Открыть Россию миру

Открыть Россию миру
Швейцария отмечает юбилей «Русских сезонов»

Сразу три мировые премьеры, вдохновленные творениями Сергея Дягилева, можно будет увидеть в Оперном театре с 11 по 16 октября — таков вклад Женевы в празднование знаменитых «Русских сезонов», столетие которых отмечается в этом году, сообщает «Наша газета.ch».

Швейцария отмечает юбилей «Русских сезонов»

Сразу три мировые премьеры, вдохновленные творениями Сергея Дягилева, можно будет увидеть в Оперном театре с 11 по 16 октября — таков вклад Женевы в празднование знаменитых «Русских сезонов», столетие которых отмечается в этом году, сообщает «Наша газета.ch».

Открыть Россию миру

Нет, наверное, такой балетной труппы в мире, которая не отметила бы на свой лад юбилей уникального явления в истории классического танца — столетие труппы Сергея Дягилева, пишет издание. Просуществовав всего 20 лет, она перевернула все существовавшие доселе представления об этом виде искусства, перейдя от долгих эпических балетов к одноактным, осмелившись экспериментировать с сюжетами и стилем, сделав роскошные декорации, выполненные выдающимися художниками своего времени, неотъемлемой частью спектакля.

Празднование столетия растянулось на несколько лет, ведь не все согласны в том, какую дату брать за точку отсчета, отмечает издание. Некоторые считают ею 1907 год, когда гениальный меценат организовал первые зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны», — по этому поводу в 2007 году в концертном зале Дома Дягилева был установлен памятник Дягилеву работы скульптора Эрнста Неизвестного.

А в 2008 году аукционный дом Sotheby’s организовал выставку «Танцевать по направлению к славе: Золотой век „Русских балетов“, которая прошла в Париже. На ней можно было увидеть около 150 картин, эскизов, костюмов, декораций, рисунков, скульптур, фотографий, рукописей и программок. Год спустя тематические выставки прошли в Третьяковской галерее и в Эрмитаже, напоминает издание.

Можно отталкиваться и от 1909 года, допускает газета, когда Дягилев впервые приехал в Париж во главе труппы танцоров Императорского балета Санкт-Петербурга, находившейся на каникулах, — сто лет спустя в Монако были выпущены две почтовые марки «Столетие Русского балета Дягилева», созданные русским художником Георгием Шишкиным, а в родном городе Дягилева Перми и принесшем ему всемирную славу Париже началось параллельное и никак не согласованное между собой обсуждение памятников хореографу.

Большинство же ведет счет от 1911 года, когда был создан непосредственно «брэнд» — балетная труппа «Русский балет Дягилева», подчеркивает издание.

С разрывом в век воссоздать все балеты, показанные русской антрепризой Сергея Дягилева на европейских сценах в начале ХХ века, и представить их в разных странах мира вознамерился известный российский хореограф и продюсер Андрис Лиепа, и его проект успешно осуществляется, отмечает газета.

К числу участников торжеств присоединилась Женевская опера, предлагающая публике новые постановки исторических балетов Сергея Дягилева — «Сильфиды», «Призрак Розы» и «Петрушка», сообщает издание.

Двум из них, в постановке Михаила Фокина, ровно по сто лет: «Призрак Розы», представлявший собой изысканное па-де-де Карсавиной и Нижинского, и драматический балет «Петрушка» Стравинского, где ведущая партия ярмарочного шута, погибающего в финале, принадлежала великому Вацлаву Нижинскому, увидели свет в июне 1911 года в Париже и Монте-Карло.

В первой половине вечера любители классического танца увидят балет «Петрушка» (продолжительность 40 минут) на музыку Игоря Стравинского в постановке французских хореографов Николя Кантильона и Лоранс Яди. Это станет первой презентацией их работы в Женеве.

В программе второго отделения — «Призрак Розы» и «Сильфиды». Первый из балетов длится всего 12 минут, что не мешает ему считаться эталоном искусства танца, пишет «Наша газета». Его создателей — хореографа Михаила Фокина и художника Леона Бакста — вдохновило одноименное стихотворение Теофила Готье, ожившее на сцене под музыку Карла Марии фон Вебера благодаря гению Вацлава Нижинского, пишет газета.

Балет «Сильфиды», впервые представленный 2 июня 1909 года на сцене Châtelet Анной Павловой и Вацлавом Нижинским, — это мечтание по пьесам для рояля Шопена, переложенным для оркестра Александром Глазуновым (отсюда появившееся позже второе название балета «Шопениана»).

