В марте в афише театра Камбуровой появится «Черно-белое кино». Спектакль поставлен на стихи Юрия Левитанского и предпремьерные показы приурочили к 90-летию со дня рождения поэта.
Музыка написана Ларисой Критской и Олегом Синкиным. Он же — за фортепьяно. На скрипке — Татьяна Масленникова. В ролях заняты актрисы-певицы Елена Камбурова, Елена Веремеенко, Виктория Тихомирова, а также Александр Пономарев. Режиссер спектакля читает стихи и тексты от Автора.
В марте в афише театра Камбуровой появится «Черно-белое кино». Спектакль поставлен на стихи Юрия Левитанского и предпремьерные показы приурочили к 90-летию со дня рождения поэта.
Музыка написана Ларисой Критской и Олегом Синкиным. Он же — за фортепьяно. На скрипке — Татьяна Масленникова. В ролях заняты актрисы-певицы Елена Камбурова, Елена Веремеенко, Виктория Тихомирова, а также Александр Пономарев. Режиссер спектакля читает стихи и тексты от Автора.
Последние годы Александр Пономарев делает спектакли для радио «Культура», и вот — после длительного перерыва — он возвращается в театр. По приглашению Елены Камбуровой.
— Елена Антоновна хотела сделать вечер памяти Левитанского. Я сказал, что не умею ставить вечеров, и предложил начать работу над спектаклем. Театр на это пошел, — рассказывает Александр Пономарев.
На маленькой сцене театра — массивный старинный деревянный стол и металлическая кровать. Они попали в спектакль прямо из стихов Левитанского: «Кровать и стол, и ничего не надо больше». Вместо задника — экран. Кадры хроники разных лет и современная съемка, стилизованная под документальную.
«Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Кем написан был сценарий? Что за странный фантазер
этот равно гениальный и безумный режиссер?
Как свободно он монтирует различные куски
ликованья и отчаянья, веселья и тоски!
Он актеру не прощает плохо сыгранную роль –
будь то комик или трагик, будь то шут или король.
О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом
в этой драме, где всего-то меж началом и концом
два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно… «
Прежде помещение, в котором теперь располагается театр Камбуровой, занимал кинотеатр «Спорт».
— Я сразу ухватился за стихи Левитанского и за то, что здесь был кинотеатр, висел экран. И мы попробовали поиграть этими образами, — говорит Александр Пономарев.
В своей жизни Александр Пономарев выпустил много спектаклей, основанных на поэтических текстах, в этом деле он — настоящий мастер. Но прежде в поле его зрения попадали стихи Алексея Крученых («Победа над солнцем» в РАМТе), Велимира Хлебникова («Зангези»), Александра Введенского («Кругом возможно Бог»), Даниила Хармса («Елизавета Бам») — в созданном им театре-студии «Чет-нечет». Поэтическая природа стихов Юрия Левитанского — иная:
— Не стоит кокетничать и говорить, что со сложными стихами работать проще. Но я открыл книгу, прочел и услышал искреннюю интонацию стихов Левитанского, которая в дефиците, на фоне нынешних, можно сказать, мерзостей. Поэт он, конечно, удивительный, не скажу великий, но это кристально чистые стихи…
То, что для Александра Пономарева — недавнее открытие, для Елены Камбуровой — значительная часть жизни:
— Наш первый спектакль «Капли датского королля» (он до сих пор идет на аншлагах) был посвящен Булату Окуджаве. С первого дня жизни этого театра мы хотели поставить нерукотворные памятники разным поэтам — из тех, с кем я общалась, дружила. Три года назад я обратилась к одному известному, уважаемому мной, режиссеру с идеей поставить спектакль на стихи Юрия Левитанского, но он сказал: «Его никто не знает, это никому не интересно».
Моя любовь к Левитанскому не сегодня, не вчера появилась, а сразу, как только Булат Окуджава посоветовал мне почитать его стихи. А Зоя Крахмальникова нас познакомила. Я никогда не забуду вечер, когда мы с пианисткой Ларисой Критской к нему поехали, и он вручил нам кипу листов формата А4, рукопись сборника «Кинематограф». Мы в эти стихи сразу влюбились, и тогда же Лариса написала 11 песен, — вспоминает Елена Камбурова.
Одно из главных действующих лиц спектакля — старый календарь. Листочки отрывают и сжигают — один за другим. Простая, ясная метафора быстротечности жизни. Камбурова говорит:
— Любое существо, которое способно увидеть красоту земли, красоту человеческих отношений, понимает, что все это имеет свой финал. И это очень хорошо понимал Юрий Левитанский
Источник: svobodanews.ru