Исповедь легендарного поэта

Исповедь легендарного поэта
Для слушателей старше 16 лет.

В этой выпуске программы:

В Петербурге открылся музей Ольги Берггольц.

Новый роман Дэна Брауна посвящен «Божественной комедии».

Премия Томаса Элиота впервые досталась американке.

Российским школьникам выбрали 100 книг для внеклассного чтения.

Евгений Евтушенко представил читателям свой новый сборник «Счастья и расплаты».

Хроника литературной жизни

Для слушателей старше 16 лет.

В этой выпуске программы:

В Петербурге открылся музей Ольги Берггольц.

Новый роман Дэна Брауна посвящен «Божественной комедии».

Премия Томаса Элиота впервые досталась американке.

Российским школьникам выбрали 100 книг для внеклассного чтения.

Евгений Евтушенко представил читателям свой новый сборник «Счастья и расплаты».

Хроника литературной жизни

Исповедь легендарного поэта

В Санкт-Петербурге в канун 70-летия прорыва блокады открылся музей Ольги Берггольц в память о поэтессе, которую называют голосом блокадного Ленинграда:

«Нам от тебя теперь не оторваться.

Одною небывалою борьбой,

Одной неповторимою судьбой

Мы все отмечены. Мы — ленинградцы.

Мы не кичимся буднями своими:

Наш путь тяжел и ноша нелегка,

Но знаем, что завоевали имя,

Которое останется в веках».

Ольга Берггольц — одна из самых известных поэтов блокадного Ленинграда, автор «Февральского дневника», «Ленинградской поэмы» и других пронзительных стихотворений. В годы войны она работала на радио, вела репортажи, обращалась к жителям города, ее голос стал голосом мужества, надежды, голосом самого блокадного Ленинграда:

Да будет наше сумрачное братство

Отрадой мира лучшею — навек,

Чтоб даже в будущем по ленинградцам

Равнялся самый смелый человек.

Да будет сердце счастьем озаряться

У каждого, кому проговорят:

— Ты любишь так, как любят ленинградцы… —

Да будет мерой чести Ленинград.

С инициативой создать музей в память о поэтессе жители улицы Берггольц выступили еще 2 года назад — в год 100-летнего юбилея Ольги Федоровны. Коллекцию для будущего музея собирали жители города и учащиеся школы номер 340, где и разместился музей. В годы войны школа служила эвакуационным госпиталем.

В музее 4 выставочных раздела: «Комната Ольги Берггольц», «Блокадная комната», «Место памяти» и «История микрорайона и школы». Планируется, что в будущем здесь заработает центр патриотического воспитания для детей и молодежи.

Издатели Дэна Брауна объявили о том, что 14 мая в продаже появится новая книга писателя под названием «Ад». Главным героем станет любимый персонаж Дэна Брауна, хорошо известный по книге «Код да Винчи» — гарвардский профессор Роберт Лэнгдон. В новом романе Лэнгдон займется разгадкой символов «Божественной комедии» Данте. По словам Брауна, это произведение он изучал еще студентом, но лишь недавно сумел оценить, как сильно оно повлияло на современную культуру.

Дэн Браун — один из самых популярных и продаваемых современных англоязычных авторов. Его книга «Код да Винчи» 2003 года стала одним из главных бестселлеров десятилетия: по данным на 2009 год, в мире было продано более 80 миллионов экземпляров. Книга была экранизирована в 2006 году, и роль профессора Роберта Лэнгдона сыграл Том Хэнкс. Последний на сегодняшний день роман Дэна Брауна — «Утраченный символ» — был продан тиражом 6,5 миллионов экземпляров.

Американка Шерон Олдс получила литературную премию Томаса Стернза Элиота за сборник стихотворений «Прыжок оленя». Она стала первой поэтессой из Соединенных Штатов, получившей этот британский приз.

Премию Томаса Элиота учредило Общество поэтической книги, которое знаменитый поэт основал в 1953 году. Престижную поэтическую награду вручают с 1993 года за лучший сборник новых стихотворений, опубликованный в Великобритании или Ирландии. В этом году в шорт-лист вошло десять человек, и лауреатом члены жюри единогласно назвали Шерон Олдс.

В «Прыжок оленя» вошли стихи, посвященные разводу Олдс с ее мужем. Члены жюри во главе с шотландской поэтессой Кэрол Энн Даффи назвали сборник «потрясающей книгой о красоте и мужестве». Премию в 15 тысяч фунтов стерлингов американке вручили в лондонском музее «Собрание Уоллеса».

Ранее 70-тилетняя Шерон Олдс дважды номинировалась на премию Элиота. Ее первый сборник стихотворений под названием «Слово Сатаны» вышел в 1980 году. С тех пор она выпустила еще 11 книг. Сейчас Олдс преподает писательское мастерство в Нью-Йоркском университете.

Для российских школьников составлен список из ста книг для самостоятельного прочтения. В него вошли «Темные аллеи» Бунина, роман Достоевского «Идиот», «Белая гвардия» Булгакова, произведения Набокова «Дар» и «Защита Лужина», романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», рассказы Сергея Довлатова, повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», стихотворения Николая Гумилева и Роберта Рождественского, рассказы и повести Людмилы Петрушевской и другие произведения.

Полностью список рекомендованных книг опубликован на сайте Минобрнауки. Предложение создать список книг для внеклассного чтения выдвинул Владимир Путин перед президентскими выборами. Весной 2012 года на основании проведенных опросов был составлен перечень из 5 тысяч книг, из которых экспертный совет и отобрал итоговую сотню.

Список включает не только художественные произведения, но и книги по культуре и истории. Например, в перечне присутствует книга Юрия Лотмана «Беседы о русской культуре», работа Дмитрия Лихачева «Слово о полку Игореве» и культура его времени». И, как мне кажется, предложенный список книг стоит рекомендовать не только школьникам, но и взрослым.

Актуальное чтиво

Легендарный поэт-шестидесятник Евгений Евтушенко, знаковая фигура в советской и российской культуре, лауреат многих литературных премий и, без преувеличения, живой классик отечественной поэзии представил новую книгу «Счастья и расплаты».

В ней собраны стихи и поэмы двух последних лет и среди них особо дорогая сердцу поэта история 1968 года, написанная только сейчас. Как пишет сам автор, «по существу, вся моя лирика — это сборник исповедей перед всеми. И вот пришло время доисповедоваться».

«Я вступил сейчас в период до исповеди. Это не означает, что я что-то специально прятал и скрывал в своей жизни. Но просто, вы знаете, что бывают какие-то затаенные вещи, которые произошли у нас, о которых мы не то, что стесняемся рассказать, мы даже не знаем сами, как к этому относиться».

В поэме «Дора Франко» Евтушенко рассказывает о романе с красавицей-колумбийкой и словно мимоходом о тех, кого мы с придыханием называем классиками, а он просто коллегами по цеху — о Маркесе, Воннегуте, Пастернаке и других:

«Я словно засохшую корочку крови сколупываю

на ране давнишней, саднящей, но сладкой такой,

как будто мне голову гладит маркесовская Колумбия

твоей, Дора Франко, почти невесомой рукой.

В шестьдесят восьмом — полумертвым,

угорелым я был, как в дыму.

Мне хотелось дать всем по мордам,

да и в морду — себе самому.

В шестьдесят восьмом все запуталось,

все событиями смело.

Не впадал перед властью в запуганность —

испугался себя самого.

Был я руганый-переруганный.

Смерть приглядывалась крюком,

но рука протянулась Нерудина,

в Чили выдернула прямиком». (Отрывок из поэмы «Дора Франко»)

Эпиграфом к поэме выбрана точная фраза из книги «Медведь и колибри» колумбийского поэта Гонсало Аранго:

«La vida de Evtushenko es un saco, lleno de las balas e de los besos (Жизнь Евтушенко — это мешок, набитый пулями и поцелуями)».

Евгений Евтушенко — один из последних представителей целого поколения талантливых литераторов, той плеяды шестидесятников, которые были кумирами и властителями дум и еще при жизни стали классиками литературы. Для Евтушенко они были соратниками, коллегами, друзьями:

«Я, как медведь, рычу тебе, Гонсало:

держись, колибри миленький, кружись!

Хотя ты был великим «надаистом»,

ты всех вокруг себя тогда спасал

и грозно, ибо был, как надо, истов,

колибриевым перышком писал.

Без Пабло и тебя — больнее беды.

Без Пастернака грусть не побороть.

Булата нет. Андрея нет и Беллы,

нет Роберта. Нет сразу двух Володь.

Так что такое Муза на Земле,

покинувший меня мой брат Аранго?

Когда болит бумага на столе,

она — незаживающая ранка,

все раны уместившая в себе!»

В книге «Счастья и расплаты» очень важен цикл «Силуэты», где собраны поэтические портреты друзей и современников: Беллы Ахмадулиной, Олега Басилашвили, Даниила Гранина, Эльдара Рязанова и многих других, воспоминания-рецензии о тех, с кем сводила жизнь, и прекрасные редкие фотографии:

«Белла Ахмадулина, с моей точки зрения, достойнейшая наследница и Марины Ивановны Цветаевой, и Анны Андреевны Ахматовой. И она была единственной, кто проник к изолированному от общества Сахарову. Ее рука, хрупкая рука лирического замечательного поэта, между прочим, подписала очень много писем в защиту тех, в отношении к которым наше общество поступало очень жестоко. И она защищала всех, кого оскорбляли».

Сквозная тональность «Счастья и расплат» — обаятельная мудрая ностальгия. Чрезвычайно востребованная, даже если судить просто по количеству молодых людей, приходящих на выступления 80-летнего поэта. Так что пророческими оказались написанные когда-то строки Евтушенко: «Я прорвусь в двадцать первый век, не разодранный по цитатам, а рассыпанный по пацанятам, на качелях, взлетающих вверх».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий