Путь к сердцу общины лежит через…

Путь к сердцу общины лежит через…
Ресторан «Мари Ванна» в Найтсбридже открылся в Лондоне всего год назад, но уже сегодня невозможно представить себе русскую жизнь в столице без него. Уютный интерьер, домашняя кухня и искренняя любовь сотрудников «Мари Ванны» к русской культуре во всех ее проявлениях позволили ресторану за год стать своеобразным «русским домом».

Ресторан «Мари Ванна» в Найтсбридже открылся в Лондоне всего год назад, но уже сегодня невозможно представить себе русскую жизнь в столице без него. Уютный интерьер, домашняя кухня и искренняя любовь сотрудников «Мари Ванны» к русской культуре во всех ее проявлениях позволили ресторану за год стать своеобразным «русским домом».

Путь к сердцу общины лежит через…

По понедельникам тут поют романсы, по пятницам и субботам выступают русские диджеи, по воскресеньям — детский день с сырниками и уроками флористики. Два последних вторника месяца — показы русских фильмов с чаем и плюшками, а в перспективе — уроки по традиционной русской кулинарии.

Заправляют этим великолепием Лариса Сутринавичене и Мария Столяренко, петербурженка, которая уехала из России в детстве и не понаслышке знает, что такое ностальгия. Сами про себя они говорят: «Маша делает так, чтобы гости приходили счастливыми, а Лариса — чтобы счастливыми уходили».

Газета «Англия» встретилась с сотрудницами «Мари Ванны» для того, чтобы узнать, в чем секрет их успеха.

Меню: естественный отбор

Те, кто бывал в «Мари Ванне» много раз, могли заметить, что меню в ресторане формировалось постепенно (в соответствии с русской традицией «долго запрягать»): что-то появлялось, что-то исчезало. Дело в том, что перед Ginza Project (компанией, которая владеет рестораном) стояла задача — сделать меню, которое бы устроило всех, и при этом соблюсти два главных принципа: кухня должна быть: а) русской и б) домашней.

А это, как вы можете представить, дело нелегкое: русские предпочитают в родной кулинарии одно, иностранные гости — другое. Причем и сами иностранцы не одинаковые, у разных национальностей есть свои любимые и нелюбимые русские яства. Например, замечено, что американцы, японцы и китайцы обожают борщ, куриный суп и котлетки, однако совсем не понимают селедки под шубой и холодца. И как им угодить?

Курирующий шеф-повар «Мари Ванны» Александр Белькович как мог пытался разрешить эту задачу: для тех, кто не приемлет «шубы» и холодца, он придумал пельмени с начинкой из даров моря и кабачковые оладушки с лососем. Народу понравилось.

Но немало советов и даже возражений было и со стороны посетителей из числа ностальгирующих соотечественников, у которых бывали свои (разумеется, самые правильные) представления о русской кухне.

«К нам приходили клиенты и говорили что-то вроде „А вот моя тетя из Киева“ делала не так!» Или: «А давайте я приведу вам свою няню, и она научит вас варить борщ!» — смеется Лариса. — Мы понимаем, что такие советы даются по доброте душевной и из лучших побуждений, и всегда рады слышать любые отзывы. Но представьте: если есть подъезд, в котором 30 квартир, то в нем каждая хозяйка делает «Оливье» по-своему, а холодец — по-своему! И как тут определить, чей холодец лучше?»

Однако за год работы и экспериментов с меню золотая середина все-таки была найдена, а повара обучены готовить «по-домашнему». «Сейчас я могу сказать, что наше меню работает для всех, и все остаются довольны!» — говорит Лариса.

Родная речь

Когда ресторан только открывался, в нем работали преимущественно европейцы. Однако позже «русское присутствие» в одном отдельно взятом ресторане было решено усилить. «В первые месяцы, когда мы только открылись, наши сотрудники были в основном англоязычные, — рассказывает Лариса. — Но через какое-то время мы поняли, что нелепо, когда итальянец или испанец на английском языке объясняет русскому клиенту, что сегодня в меню есть „боршт“, который представляет собой „beetroot soup“, или когда он не может произнести слово „kholodets“. Поэтому сейчас мариванновские официанты обязательно говорят по-русски».

В домашнем интерьере

Все, кто когда-либо бывал в «Мари Ванне», отмечали, как уютно и естественно чувствуешь себя среди резных комодов, книжных полок, подушек и банок с компотами и разносолами, из которых состоит уникальный «домашний» интерьер этого ресторана. Эта красота — дело рук дизайнера Юны Мегре, которая вместе с командой объездила антикварные рынки в Бельгии, Франции и Израиле, обошла все развалы в Москве и Питере и не оставила в стороне знаменитый лондонский Портобелло.

Лариса хвастается: «Все, что есть в этом ресторане, — это оригинальные вещи, найденные Юной и ее коллегами на рынках по всему миру. Моя любимая вещь — коробка конфет „Морские камешки“ 1956 года, с советским знаком качества».

Ресторанов сети «Мари Ванны» по всему миру пять, и везде интерьер — русский, но выдержанный в разных стилях, соответствующих определенным эпохам. «Московская „Мари Ванна“ напоминает мне богатую подмосковную дачу, — объясняет Лариса. — Питерская — сделана как коммуналка: в дверях гостей встречает не миловидная хозяйка, а мужчина в трениках с оттянутыми коленками. В Лондоне Юна пыталась воссоздать советский интерьер 40-60-х».

Менеджер по маркетингу Мария Столяренко добавляет: «Когда я пришла сюда на собеседование, я чуть не расплакалась, потому что в нашей питерской квартире, какой я ее помню, висели точно такие же ковры!»

Кстати, домашнюю обстановку «Мари Ванны» отмечают не только гости. Когда ресторан только открылся, в нем сразу же поселился домовой. Как и положено, его стали подкармливать молоком, которое оставляют в блюдце у печки. Взамен он стал приносить в дом уют и удачу: в ноябре «Мари Ванна» получила награду от TimeOut London в номинации «Best New Design».

Русский клуб

Восхождение «Мари Ванны» на культурный Олимп столицы началось (такой вот каламбур) с прошлогодней Олимпиады, когда на пару недель ресторан превратился в своеобразный «русский дом», где собирались олимпийцы и их преданные фанаты. А во время Паралимпиады на огонек заглянула Наталья Водянова, которая прямо в спортивном костюме, в котором она несла паралимпийский огонь через Лондон, забежала попить чайку.

Во время этой короткой встречи Наталья и Мария придумали сделать десерт «Обнаженное сердце» (от названия фонда «Naked Hearts», возглавляемого супермоделью), вся прибыль от продажи которого будет направляться на благотворительность.

Это так вдохновило Марию, что она стала искать интересные лондонские русские проекты. Как раз в этот момент британский режиссер Джо Райт выпустил свою версию «Анны Карениной», которая широко обсуждалась в столице. Небезызвестный кулинарный дуэт Russian Revels не остался в стороне и предложил Марии организовать обед, стилизованный под атмосферу толстовского романа. А чтобы немного разнообразить программу, решили показать гостям «Анну Каренину» Сергея Соловьева.

Именно во время этого обеда у Марии родилась идея: она поняла, что у нее есть помещение, проектор и публика, которая скучает по русским фильмам и культурному общению. И ресторан, завязав дружбу с фондом «Academia Rossica», стал устраивать совместные кинопросмотры. Теперь в два последних вторника каждого месяца всех желающих здесь ждут на фильм и на его обсуждение, а также на чай и «медовик», который в «Мари Ванне», как и положено, буквально тает во рту.

Там, где встречаются звезды

Бывают и приятные неожиданности. Лариса рассказывает: «Недавно у нас тут был день рождения дочки Кобзона. Он начал петь ей свои песни вживую. Услышав знакомый голос, все посетители сбежались на этаж послушать. Или вот еще: в британской прессе о нас появился очень веселый отзыв, а через пару недель сам принц Уильям решил отпраздновать у нас свое тридцатилетие. Вообще, когда рядом с тобой ходит Кейт Мосс и спрашивает: „Лариса, как дела?“ — это очень здорово».

Недавно Лариса увидела в ресторане Ингеборгу Дапкунайте, творчество которой обожала с юных лет, и еле сдержала восторг. Но виду не подала. Дело в том, что как она, так и весь персонал привыкли спокойно относиться к известным людям, которые заглядывают в гости: их не рассматривают с головы до ног, не просят автограф или сфотографироваться — просто потому, что это непрофессионально. Общаются с ними просто, дружелюбно и весело.

Единственное, с чем здесь не шутят, — это со временем. Очень часто гостей предупреждают о том, что их обед не сможет продлиться более двух с половиной часов. Многим это не нравится, но по-другому не будет: «Мари Ванна» позиционирует себя как домашнее место, где нет бара, чтобы гости могли ждать. К тому же, по словам Ларисы, временные ограничения — обычная практика в популярных ресторанах Найтсбриджа. Об этом стоит помнить и не расстраиваться, если вам невзначай напомнят о временном лимите.

Но ведь в «Мари Ванну» всегда можно вернуться — и не только вечером, и не только чтобы поесть, но и чтобы посмотреть кино, поучиться делать икебаны или научиться лепить настоящие домашние пельмени. Да мало ли чего интересного там еще придумают, чтобы завоевать любовь русского человека в Лондоне!

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий