Неужели 2012 станет годом медведя? («The Guardian», Великобритания)

Неужели 2012 станет годом медведя? (
Этот фильм, созданный в прошлом году, стал лентой, чьи внушительные кассовые сборы нельзя объяснить участием какой-либо известной кинозвезды. Дело в том, что во время съемок и демонстрации этой биографической картины центральной фигурой был и является сам Владимир Семенович Высоцкий, исполнитель авторской песни, поэт и актер, выражавший протестные настроения и необычайно популярный в Советском Союзе. Организаторы рекламной кампании фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», вышедшего на экраны 1 декабря 2011 года, поступили весьма мудро, скрыв имя актера, которого с помощью компьютерной графики и силиконовой маски стоимостью $30 тыс. превратили в Высоцкого, тем самым воскресив национального героя (мне его описывали как человека, «сочетавшего в себе качества Джона Леннона (John Lennon) и Джеймса Дина (James Dean) и исполнявшего песни, как Боб Дилан (Bob Dylan)».
Этот фильм, созданный в прошлом году, стал лентой, чьи внушительные кассовые сборы нельзя объяснить участием какой-либо известной кинозвезды. Дело в том, что во время съемок и демонстрации этой биографической картины центральной фигурой был и является сам Владимир Семенович Высоцкий, исполнитель авторской песни, поэт и актер, выражавший протестные настроения и необычайно популярный в Советском Союзе. Организаторы рекламной кампании фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», вышедшего на экраны 1 декабря 2011 года, поступили весьма мудро, скрыв имя актера, которого с помощью компьютерной графики и силиконовой маски стоимостью $30 тыс. превратили в Высоцкого, тем самым воскресив национального героя (мне его описывали как человека, «сочетавшего в себе качества Джона Леннона (John Lennon) и Джеймса Дина (James Dean) и исполнявшего песни, как Боб Дилан (Bob Dylan)».
Неужели 2012 станет годом медведя? (

Этот фильм, созданный в прошлом году, стал лентой, чьи внушительные кассовые сборы нельзя объяснить участием какой-либо известной кинозвезды. Дело в том, что во время съемок и демонстрации этой биографической картины центральной фигурой был и является сам Владимир Семенович Высоцкий, исполнитель авторской песни, поэт и актер, выражавший протестные настроения и необыч
Тайна, лежащая в основе личности этого загадочного исполнителя-диссидента, сделала данную ленту лидером российского проката в прошлом году ($28 млн, и это еще не окончательная цифра). Однако русским понадобилось чрезвычайно много времени для такого достижения, ведь до декабря прошлого года ни одна из российских картин не входила в список 20 самых кассовых фильмов. Военная эпопея «Утомленные солнцем — 2», стоившая в производстве $40 млн и ставшая самой затратной лентой в российской истории, потерпела фиаско, когда ее вторая часть вышла на экраны в мае прошлого года, хотя многие предсказывали ей необычайный успех в прокате. Несколько лет назад российские кинематографисты научились любить блокбастеры, начав снимать яркие фильмы, основанные на спецэффектах, примером которых является «Ночной дозор», сегодня же они узнали и оборотную сторону медали — сомнительное удовольствие от провала в прокате картины, по всем прогнозам обещавшей стать хитом сезона.

Последнюю пару лет настроение, царившее в киноиндустрии, было весьма мрачным. Со времени подъема, имевшего место в середине 2000-х годов, российские фильмы не производили на публику должного впечатления у себя дома, с экранов их вытесняли голливудские ленты, сулившие больше кассовых сборов. Картине местного производства не удавалось возглавить список хитов года начиная с 2007, когда на экраны вышел фильм «Ирония судьбы — 2», поставленный Тимуром Бекмамбетовым, талантливым казахским режиссером, стоявшим за созданием «Дозоров», который все больше ориентируется на Голливуд.

