Спектакль Баланчина поставлен при участии фонда его имени и ювелирного дома Van Cleef & Arpels, коллекция которого когда-то вдохновила хореографа на создание триптиха под названием «Драгоценности».
Джордж Баланчин поставил этот трехчастный спектакль 45 лет назад для своей американской труппы «Нью-Йорк Сити Балет» и назвал его «Драгоценные камни». «Изумруды» на музыку Форе, «Рубины» на музыку Стравинского и «Бриллианты» на музыку Чайковского.
Спектакль Баланчина поставлен при участии фонда его имени и ювелирного дома Van Cleef & Arpels, коллекция которого когда-то вдохновила хореографа на создание триптиха под названием «Драгоценности».
Джордж Баланчин поставил этот трехчастный спектакль 45 лет назад для своей американской труппы «Нью-Йорк Сити Балет» и назвал его «Драгоценные камни». «Изумруды» на музыку Форе, «Рубины» на музыку Стравинского и «Бриллианты» на музыку Чайковского.
Одна из частей этого балета «Рубины» уже идет на сцене Большого. Однако целиком «Драгоценности» появятся в репертуаре театра впервые. Это настоящий имперский балет, который обязательно должен идти на исторической сцене Большого театра, уверен художественный руководитель балетной труппы Сергей Филин:
«В этих балетах есть все, чем сегодня может похвастаться балет Большого театра. Блистательные артисты, которые обладают невероятной энергетикой, джазом, любой остротой танца, которые есть в „Рубинах“. Если говорить об „Изумрудах“, то это потрясающий романтизм Франции XIX века, это невероятная текучесть в танце, потрясающая кантилена.
И если говорить о балете «Бриллианты», то мне кажется, что это колоссальное влияние на Баланчина его юности, когда он находился в Санкт-Петербурге. Мне кажется, что это история самого Джорджа Баланчина, потому что, как и в его жизни, в этом спектакле присутствуют Франция, Нью-Йорк и блистательный Санкт-Петербург, в котором он провел много времени».
Передать неуловимую магию драгоценных камней на сцене Баланчину помогал художник Питер Харби. Однако времени до премьеры было мало, и многие идеи остались не осуществленными. Именно это обстоятельство привело художника-постановщика Алену Пикалову к идее создать новое оформление прославленного балета.
Фонд Баланчина одобрил все, что в процессе изучения исторических материалов придумала художница. Работу Алены Пикаловой можно смело назвать авторской реконструкцией:
«Я сохранила все, что было одобрено Баланчиным. Например, подхваченные драпировки. Если это упоминалось у него, то я это сохраняла. А если вдруг из контекста я могла понять, что каким-то образом он хотел передать на сцене кристаллический цвет, то есть свет, преломленный через цветной кристалл камня, но на тот момент не очень было понятно, как это воплотить, потому что до премьеры оставалось три недели, то я начинала искать способ все-таки решить эту задачу на сцене».
Идея балета в костюмах, украшенных драгоценными камнями, возникла у Баланчина после встречи с ювелиром Клодом Арпельсом. «Я всегда любил драгоценные камни, — вспоминал хореограф. — В конце концов, я ведь восточный человек, я грузин. Я люблю цвета драгоценностей, красоту камней».
Ювелирный дом Van Cleef & Arpels бережно сохраняет возникшую когда-то связь с выдающимся хореографическим опусом Баланчина, который и сам стал источником вдохновения для ювелирного дома. Сегодня он принимает активное участие в украшении танцовщиц Большого театра.
120 костюмов изготовлено под руководством Елены Зайцевой. Педагоги фонда Баланчина Сандра Дженнингс, Меррилл Эшли и Пол Боуз тщательно следят за выполнением стиля и техники Баланчина.
На самом же деле, и ювелиры, и художники, и педагоги фонда уверены, что главными драгоценностями постановки являются не костюмы и оформление, а сами артисты. На историческую сцену в этом балете выйдут примы Большого Светлана Лунькина и Дэвид Холлберг, Екатерина Крысанова и Вячеслав Лопатин, Евгения Образцова и Андрей Меркурьев, а также многие другие артисты театра.
Именно им суждено передать неповторимую свободу и энергию шедевра нашего великого соотечественника на главной сцене страны.
Источник: rus.ruvr.ru