Еврейский музей и Центр толерантности: 4D-кинотеатр, экспозиция с айпэдами и интерактивные инсталляции в Бахметьевском гараже

Еврейский музей и Центр толерантности: 4D-кинотеатр, экспозиция с айпэдами и интерактивные инсталляции в Бахметьевском гараже
Еврейский музей в Бахметьевском гараже собирались открыть больше 10 лет назад: в 2001 году с этой целью из него выселили на Алтуфьевское шоссе 3-й автобусный парк, а гараж безвозмездно передали Марьинорощинской еврейской общине. Пока готовили концепцию, в гараже успел четыре года поработать Центр современной культуры Дарьи Жуковой, от которого Еврейскому музею достались не только отремонтированные 8000 с лишним квадратных метров ангара, но и слава важного для московской культурной жизни места.
Еврейский музей в Бахметьевском гараже собирались открыть больше 10 лет назад: в 2001 году с этой целью из него выселили на Алтуфьевское шоссе 3-й автобусный парк, а гараж безвозмездно передали Марьинорощинской еврейской общине. Пока готовили концепцию, в гараже успел четыре года поработать Центр современной культуры Дарьи Жуковой, от которого Еврейскому музею достались не только отремонтированные 8000 с лишним квадратных метров ангара, но и слава важного для московской культурной жизни места.
Еврейский музей и Центр толерантности: 4D-кинотеатр, экспозиция с айпэдами и интерактивные инсталляции в Бахметьевском гараже

Новый музей постарался и площадью воспользоваться по максимуму, и репутацию, заработанную Гаражом не уронить. Над экспозицией позвали работать одного из лучших в мире делателей музеев американское бюро Ralph Appelbaum Associates, которое за тридцать лет практики, кажется, сделало музеи и выставки на все мыслимые темы. То, что они делают, принято называть edutainment образованием через развлечение. Но самому Ральфу Аппельбауму это слово не очень нравится, и он предпочитает говорить об обучении через опыт в век Википедии и онлайн-лекций преподавателей Гарварда и MIT музеи должны не демонстрировать вещи, а давать возможность пережить какой-то опыт одновременно что-то узнав.

Для посетителей московского Еврейского музея первое знакомство с этим подходом будет особенно ярким: экспозиция начинается с короткого фильма в 4D-кинотеатре, который рассказывает историю евреев от самого начала В начале сотворил Бог небо и землю и так далее до разрушения Второго Храма римлянами в 70 г. н.э., которое ознаменовало конец еврейского государства в Израиле. Определение 4D аттракцион носит с полным правом здесь не только машинально отмахиваешься от саранчи, напавшей на египтян, или уворачиваешься от обломков разрушаемого Храма, но и вытираешь брызги воды, когда землю накрывает Всемирный потоп. Не вполне понятно, почему Священная история становится предисловием к истории светской, но это определенно готовит посетителей к тому, что им предстоит познакомиться с чем-то значительным и тоже полным всяких мелких деталей.

После кинотеатра посетитель выходит в центр зала, где ему предстоит узнать о том, что такое еврейская диаспора в принципе и как она выглядела в Восточной Европе. Вот большой круглый стол первое из многочисленных интерактивных развлечений музея. В центре стола карта мира, на которой показано, как евреи из Палестины перебирались во все регионы от Китая до Аргентины. По краям стола экраны маленькие, на которых можно узнать подробности про каждый регион. К историческим справкам здесь добавлены картинки: можно сравнить, например, как выглядели синагоги в Европе и в Африке. Рядом со столом плазма, по которой плавают пословицы на идиш. Экспликация поясняет, что это один из множества еврейских диалектов, использовавшийся именно в Восточной Европе. Экран тоже интерактивный пословицу можно выделить, и тогда появится русский перевод, а голос прочитает пословицу вслух.

Дальше целая группа инсталляций, рассказывающих про еврейские местечки. В одном углу парта, доска и экран с фотографиями из религиозной школы, из динамиков доносятся голоса детей повторяющих урок. В другом молельня, где можно послушать хасидские духовные песнопения и узнать, чем они отличаются друг от друга. Рядом рыночная площадь, на которой кроме белых гипсовых фигур торговок стоят бочки в бочках спрятаны экраны, которые сперва показывают, например, селедку или яблоки, но если провести по изображению рукой, то откроются архивные фотографии. В двух шагах от площади предлагают познакомиться с типичными еврейскими профессиями встав перед зеркалом, можно сделать свою фотографию и вставить ее в костюм портного или музыканта. В конце инсталляции, конечно, находится синагога, обозначенная несколькими колоннами и скамьями. На столе лежит свиток Торы, который оказывается тоже идеально замаскированным интерактивным экраном: если взять металлическую указку в виде руки с указательным пальцем и прикоснуться ей к свитку, то открывается одна из глав Пятикнижия та, которую должны читать в эту неделю в соответствии с годичным циклом чтения. На экране появляется перевод и небольшой комментарий.