Год спустя наступил кредитный кризис. «По России кризис ударил больше, чем по какой-либо другой стране, — вспоминает Анна Кокурина, вице-президент по производству компании Fox International Productions, — я знаю много фильмов, на которые предполагалось потратить пять, шесть, даже семь миллионов долларов, а в конечном итоге создатели обходились двумя. В результате этого сильно страдало качество. Сегодня мы все еще видим в прокате картины, снятые в то время, причем они даже приносят выручку. Это своего рода эффект замедленного действия».

Удар финансового кризиса был настолько силен, что он даже сумел остановить бум в отрасли кинопроизводства и проката, в которой наблюдался стабильный рост начиная с 2000 года. Как утверждают, в период между 2008 и 2009 годами число вышедших на экраны российских картин упало с 280 до 70.

Неудивительно, что дефицит был восполнен за счет голливудских лент. Конечно, легко винить во всем Голливуд, однако ситуация является не такой простой, какой кажется. По мнению Кокуриной, повсеместное присутствие американских картин на афишах российских кинотеатров нужно рассматривать как вызов, а не считать колонизацией: «Голливудские картины делают зрителей более искушенными, они поднимают планку стандартов в кинопроизводстве. Продюсерам следует это понять и стараться создавать фильмы лучшего качества». Она утверждает, что ее компания, предлагающая картины на местном языке в странах с быстро развивающейся прокатной отраслью, именно так и делает. В России немного школ кинопроизводства, поэтому, настаивая на соблюдении жестких правил при выборе сценария, Fox заставляет местных продюсеров поднимать ставки в игре.

Этот стимул, похоже, работает, даже несмотря на спад в отрасли. Что интересно, в то время как «кассовые монстры» исчезли с российских экранов, число фильмов среднего уровня, собирающих в прокате, скажем, более $10 млн, постоянно растет. Создается впечатление, что Голливуд раздвинул границы рынка, и местные продюсеры приспосабливаются к новым размерам игрового поля.

Другой парадокс заключается в том, что региональным подразделениям Голливуда еще только предстоит серьезно вторгнуться на рынок. Только картина про Высоцкого и вышедшая в 2009 году лента «Самый лучший фильм — 2» (пародия в стиле фильма «Встреча со спартанцами», доказывающая, что «подбирать крошки» можно везде), созданные компанией Universal совместно с ее российским партнером, добились значительного успеха. Поэтому в период, когда страна начинает отходить от «похмелья», вызванного финансовым кризисом, позиции российских кинематографистов, возможно, гораздо сильнее, чем это кажется на первый взгляд.

Россия, которую сами россияне любят называть «спящим великаном», уже является седьмым по величине кинорынком мира, и это при том, что она значительно уступает по числу кинотеатров любой из стран, расположенных в списке выше ее. В России сегодня только 2,5 тыс. экранов, в то время как в США их имеется 40 тыс. Так что конкуренция за популярность среди местных любителей кино обещает быть жесткой. Это осознает Голливуд, который настойчиво внедряется на российский рынок с фильмами на русском языке. Это не ускользнуло от внимания Китая и Германии, которые зондируют почву насчет совместного кинопроизводства.

Особенности нынешней ситуации понимает и Бекмамбетов, самый грамотный в коммерческом плане из нынешних российских кинематографистов. Отказавшись от продолжения «Дозоров», третья часть которых (обсуждался вопрос о создании ее на английском языке) могла бы вывести проект на международный уровень, он сегодня пытается сделать то же самое, но наоборот, выступив продюсером фильма «Фантом» (The Darkest Hour), действие которого разворачивается в Москве. Таким путем он хочет сохранить евразийские корни в своей новой голливудской постановке.

Сегодня есть признаки, указывающие на то, что 2012 год будет успешным, поэтому настало время для нового прорыва в отрасли. В 2011 году на рынке в основном царило затишье. Однако за фильмом о Высоцком, который собрал более $20 млн в прокате, последовали новогодняя комедия «Ёлки -2» (к ее созданию также приложил руку Бекмамбетов) и мультфильм-сказка «Иван-царевич и Серый волк». Что бы ни делали конкуренты, необходимо наступать им на пятки. Откуда российские кинематографисты узнали об этом приеме? Может быть, гонка, в которой они ощущают горячее дыхание Голливуда за спиной, пошла им на пользу?

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий