Плёс — город художников

Плёс — город художников
Застывшая в руке кисть. На мольберте картина, которая уже никогда не будет закончена. На свой любимый Плёс Исаак Левитан взирает с горы, названной в его честь. Отсюда видно, как меняется город, который художник впервые увидел 125 лет назад.

Картины Левитана растворяются и превращаются в планы города.

Застывшая в руке кисть. На мольберте картина, которая уже никогда не будет закончена. На свой любимый Плёс Исаак Левитан взирает с горы, названной в его честь. Отсюда видно, как меняется город, который художник впервые увидел 125 лет назад.

Картины Левитана растворяются и превращаются в планы города.

Плёс — город художников

До Левитана еще далеко, говорит о себе художник Глеб Жуков. Но гордится внешним сходством с Исааком Ильичом. Понял это еще в школе, тогда же решил — пойдет по стопам живописца и продолжит династию художников Жуковых.

«Начинал в изостудии в Плёсе, но потом пять лет учился в Ярославле, вольничаю в Академии имени Репина уже два года — просто повышаю уровень свой и чувствую, что многого не набрал. Левитан для меня особое имя, он меня вдохновляет, я всегда ориентируюсь на него», — рассказал Глеб Жуков.

Пока сын занят этюдом, отец семейства Евгений Жуков любуется видом из окна. Из его дома в Заречье левитановские места как на ладони — бывшая Петропавловская гора, теперь она носит имя Левитана, Соборная гора, набережная Волги. Пленер прямо на веранде Евгений Юрьевич часто устраивает с местными художниками. В Плёсе с населением в две с половиной тысячи жителей их не более 20, если не считать приезжих. Впрочем, живописные виды могут сильно измениться, рассказывает Евгений. Возможно — прямо над его домом будет проходить канатная дорога.

Жуков: «Эта дорога была спроецирована на картину Левитана „Над вечным покоем“, эти вагонетки убили бы спокойный левитановский Плёс, он мог бы быть разрушен этой дорогой, проект заморозили, но никто не знает, может быть его и решат возобновить».

От дома Жуковых до горы Левитана метров пятьсот. Если бы не это место, в Плёсе знаменитый художник мог бы и не оказаться. В 1888 году, проплывая на пароходе вместе со своей ученицей Софьей Кувшинниковой, Исаак Ильич решил сойти на берег, увидев миниатюрную церковь Петра и Павла. Тут же начал работать над картиной «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца», потом этот этюд он использовал для картины «Над вечным покоем».

«Они упросили священника открыть, и он долго отнекивался. Но Софья настаивала и говорила, что хотелось услышать возгласы и как дрожат лики святых. И когда он согласился, то впечатление получилось такое сильное и трогательное», — рассказала Ольга Наседкина, заведующая Домом-музеем И. И. Левитана.

Почему Левитан выбрал именно эту церковь, историки гадают до сих пор. Ведь храм XVII века, больше похожий на обычную избушку, самый невзрачный из всех восьми, что были в Плёсе. Он возвышался над городом до начала XX века, пока не случился пожар. Как рассказывают горожане, церковь спалил местный революционер, но не по злому умыслу, а по неосторожности.

Ольга Наседкина: «Потом он мучился и раскаивался перед концом жизни своей, что да, был грех — это мы подожгли, и она вспыхнула, как свечка, а пожарная часть ведь очень далеко и все сгорело».

В Плёс Исаак Левитан приезжал три года подряд, создал более 200 картин. Останавливался в доме у купца Солодовникова, прямо на берегу Волги, которая тогда, кстати, была на две сотни метров уже. В Плёсе Левитан и Кувшинникова дружили с семьей Фомичевых — Иваном и Надеждой. До сих пор в городе живет их правнучка — Любовь Лебедева — в Доме-музее Левитана она научный сотрудник. Рассказывает, Исаак Левитан охотился вместе с ее прадедом, а Софья Кувшинникова устраивала в их доме музыкальные вечера.

«В этом доме было крылечко, которое выходило на улицу. Сашенька — моя бабушка — и Манечка играли в ладышки, и Софья Петровна гуляла на улице Никольской, она подошла и познакомилась с Надеждой Никандровной. Они часто играли. Она была очень образованной, и подарила ей фотопортрет. Он с надписью и находится в нашем музее», — отмечает Любовь Лебедева.

Сегодня древний русский город Плёс, основанный в 1410 году князем Василием Первым, сыном Дмитрия Донского, превращается в престижный курорт. В XXI веке самый маленький город Золотого кольца не похож на тот, что видел Исаак Левитан. Рядом с пряничными купеческими домиками — особняки столичных бизнесменов, на причале вместо рыбацких лодок — яхты. В последнее время отдыхать в Плёсе модно. Приманка для туристов -это красивые виды, чистый воздух. К тому же досуг организован. В Плёсе есть и музыкальный Левитановский фестиваль, и международный фестиваль «Зеркало», и фестиваль моды.

Алексей Шевцов, мэр Плёса: «Туризм у нас созерцательный, в городе нет производства, но мы берем другим — где еще есть такие виды. Эти места уникальны».

В Плёс приезжают со всей округи — из Иванова, Ярославля, Костромы. Туристический бизнес в городе развивается: уже есть две гостиницы, круглосуточные магазины. Цены на продукты раза в полтора ниже столичных, зато на недвижимость — вполне московские. Дом на берегу Волги обойдется не дешевле, чем однокомнатная квартира в пределах Садового кольца. Москвичей в Плёсе видно сразу — по высоким заборам.

«Когда есть деньги — это же не значит, что есть вкус. И вот такого у нас очень много, а хочется, чтобы город сохранился таким, как он был», — сетует художник Жуков.

Плёс сегодня совсем не тот, что во времена Левитана, говорят горожане. Впрочем, прежним он все равно останется, хотя бы на картинах художника.

Источник: vesti.ru

Добавить комментарий