Фестиваль рассказал почти все о любви

Фестиваль рассказал почти все о любви
На 69-м Венецианском кинофестивале в этом году победило действительно хорошее кино. Автор завоевавшей статуэтку laquo; Золотого льва Святого Маркаraquo; картины laquo; Пьетаraquo; южнокорейский режиссёр Ким Ки Дук давно заслужил международное признание.

В 2004 году он увёз из Венеции laquo; сереброraquo; за ленту laquo; Пустой домraquo;. И вот теперь уехал триумфатором, обойдя таких маститых, участвовавших в конкурсе соперников, как Брайан Де Пальма, Терренс Малик, Такэши Китано.

На 69-м Венецианском кинофестивале в этом году победило действительно хорошее кино. Автор завоевавшей статуэтку laquo; Золотого льва Святого Маркаraquo; картины laquo; Пьетаraquo; южнокорейский режиссёр Ким Ки Дук давно заслужил международное признание.

В 2004 году он увёз из Венеции laquo; сереброraquo; за ленту laquo; Пустой домraquo;. И вот теперь уехал триумфатором, обойдя таких маститых, участвовавших в конкурсе соперников, как Брайан Де Пальма, Терренс Малик, Такэши Китано.

Фестиваль рассказал почти все о любви

Ким Ки Дук не просто один из азиатских режиссёров, к коим в Венеции всегда относились с особым пиететом. Во всяком случае, главной премии он удостоился не за свою национальность, как это нередко раньше случалось с китайскими картинами. Южнокореец представил пронзительную сильную ленту, которая сочетает редко сочетаемые на фестивалях качества авторского кино, столь ценимые критикой, и доходчивость для рядового зрителя.

Название laquo; Пьетаraquo; можно было бы перевести как laquo; Жалостьraquo;. Но вышедший к премьере постер фильма, изображающий главных героев в библейской сцене оплакивания Девой Марией снятого с креста Христа, не оставил никаких сомнений на счёт аллюзии. Хотя, конечно, она более чем смелая.

Главный герой mdash; беспощадный рэкетир, зверскими способами выбивающий долги из жителей нищего района, что случайно затерялся в городских небоскрёбах развивающейся семимильными шагами Южной Кореи. В один прекрасный день появляется незнакомая женщина и называет себя матерью, бросившей его во младенчестве. Она всё время плачет и просит прощения. Он долго не верит, проверяя факт родства самыми экстремальными способами, включая эдипов комплекс. В результате, поверив, молодой человек обретает так не хватавшую ему материнскую любовь, но главное, впервые в своей жизни сам начинает испытывать человеческие чувства. Его отчаянию нет предела, когда мать якобы похищают, а затем она погибает на его глазах. И только после её смерти он понимает, что эта женщина вовсе не его мать, а другого молодого человека, погибшего от его рук, как десятки других. И заставить его страдать от потери ближнего было вот такой её нетривиальной местью mdash; laquo; местью любовьюraquo;. Любопытно, что эта тема поднималась в российском фильме laquo; Портрет в сумеркахraquo; Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной.

Лента была показана в Венеции в прошлом году в рамках специальной программы laquo; Дни авторского киноraquo;. Главная героиня тоже мстит своему обидчику демонстрацией бесконечной и всепрощающей любви, а когда растапливает его огрубевшее сердце mdash; бросает.

Всего в конкурсе, оцениваемом международным жюри во главе с американским режиссёром и продюсером Майклом Манном, участвовали 18 фильмов. В фавориты сразу вышли laquo; Мастерraquo; одного из самых ярких режиссёров американского независимого кино Пола Томаса Андерсона, вторая часть трилогии австрийца Ульриха Зайдля laquo; Рай: Вераraquo; , удостоенная специального приза жюри, а также ностальгическая и почти автобиографическая лента француза Оливье Ассаяса laquo; Что-то в воздухеraquo; о мятежной молодёжи 1970-х. Ассаясу присудили премию за лучший сценарий. Андерсон получил laquo; Серебряного льваraquo; , а сыгравшие в его фильме главные роли актёры Филип Сеймур Хоффман и Хоакин Феникс разделили laquo; Кубок Вольпиraquo; , вручаемый за лучшую мужскую роль.

