Фестиваль «Текстура» в Перми: Опять ждем перемен

Спектакль «Общий вагон» претендует на статус поколенческого высказывания.

Спектакль «Общий вагон» претендует на статус поколенческого высказывания.

На фестивале в Перми третий год пытаются говорить о современности — лучше всего это получается, когда к микрофону пускают авторов до тридцати, честно пытающихся уловить и зафиксировать актуальный дух времени — как говорят немцы, цайтгайст. Гвоздем программы «Текстуры» был «Общий вагон» — мхатовский дипломный этюд, настолько захватывающий, что проходивший мимо худрук фестиваля Эдуард Бояков сначала пригласил его в качестве спектакля в конкурс пермского смотра, а потом и в программу подвластной ему «Практики» (он выйдет там под названием «И это тоже я» на следующей неделе).

Подражание — классическое упражнение для учащихся второго курса театрального училища. Зрелище и правда освежающее — двадцать человек артистов воспроизводят монологи случайных москвичей, пойманных специально обученными людьми с диктофонами. Получается, как принято говорить, широкий срез реальности — с участием непременных для такого дела бомжей, милиционеров и трогательных бабушек. Зрелище разбавляют музыкальные номера — иногда вставленные мимо всякой логики: вышел на сцену парень, похожий на Макаревича, — споет песню «Машины времени»; вышла блондинка — изобразит Бритни Спирс. Тем не менее клочковатое зрелище всерьез затягивает — первой жертвой, говорят, пал ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский: зашел, да так и не смог выйти — целых два часа.

Студентов, набранных Дмитрием Брусникиным, называют «новыми фоменками», сулят им славу курса Кирилла Серебренникова. Такого, по чести сказать, коллектив двадцатилетних пока не обещает — но настоящие звезды там есть (к таковым относится, например, упомянутый выше двойник Макаревича, неподражаемо пластичный артист Василий Михайлов, сыгравший еще и панка, портного, богемного алкоголика и Олега Гаркушу в пародии на группу «Аукцыон», а также девушки, изображавшие Клавдию Шульженко и Майю Плисецкую). Заканчивается парад этюдов хоровым исполнением композиции группы «Кино» «Мы ждем перемен» — притом на языке мимики и жестов: несколько десятков студентов выходят к публике и с серьезными, неподвижными лицами двигают руками. Эту песню на титрах «Ассы» Сергея Соловьева исполнял Цой, а на титрах «Шапито-шоу» Сергея Лобана — глухонемой артист. Спектакль «Общий вагон», таким образом, подтверждает, что тоже претендует на статус поколенческого высказывания. И ему это удается — только бы подрезать эту трехчасовую историю с антрактом часов до полутора, что будут аутентично смотреться на скромной сцене частного театра на Большом Козихинском.

Не менее симптоматичным опытом стал и просмотр внеконкурсного театрального альманаха, составленного из короткометражных пьес не длиннее двадцати минут, — подобное пару раз можно было наблюдать в Москве на сцене театрального центра имени Мейерхольда. В Перми разномастным авторам задали четкую тему: каков сегодня главный герой. Каждый решил ее по-своему: драмтеатр из Глазова вывел на сцену Андерса Брейвика (судьи за щедрым столом решают судьбу террориста, закусывая собственные решения курой-гриль), московская театральная компания «Ноль Вариантов» — Михаила Ходорковского (его монолог в суде читали под тиканье метронома), социально озабоченные пермяки — медсестру, которая из жалости сбывает наркоманам кодеин. Но главным героем стал появившийся в финале Спайдермен — человек, который в качестве хобби вершит добрые дела в латексном костюме. Он и сорвал главный аплодисмент — что лишний раз доказало: публика жаждет социальных инициатив. И политический театр в сегодняшней России, соответственно, более чем востребован.

Источник: vedomosti.ru

Добавить комментарий