов: Для того, чтобы с точность провозглашать нечто подобное, нужно отделить рок-группы от прочих музыкальных коллективов, эстрадных, официально — филармонических, которые использовали электрические инструменты. Что в принципе невозможно для раннего периода. При возможности рок-музыканты вполне органично устраивались эстрадными музыкантами в филармонии, и тексты тогдашних рок-композиций… Ну, раз у нас зашла речь о «Доме Солнца» — тоже СОКОЛ, «Солнце над нами», нечто вроде гимна московских хиппи.
(Звучит песня «Солнце над нами» группы «Сокол»)
Источник: svobodanews.ru