Разделились мнения по поводу laquo; Отвязных каникулraquo; молодого, но уже культового американского режиссёра Хармони Корина. Режиссёр рисует безрадостный портрет современной американской молодёжи, выросшей на реалити-шоу и видеоиграх. Для пущей гротескности роли четырёх безбашенных девиц, которых за цветные колпаки-маски сразу прозвали Pussy Riot, играют звёзды диснеевского канала для детей.

Категорически не понравилась лента laquo; К восхищениюraquo; Терренса Малика. Триумфатор Каннского фестиваля 2011 года продолжил начатые в laquo; Древе жизниraquo; визуальные инсталляции, на фоне которых laquo; метания душиraquo; mdash; не иначе как русской mdash; изображала бывшая laquo; подружка Бондаraquo; , натурализовавшаяся во Франции украинская актриса Ольга Куриленко. Ей же выпала честь в одиночку представлять картину.

Вообще в этом году красная ковровая дорожка была скудна на звёзд. Публике пришлось довольствоваться лишь сильно постаревшим Робертом Редфордом, который вне конкурса показал свою новую режиссёрскую работу, классический триллер laquo; Грязные игрыraquo; , и Пирсом Броснаном, сыгравшим в комедии laquo; Всё, что тебе нужно, это mdash; любовьraquo;. Никаких премий не удостоилась конкурсная картина российского режиссёра Кирилла Серебренникова laquo; Изменаraquo;. Хотя затронутая в ней тема психологии измены привлекла большое внимание, а лента получила положительные отклики критики. С интересом была воспринята и новая работа Алексея Балабанова laquo; Я тоже хочуraquo; , представленная во втором конкурсе laquo; Горизонтыraquo;.

Однако наиболее сильной российской картиной оказался внеконкурсный дебют известного кинокритика, основательницы и главного редактора кинематографического журнала laquo; Сеансraquo; Любови Аркус. Она сняла очень личную и проникновенную документальную ленту о мальчике-аутисте Антоне.

Женское кино стало лейтмотивом этого фестиваля. В программе смотра как никогда было много работ режиссёров-женщин, начиная с фильма-открытия laquo; Фундаменталист по принуждениюraquo;. Это экранизация одноимённого бестселлера пакистанского писателя Мохсина Хамида о событиях 11 сентября, снятая Мирой Наир, уроженкой Индии. В различных фестивальных секциях были представлены фильмы женщин из Израиля, Алжира, Турции, стран Латинской Америки и впервые полнометражная картина режиссёра-женщины из Саудовской Аравии. Внушительным было и женское присутствие в жюри основного конкурса, которое по половому признаку разделилось наполовину. Среди них были французская красавица актриса и модель Летиция Каста, сербская художница и инсталлятор Марина Абрамович, франко-швейцарская режиссёр Урсула Мейер, британская актриса Саманта Мортон.

Основными же темами этого фестиваля стали размышления на тему любви и религии в контексте всепоглощающего кризиса. Причём многие картины несли явный антиклерикальный отпечаток. Так, Зайдль рассказывает историю неистовой католички, которая не по-христиански обходится с собственным мужем-инвалидом, к тому же мусульманином. Сцена, в которой главная героиня самоудовлетворяется при помощи распятия, послужила даже поводом для судебного иска одной католической итальянской организации.

Не в пользу Ватикана и картина итальянца Марко Беллоккио, который в не самой удачной форме рассуждает на тему эвтаназии, отталкиваясь от конкретной истории женщины, 17 лет пролежавшей в коме и отключённой в итоге по настоянию отца от аппаратов жизнеобеспечения. Религиозная нотка есть даже у Балабанова. Герои его картины mdash; бандит, друг бандита, отец друга, музыкант и проститутка, всё в исполнении непрофессиональных актёров, mdash; направляются к laquo; колокольне счастьяraquo; и приходят в итоге к храму, где постоянно горят свечи в память об усопших. А laquo; колокольняraquo; забирает laquo; тудаraquo; , к счастью, но не всех. Кто-то остаётся умирать в отравленной радиацией, богом забытой глубинке, где вечная зима. Чем не ад?

Шестьдесят девятый Венецианский кинофестиваль, или Международная выставка кинематографического искусства, как официально называется смотр, прошёл в юбилейный mdash; восьмидесятый mdash; год своего существования. Первый показ в рамках Венецианского биеннале состоялся в 1932 году в шикарном отеле laquo; Эксельсиорraquo;. У истоков фестиваля стояли итальянский изобретатель радио Гульельмо Маркони, выдающийся итальянский драматург Луиджи Пиранделло, а также сам основоположник кинематографа Луи Жан Люмьер. Все они вошли в Почётный комитет нового предприятия в рамках Венецианского биеннале искусства, который поощрялся тогдашним премьер-министром Италии Бенито Муссолини.

