Воронеж станет Авиньоном? / Фестивали прекрасны роскошью человеческого общения

Воронеж станет Авиньоном? / Фестивали прекрасны роскошью человеческого общения
Особенно если учесть, что молва о фестивале разносится все больше по «сарафанному радио» — в социальных сетях и лично люди по цепочке передают друг другу: «Поехали в Воронеж, Платоновский фестиваль — это круто!» Если и дальше так пойдет, то Воронеж обещает стать русским Авиньоном, где собираются тысячи театральных талантов и их поклонников.

Особенно если учесть, что молва о фестивале разносится все больше по «сарафанному радио» — в социальных сетях и лично люди по цепочке передают друг другу: «Поехали в Воронеж, Платоновский фестиваль — это круто!» Если и дальше так пойдет, то Воронеж обещает стать русским Авиньоном, где собираются тысячи театральных талантов и их поклонников.

Воронеж станет Авиньоном? / Фестивали прекрасны роскошью человеческого общения

Впрочем, сюда приезжают не только театры. По многообразию представленных жанров Платоновский фестиваль искусств приближается к тому, чтобы объять необъятное. Концерты в залах и под открытым небом — от классики до фольклора, от рока до блюза.

Выставки живописи, фотографии и современного искусства. Встречи с литераторами и дизайнерами. А книжная ярмарка с подлинными шедеврами разных книгоиздателей — особое лакомство для интеллектуалов.

И, наконец, еще одно из 50 мероприятий фестиваля — эстафета-чтение, когда на одной из площадей города разные люди — от бизнесмена до учителя, от спортсмена до губернатора — по очереди читают одно из произведений гениального земляка воронежцев Андрея Платонова, а тысячи собравшихся их слушают… Объединяющая и позитивная мега-акция.

Одновременно на нескольких разных площадках происходило сразу 2-3 представления. Придется поведать лишь о тех, которые удалось посетить, поскольку я не умею раздваиваться.

Буквально «одной левой»

Пианиста Бориса Березовского одни сравнивают с Рихтером, другие — с Горовицем — по виртуозности и фантастической скорости, изяществу и филигранности звуковых оттенков.

Мурлыкающее фортепиано Березовского, меланхолического романтика, чья отчуждённость [застёгнутость на все пуговицы, джентльменство] подразумевает невидимую без окуляра внутреннюю магму. Причём чем больше сдержанности и аккуратности в подаче, тем больший накал страстей скрывается. Солярис неприкаянный

Сам же он говорит: «Называть меня новым Рихтером — это глупость». Естественно, каждый исполнитель стремится, чтобы признали его индивидуальность. И Березовский восхитителен сам по себе, независимо от его гениальных предшественников.

Он выбрал для исполнения сказки Метнера, прелюдии Рахманинова и два концерта — Грига и Равеля. История создания последнего интересна и драматична: на Первой мировой войне один известный пианист потерял правую руку, но не пожелал мириться с судьбой. Попросил нескольких композиторов написать ему концерт для фортепиано с оркестром, чтобы у пианиста была партия одной левой руки, но в большом диапазоне — так, чтобы возникало ощущение, будто солист играет двумя руками. Больше всего ему понравился «леворучный» концерт Мориса Равеля, который и представил фестивальной публике Борис Березовский. Те, кто давно наблюдают за творчеством Березовского, знают, что он и «Революционный этюд» Шопена может сыграть в буквальном смысле «одной левой», есть версия Годовского для левой руки. Некоторые недоумевают: «Зачем?!» А затем, чтобы продемонстрировать, насколько беспредельными могут быть человеческие возможности.

Воронежской академический симфонический оркестр под управлением Игоря Вербицкого и Владимира Вербицкого жили в фестивальные дни в экстремальном режиме: каждый день — солисты мирового уровня: виолончелист Миша Майский, оперная дива Хибла Герзмава (сопрано), скрипач и дирижер Юлиан Рахлин. Репертуар — изысканный, на репетицию с каждой звездой — лишь несколько часов. Испытание на подлинный профессионализм оркестр и дирижеры прошли более чем достойно.

Под открытым небом прошел концерт фолк-группы «ДахаБраха» — гости с Карпат пели песни на родном украинском, а также на болгарском, молдавском и «почти на английском» языке, как выразился один из четверых участников группы. Возбуждающие ритмы этнических барабанов, насыщенный, глубокий звук виолончели, протяжное горловое пение — и устоять на месте уже невозможно: партер превращается в шоу-кордебалет, в танцевальный ансамбль и исполняет перед сценой импровизированный танец… Музыканты и зрители — все довольны.

Балет по повести «Джан»

Среди спектаклей, привезенных в Воронеж из Великобритании, Германии, Украины, Франции, Эстонии и разных городов России, стоит уделить внимание созданным на основе произведений Андрея Платонова — не случайно фестиваль носит имя писателя.

Если произведения Платонова бесконечно слоисты и составлены из многочисленных, сопредельных контекстов, то есть ощущение, что перечислив хотя бы и некоторые отсылки, причём, не одномоментно, но в «диахронии», вытянувшись, можно получить хотя бы относительный (обеднённый, но, тем не менее) оттиск прообраза. Так сияние далёкой, очень далёкой и очень большой звезды больше угадывается и вычисляется, нежели определяется рассмотрением в телескоп. Слюдяные конверты

«Фро» по одноименному рассказу Платонова режиссер Александр Агеев поставил в Сахалинском международном театральном центре им. А. П. Чехова и удивил зрителей тем, что обнаружил присущий автору и его героям юмор и привнес его в спектакль, тогда как чаще в Платонове видят вселенскую скорбь и безысходность.

Но еще больше удивили балетные постановки Творческой мастерской Владимира Васильева, которые осуществили молодые хореографы Раду Поклитару, Елена Богданович, Вера Арбузова, Юрий Смекалов, Арина Панфилова, Дмитрий Залесский и Александр Могилев. Пластическое воплощение платоновских произведений в исполнении воронежских артистов балета — опыт поистине уникальный. Кто бы мог подумать, что язык современного балета окажется настолько созвучен и адекватен героям Платонова?! Каждая из семи коротких постановок по-своему замечательна, но балет по повести «Джан» о людях, которые бесконечно долго и самоотверженно идут через пустыню, впечатлил особенно.

Театр под открытым небом

Вообще, чем прекрасны фестивали? Роскошью человеческого общения! Обычно Воронеж живет своей трудовой и, в общем-то, будничной жизнью. А в июне, украшенный разноцветными флажками — символом Платоновского фестиваля, город оживляется, радуется и превращается в гигантский театр под открытым небом, который дарит людям яркие впечатления. Встречаются те, кто годами не видели друг друга, возникают новые знакомства, рождаются творческие идеи…

Завершающий торжественный аккорд фестиваля прозвучал в исполнении Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева: в программе — музыка из балета «Времена года» Глазунова, симфония № 12 Шостаковича и Ария из сюиты №3 ре мажор для оркестра Баха, известная под названием «Air». Дирижеру была по заслугами вручена Платоновская премия в области литературы и искусства за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия, на что Михаил Плетнев ответил: «Эта не только моя награда, но и тех, кто сидит за моей спиной — оркестрантов».

На закрытии губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, под патронатом которого и создан фестиваль, пообещал: «Подготовка к Четвертому Платоновскому фестивалю начинается с завтрашнего дня». Интересно, что же нам покажут в 2014 году?

Источник: chaskor.ru

Добавить комментарий