После этого посетитель должен перейти к хронологической экспозиции, идущей по периметру гаража, это, собственно, и есть рассказ об истории евреев. Экспозиция делится на две части: на стендах документы, даты, исторические свидетельства, за стендами инсталляции, видео, интерактивные экраны. Начинается рассказ с первых еврейских поселений на территории России, раздела Польши, когда в империи оказалось разом несколько сотен тысяч евреев. Потом XIX век еврейское просвещение молодые евреи стремятся покинуть местечки и интегрироваться в европейскую культуру, сохранив при этом связь с корнями, например, восстанавливая и перепридумывая язык иврит. Соответствующая теме инсталляция одесское кафе со столиками, которые, конечно, тоже экраны с видеороликами. Здесь подробно рассказывается и о том, с какими ограничениями и опасностями была связана жизнь евреев в Российской империи, о черте оседлости, о процентной норме, о погромах. За этим следует рассказ о революции: любимая тема черносотенцев участие еврейской интеллигенции в революции здесь отыгрывается тоже с помощью современных технологий.

Самый серьезный идеологический выбор, конечно, устроители музея должны были сделать дальше рассказывая о войне. Найти правильный тон для такого разговора в стране, в которой каждый май возобновляются споры о роли Сталина, количестве погибших и искренности парадных акций, очень трудно. Было принято такое решение рассказывать в первую очередь о войне, а не, например, о холокосте. Конечно, о концлагерях, как и о фашизме в целом, и о Второй мировой войне тут узнать тоже можно. Но главная роль отводится воспоминаниям. Большой фильм (перед экраном насыпаны бутафорские брустверы), сделанный из кадров хроники, фотографий и интервью с ветеранами, рассказывает о войне от июня 41-го до мая 45 года, и главное в нем личный опыт и впечатления участников, причем очень часто никак не связанные с их еврейским происхождением. Рядом стоит танк напоминание о том, что евреи сыграли свою роль как в военной промышленности (сын портного Исаак Зальцман руководил Кировским заводом, эвакуировал его в Челябинск, а потом стал и народным комиссаром танковой промышленности), и подвешен самолет У-2 на таком летала единственная женщина-еврей среди Героев Советского Союза Полина Гельман. Здесь же находится и Зал памяти темная комната, в которой на стене высвечиваются имена погибших в войне. Перед стеной ряд свечей, которые можно зажечь и компьютер с базой данных, в которой можно попробовать найти информацию о своих родственниках.

После войны посетителя ждет рассказ о гонениях на евреев в 40-е и 50-е годы борьбе с космополитизмом, деле врачей, разгоне Антифашистского комитета. Здесь экраны и динамики (из них читают показания подследственных) вставлены в устрашающие металлические стенды, которые должны напомнить о дверях в тюремные камеры. Дальше декорация типичной хрущевки с полупрозрачными экранами, с которых актеры рассказывают о том, чего они боятся и с какими проявлениями бытового и государственного антисемитизма сталкиваются. Рядом березовый лес, вырастающий из фотографии встречи отказников евреев, получивших отказ в выезде. Заканчивается путешествие по истории еврейского народа, конечно, большой эмиграцией времени конца перестройки и 90-х годов. Здесь снова главное рассказы от первого лица: как и почему они уехали, как чувствуют себя в Израиле.

Ну и наконец, посетитель узнает, что означают слова центр толерантности в названии музея. Это несколько рядов стульев, к которым прикреплены айпэды. В каждом два фильма на темы терпимости: подростки избивают мигрантов, потом обсуждают, что лечащий врач матери грузин, и так далее. После просмотра фильма предлагают ответить на вопросы, например: Сегодня в крупных мегаполисах России проживает много представителей других народов. Что вы думаете об этом? и сравнить свои ответы с ответами остальных.
Не забыли в музее и об истории самого здания. Над кинотеатром, с которого начинается экспозиция, сейчас доделывается небольшая галерея, посвященная строителям гаража архитектору Константину Мельникову и инженеру Владимиру Шухову. С крыши кинотеатра будет виден весь гараж, здесь будет небольшая библиотека и место для лекций.

Есть в музее и детский центр: он находится в самом дальнем зале (теперь вход в здание не с улицы Образцова, а с Новосущевского переулка). Там с 18 ноября должна начаться полноценная детская программа, с занятиями по воскресениям и средам. Детям будут предлагать знакомиться не только с еврейской культурой, но и с культурами других народов по два месяца будет отдано их искусству, языку, праздникам, обычаям и кулинарии здесь специально для этого установили кухню.
У выхода из музея сувенирная и книжная лавка. В продаже уже есть значки, чехлы для ноутбуков и айфонов с логотипами музея. В ассортименте книжного все, что хоть как-то может быть связано с евреями, от томика стихов Бродского до исторических исследований.

Музей уже открыт для посетителей по адресу улица Образцова, дом 11а, вс-чт 12.00-22.00, пт 12.00-15.00.

Источник: afisha.ru

Добавить комментарий