Говорят, именно он выбрал Венецианскую Ривьеру, престижный в 1920mdash;1930-е годы курорт на Адриатике, местом проведения киносмотра. До сих пор фестиваль пользуется Дворцом кино и помещением бывшего казино, возведёнными в кратчайшие сроки в 1937 году. В первый знаменательный 1932 год, когда отзывы о фестивале писал молодой кинокритик Микеланджело Антониони, были показаны такие ленты, как laquo; Недозволенноеraquo; Фрэнка Капры, laquo; Свободу намraquo; Рене Клэра, laquo; Чемпионraquo; Кинга Видора, а также фильмы ужасов laquo; Франкенштейнraquo; Джеймса Уэйла.

С первого фестиваля советское кино было постоянно представлено в Венеции. Так, в первый же год в программе участвовали целых три фильма из Советского Союза. Это немой фильм Александра Довженко laquo; Земляraquo; , первая немая экранизация laquo; Тихого Донаraquo; Ольги Преображенской и Ивана Правова и laquo; Путёвка в жизньraquo; Николая Экка, один из первых советских звуковых фильмов о жизни беспризорников в большевистской коммуне-интернате. Последний был даже удостоен премии за лучшую режиссуру.

Потом советские фильмы не раз становились лауреатами набиравшего год от года обороты фестиваля. Это и laquo; Веснаraquo; Григория Александрова (за лучший сценарий, 1947), и laquo; Садкоraquo; Александра Птушко (laquo; Серебряный левraquo; , 1953), и laquo; Иваново детствоraquo; Андрея Тарковского, который завоевал в 1962 году главный приз mdash; laquo; Золотой лев Святого Маркаraquo; , разделив его с итальянцем Валерио Зурлини. Любопытно, что тогда же специальный приз жюри получила другая советская картина mdash; экранизация Юлия Карасика повести laquo; Дикая собака дингоraquo;. Специальным призом жюри были отмечены laquo; Гамлетraquo; Григория Козинцева в 1964 году, laquo; Мне двадцать летraquo; Марлена Хуциева в 1965-м, laquo; Спасательraquo; Сергея Соловьёва в 1980-м. laquo; Золотого льваraquo; удостаивались Никита Михалков за laquo; Урга mdash; территория любвиraquo; (1991), Андрей Звягинцев за laquo; Возвращениеraquo; (2004) и Александр Сокуров, который победил с laquo; Фаустомraquo; в прошлом году.

За свою долгую историю фестиваль испытывал разные моменты mdash; и трудности, и взлёты. Сейчас, когда в Италии значительно сокращаются расходы на культуру и наступают конкуренты mdash; в первую очередь в лице нового Римского кинофестиваля, венецианский смотр переживает нелёгкие времена. В этом году художественным руководителем фестиваля вновь стал Альберто Барбера, видный кинокритик и директор Музея кино в Турине, одного из лучших в мире. Он сменил влиятельного и авторитетного Марко Мюллера, который пробыл худруком рекордных восемь лет, большого почитателя азиатского и российского кино.

Барбера согласился вернуться только с условием, что ему дадут что-то изменить, сделать что-то новое. Из ощутимых новшеств более очевидная технологичность: многое делается через Интернет, активнее работа сайта и рассылок пресс-службы. Кроме того, впервые в истории фестиваля был открыт laquo; виртуальный залraquo; , и премьеры многих фильмов можно было посмотреть через Интернет, что значительно расширило фестивальную аудиторию.

Но главное новшество mdash; это кинорынок. Этого важнейшего для процветания любого современного кинофестиваля инструмента Венеции всегда не хватало. Результатами первого Венецианского кинорынка руководство биеннале и его участники оказались вполне довольны. На нём присутствовали 193 крупнейших мировых дистрибьютора из 62 стран. Российское кино было представлено сразу на двух стендах mdash; компании laquo; Роскиноraquo; и Фонда кино. Последний привёз в Венецию все три российские картины фестивальной программы. laquo; Роскиноraquo; заключило соглашения о европейском прокате пяти фильмов современных российских режиссёров. Выйдет на экраны в странах Европы, скорее всего, и laquo; Изменаraquo; Серебренникова.

Источник: itar-tass.com

Добавить комментарий