Юбилейный 2011 год, названный Дягилевским, ознаменовался потрясающим открытием: 30-секундный ролик с выступлением легендарного «Русского балета» был случайно обнаружен в Интернете оставшейся анонимной британкой. Подлинность видео подтвердила сотрудница лондонского музея Виктории и Альберта Джейн Притчард.

Черно-белый ролик запечатлел как раз отрывок из балета «Сильфиды», главная роль в котором (роль Поэта) отдана Сержу Лифарю, любимому танцовщику Дягилева. По словам Причард, балет танцевали в 1928 году во время цветочного фестиваля, который ежегодно в июне проходил в Монтре (Швейцария). По мнению эксперта, видео было сделано тайно — известно, что Дягилев никогда не разрешал снимать свои балеты.

После исчезновения труппы Дягилева непревзойденным исполнителем роли Поэта по праву считался Рудольф Нуреев, его партнершами были Марго Фонтейн, Ноэлла Понтуа, Наталья Макарова, напоминает издание.

Оба балета зрители увидят в постановке Бенжамена Мильпье. Он известен местной публике постановками «Щелкунчика» и «Петрушки», а недавно прославился тем, что женился на голливудской звезде Натали Портман, которая после исполнения главной роли в фильме «Черный лебедь» тоже связала свою судьбу с русским балетом.

В заключение «Наша газета.ch» выражает надежду, что, выйдя из театра после спектакля, зритель поймет слова биографа Сергея Петровича Дягилева Р. Брюсселя, который в 1930 году в книге «Перед феерией» писал: «Чего он хотел? Три определенные вещи: открыть Россию России; открыть Россию миру; открыть мир — новый — ему самому. И это при помощи средств самых простых, самых прямых и самых легких: через живопись, через музыку, и только позже он осмелился сказать — через танец».

«Лукоморье» расширяет географию

«Русская газета в Болгарии» сообщает о прошедшем в Софии ІІ Международном фестивале русских театров за рубежом «Лукоморье».

В столице Болгарии встретились труппы любительских театров соотечественников из пяти стран. Фестиваль организован представительством Россотрудничества в Болгарии и Русским камерным театром при РКИЦ при поддержке Дирекции «Культура» мэрии г. Софии, МИД Германии, Дирекции любительских театров при Министерстве культуры Германии и ряда болгарских организаций, информирует издание.

На официальном открытии фестиваля в Большом зале РКИЦ с приветственным словом к его участникам обратились руководитель представительства Россотрудничества в Болгарии Владимир Иванов, советник по культуре Посольства РФ в Болгарии Сергей Фошкин и председатель Федерации «Союз соотечественников» Марина Дадикозян.

В адрес участников прозвучало много поздравительных адресов, одно из которых — от главного секретаря Российского центра международной ассоциации любительских театров АИТА Аллы Зориной, пишет газета.

На сцене Большого зала «Театр песни и слова» (Берлин) представил постановку «Ленинград. Задний двор» по поэзии Галича; датско-российский театр «Диалог» (Копенгаген) — «Крик Чайки» по пьесам Чехова «Чайка» (І часть), «Дядя Ваня» (ІІ часть) и «Вишневый сад» (ІІІ часть); театр «Другое небо» (Силламяэ, Эстония) — «Портреты» из поэмы Гоголя «Мертвые души»; Григорий Кофман — моноспектакль «Осип и Иосиф» по произведениям Мандельштама и Бродского; Русский театр-студия из Будапешта — «Доктор Чехов» по записям и письмам Чехова. Завершился фестиваль спектаклем «Скамейка», в котором приняли участие по два актера из каждой страны, информирует издание.

Программа фестиваля включала в себя: показ и просмотр спектаклей, проведение мастер-класса по актерскому мастерству и сценическому вокалу Натальей Бондарь из Германии и мастер-класса по импровизации Сергеем Соболевым из Санкт-Петербурга, работу круглого стола по вопросам развития любительского театра за рубежом, интервью, обмен мнениями, культурно-развлекательную программу.

Участникам фестиваля были вручены дипломы и памятные награды. В Мраморном зале РКИЦ был дан прощальный прием. Представитель Россотрудничества Владимир Иванов поблагодарил всех за прекрасный творческий проект и пожелал гостям расширять географию театрального движения среди соотечественников за рубежом, сообщает «Русская газета в Болгарии».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий