Инвестируй в это («Континент Сибирь», Новосибирск)

Инвестируй в это (
Рынок ИТ как никакой другой отличает высокая инвестиционная привлекательность. Зачастую компании этой сферы рынка являются не просто хорошими налогоплательщиками и поставщиками рабочих мест, но также социально и научно ориентированными. Однако несмотря на это, как крупные, так и тем более небольшие ИТ-компании нуждаются в помощи государства по отдельным блокам вопросов, как фискальных, так и инфраструктурных. При этом несмотря на создание технопарка, который бесспорно пошел на пользу отрасли, проблемы ИТ-компаний отнюдь не исчерпались.
Рынок ИТ как никакой другой отличает высокая инвестиционная привлекательность. Зачастую компании этой сферы рынка являются не просто хорошими налогоплательщиками и поставщиками рабочих мест, но также социально и научно ориентированными. Однако несмотря на это, как крупные, так и тем более небольшие ИТ-компании нуждаются в помощи государства по отдельным блокам вопросов, как фискальных, так и инфраструктурных. При этом несмотря на создание технопарка, который бесспорно пошел на пользу отрасли, проблемы ИТ-компаний отнюдь не исчерпались.
Инвестируй в это (

Рынок ИТ как никакой другой отличает высо
За последнее десятилетие отношение к ИТ-бизнесу существенно улучшилось, инвесторы поверили в него. На сегодняшний день всем очевидно, что огромное количество бизнесов растет из Интернета, поэтому все чаще стали осуществляться вложения в средний и малый ИТ-бизнес. Инвесторы стали понимать, что это большой рынок, который будет развиваться, и что это достаточно перспективное направление.

С учетом этого факта ИТ-рынок традиционно привлекает стартаперов. Однако многие такие молодые компании исчезают на стадии планирования. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, в России наблюдается один из самых высоких налогов на заработную плату, а именно этот фактор производства формирует большую часть себестоимости в ИТ-бизнесе. «Для разработчика программного обеспечения затраты на оплату труда составляют 80% себестоимости, что является самым высоким показателем, средний уровень по другим отраслям около 13%», — отмечал ранее в интервью «КС» гендиректор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский. Во-вторых, стартаперы отмечают, что молодой бизнес, по сути, должен платить столько же, сколько и большая развитая компания. И это несмотря на огромную разницу в доходах. В связи с этим многие участники ИТ-рынка сходятся в том, что для начинающих компаний в отрасли необходимы условия льготного налогообложения, своеобразные «налоговые» каникулы для развивающихся проектов. «Безусловно, государство делает некоторые послабления для малых бизнесов, что помогает молодым стартаперам, — отмечает вице-президент и руководитель новосибирского центра разработок Parallels Алексей Кандиков. — Люди, решившиеся создать стартап, уже имеют в своем арсенале идею, мотивацию, поэтому в этих вопросах им не требуется особой поддержки. Зато помочь можно было бы льготными условиями по налогообложению, которые могли бы быть хорошими мерами поддержки. Ведь компании неизбежно растут и перестают быть малыми».

Некоторые компании, как, например, вышеупомянутая Parallels, идут по пути наименьшего сопротивления, они концентрируют продажи, маркетинг и работу с партнерами вне России. Parallels является международной компанией, которая имеет офисы в 14 странах мира, при этом все центры разработок в России — Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург. Подобный подход минимизирует риски при ведении бизнеса в России, но все равно оставляет нетронутой проблему с налогообложением.

По мнению операционного директора Paralells в Новосибирске Александра Ловейко, помимо налогов, существенны следующие моменты: наличие квалифицированной рабочей силы и доступность и качество аренды. «Рабочая сила в Новосибирске есть, но рынок конкурентный, и местные власти на ситуацию влияют очень слабо», — подчеркнул Александр Ловейко. По его мнению, в компетенции местных властей находятся возможности проводить всевозможные локальные стимулирующие программы, такие как льготная аренда в технопарке, субсидии, участие в выставках и т. д. Сама компания Paralells не пользуется подобными льготами и не нуждается в площадях того же Технопарка, имея офис в городе. Это объясняется режимом работы службы передержки и повышением работоспособности персонала: инженерам проще добираться в центр из районов города, нежели в Академгородок.

В свою очередь гендиректор компании Alawar Entertainment Александр Лысковский видит несколько другие проблемы в IT, кроме системы налогообложения. Он, в частности, выделяет образование, инфраструктуру и имидж города как основополагающие для создания хороших условий для бизнеса: «Систему образования нельзя построить силами одной компании или даже одной отрасли, этим должно заниматься государство. И это очень долгосрочный проект. Сначала нужно собрать коллектив преподавателей, выстроить инфраструктуру — места, где они преподают, и материальное обеспечение, а потом уже инфраструктуру отбора студентов. Например, когда Михаил Алексеевич Лаврентьев основывал ФМШ и НГУ, он отбирал школьников по всей территории Сибири и Казахстана через олимпиады. Потом придумывалась система роста этих толковых ребят от школы до вуза и магистратуры, системы обучения, стажировки, распределение по профессиям, система аттестации знаний. Это сложный и большой проект. Сейчас мы видим остатки советской образовательной инфраструктуры и слишком медленно создаем что-то новое. Как-то изменить ситуацию может только государство совместно с бизнес-сообществом, причем не компаниями, а кластерами — объединением нескольких бизнесов, которые могут рассказывать, что им нужно, и сформировать кадровый заказ», — поясняет Александр Лысковский.

Имидж города, который все чаще становится темой обсуждения в правительственных и бизнес-кругах, по мнению Александра Лысковского, должен кардинально поменяться и избавиться от стереотипов о «медведях, шапках, морозах, зэках и концлагерях»: «Важен имидж города, его удобство для развития бизнеса. Для этого, в частности, аэропорт должен быть международным, чтобы туда могли приезжать люди со всех ИТ-центров мира, например, Силиконовой долины. Когда у нас запустят рейс Сан-Франциско—Новосибирск, я пойду и как следует это отпраздную, так как это будет большой победой Новосибирска как ИТ-центра. Также важны необходимая выставочная инфраструктура, гостиницы, конференц-залы, чтобы в город можно было привозить иностранцев, чтобы они могли общаться о бизнесе с местными компаниями. Ну и, конечно, надо работать над имиджем города. Только все вместе мы можем создать положительный образ города, который затмит стереотипы о медведях, шапках, морозах, зэках и концлагерях. Нужно, чтобы люди говорили о том, что Сибирь — место, где есть много заметных компаний в области ИТ, биотехнологий, медиа, которые заметны на мировом уровне, значимы и привлекают внимание инвесторов и партнеров», — поясняет Александр Лысковский.

Академгородок, ставший с появлением Технопарка центром притяжения «айтишников», по мнению представителей отрасли, обладает большей имиджевой привлекательностью. Однако этот район Новосибирска не обновлялся уже 25 лет. Помимо Академгородка, на имидж города и приток инвестиций положительно влияют крупные компании, вроде ЦФТ, 2ГИС, Alawar, Parallels, «Инмарко». Однако их, по мнению Александра Лысковского, слишком мало, чтобы кардинально повлиять на политику в этом направлении. Кроме того, недостаточно продуманная инфраструктура города портит любые попытки облагородить его имидж. «Новосибирск — мой родной город, и я его очень люблю, хочу, чтобы люди не уезжали из него, — отмечает Александр Лысковский. — Для этого мы не можем поменять климат, но мы можем поменять жилье, создать удобную систему общественного транспорта и рынок комфортного арендуемого жилья».

Другого рода проблемы стоят перед начинающими проектами в сфере ИТ. В качестве примера можно привести компанию Mayaka, появившуюся недавно на рынке и еще не успевшую забыть о трудностях начала бизнеса. Стартап появился в 2009 году, а в 2010 Mayaka стала резидентом Технопарка, что способствовало выходу ее на более масштабный уровень и получению широких возможностей для развития. Благодаря сравнительно недавнему выходу на рынок создателям Mayaka еще близки проблемы начинающей IT-компании. «Новосибирск — отличная площадка для инвестиций, у нас очень много как торговых девелоперских проектов, так и научных инновационных благодаря Академгородку и НГУ, — отметил один из создателей сервиса Mayaka Александр Напорчук. — Но при этом очень невысок уровень понимания такого формата, как инвестирование, люди не совсем отличают инвестиции от кредита, не понимают, в каких форматах можно взаимодействовать, по сути, все сводится к обычному кредитованию или продаже доли. Также интересные для инвестиций компании скрыты от инвесторов, и часто они не могут найти друг друга».

Как считают создатели сервиса, помощь Технопарка неоценима в бизнесе, связанном с IT, но этого мало для молодых компаний. «Размещение в Технопарке сэкономило много времени и денег, дало полезные связи. Зонтичный бренд Технопарка тоже важен на старте, когда вас еще не знают, а это дает плюсы к карме при переговорах и выходе на крупных партнеров, — подчеркнул Александр Напорчук. — Образовательные программы помогли подтянуть навыки. Также удалось поучаствовать в целевых мероприятиях и хорошо продвинуть молодую компанию». По мнению Александра Напорчука, акцент следует сделать на налаживание связей с научными центрами и Силиконовой долиной, знакомство с представителями фондов и крупных компаний.

«Людям, работающим в Технопарке, необязательно изобретать что-то суперграндиозное и создавать мощные компании, которые будут генерировать большие доходы. Важно, что в таких точках наблюдается концентрация людей определенного сорта — инженеров, управленцев, маркетологов, то есть тех, кто учится создавать продукты и технологии, а также продавать их. Поэтому инвестировать не в компании, а в такие центры достаточно целесообразно», — считает топ-менеджер одной из крупных ИТ-компаний.

Говоря о Технопарке, стоит отметить, что он в данном случае не является единственным вариантом размещения для компаний, хотя он и задумывался в том числе как центр притяжения инноваторов, благодаря которым IT-сектор и развивается такими темпами. Между тем, полномочный представитель президента в СФО Виктор Толоконский считает, что все возможности Технопарка не используются в полную силу. Причин у этого две — недостаточная интеграция центра в научную жизнь, оторванность от лабораторий и университетов и недостаточно растиражированный имидж Технопарка как научного и креативного центра. «Технопарковая идеология шире, чем построенные объекты, и с ней надо выходить во все крупные университеты, площадки, чтобы понятие резидента было территориально не связано с конкретным зданием, — отмечает Виктор Толоконский. — Консалтинговые услуги технопарка, а также льготы должны распространяться шире, и нам надо масштабировать Технопарк, иначе мы не будем эффективными. Наша экономика существенно больше, чем два десятка предприятий. В целом мы должны понимать, что у России нет особых возможностей повысить свою конкурентоспособность традиционными путями — шить костюмы, производить обувь, делать машины. Так сложилось, что мы отстали в этом. Однако мы можем не отставать в самых современных, новых технологиях, которые требуют высокого уровня образования и креативного мышления».

В заключение стоит отметить, что, несмотря на обозначенные проблемы, участники рынка сходятся во мнении, что Новосибирск является привлекательным городом для развития ИТ-бизнеса и хорошей средой для инвестиций. Однако в то же время текущие вопросы невозможно разрешить без конструктивного диалога властей с участниками этого рынка.

На момент сдачи выпуска комментарии администрации НСО получить не удалось, однако «КС» непременно вернется к обсуждению этого вопроса в одном из следующих номеров.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий