Британские художники братья Чепмен сделали проект для Эрмитажа

Британские художники братья Чепмен сделали проект для Эрмитажа
МОСКВА, 14 авг — РИА Новости, Светлана Янкина. Работы радикальных британских художников Джейка и Диноса Чепменов, чьи работы не раз оказывались в центре скандальных историй, покажут на выставке «Конец веселья», которая откроется в здании Главного штаба в Петербурге в рамках программы «Эрмитаж XX/XXI» 5 октября.

МОСКВА, 14 авг — РИА Новости, Светлана Янкина. Работы радикальных британских художников Джейка и Диноса Чепменов, чьи работы не раз оказывались в центре скандальных историй, покажут на выставке «Конец веселья», которая откроется в здании Главного штаба в Петербурге в рамках программы «Эрмитаж XX/XXI» 5 октября.

Британские художники братья Чепмен сделали проект для Эрмитажа

В экспозиции, как рассказал РИА Новости ее куратор, заведующий сектором современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, особое внимание будет уделено историческим параллелям творчества Чепменов и Гойи, а также антифашистской серии британских художников. Над ней братья работают порядка десяти лет. Нацисты там предстают жалкими людьми, чье зло оборачивается против них самих. «Конец веселья» — часть этой серии, сделанная специально для показа в Эрмитаже, и центральная работа на выставке. Она представляет из себя заключенные в девять витрин трехмерные коллажи с батальными сценами, приглядевшись к которым, можно обнаружить, что солдаты Вермахта убивают и мучают друг друга, а не противников.

«Сам проект важен для нас из-за диалога старого и нового. У Гойи это серия “Бедствия войны”, кстати, не изданная при его жизни, Чепмены развивают эту тему исходя из реалий нынешнего времени. В России и Санкт-Петербурге самое страшное было, конечно же, во время Второй мировой войны, во время блокады. Для нас этот ужас во многом является определяющим и важно помнить, что он был, и помнить, что антифашизм важен для нас как идеология, и что эта жестокость должна быть заперта и засунута в музей, в хранилище», — рассказал Озерков.

Куратор выразил надежду, что этот проект будет принят с пониманием и, главное, как антифашистское высказывание.

«Мы регулярно вспоминаем и о блокаде, и о войне. В частности, в прошлом году мы показывали проект, связанный с рисунками Генри Мура, сделанными в лондонской подземке, которые мы показывали параллельно с тем, что сделал известный архитектор Александр Никольский, находясь в подвалах Эрмитажа во время блокады. Для нас это всегда важная тема», — напомнил он.

«Ленинградская симфония». Музыка как оружие >>

Также на выставке будут показаны две графические серии Чепменов: одна сделана на основе гравюр Гойи, другая представляет из себя авторские рисунки художников, которые продолжают тему «Бедствий войны», исходя из реалий ХХ-XXI веков — теракта в США 11 сентября 2001 года, войны в Ираке. Параллельно будут показаны рисунки Гойи из собрания Эрмитажа.

Ранее в рамках проекта «Эрмитаж ХХ-XXI», который был открыт в 2007 году, прошли выставки «Америка сегодня», «Чак Клоуз. Семь портретов», «Пространство Тимура: Петербург — Нью-Йорк», «Борис Смелов. Ретроспектива», «Вим Дельвуа. D11», «Новояз. Британское искусство сейчас», «Центр Помпиду в Эрмитаже».

Братья Чепмен, наравне с Дэмиеном Херстом и Трейси Эмин, принадлежат к образовавшейся в начале 1990-х группе «Молодых британских художников». Сначала их показал в своей галерее Чарльз Саатчи, а спустя пять лет, в 1997 году, в Королевской академии искусств прошла выставка «Сенсация», утвердившая статус художников. Экспозиция, тем не менее, была раскритикована и в прессе, и зрителями, и мэром Нью-Йорка Рудольфом Джулиани, когда она показывалась в США. Особое недовольство вызвали составленный из отпечатков детских ладошек портрет детоубийцы Майры Хиндли Маркуса Харви — в Лондоне в знак протеста его закидали яйцами и залили чернилами, а Бруклинский музей был лишен господдержки из-за выставки в целом и работы «Дева Мария» Криса Офили, в которой в качестве материала использовался навоз, в частности. На этом фоне работа Чепменов «Деяния ради мертвых» — переосмысленная и выведенная в плоскость скульптуры гравюра Франсиско Гойи с тремя изувеченными солдатами — и скульптура «Зиготная акселерация» были встречены относительно спокойно.

Как правило, братья создают свои проекты, используя манекены или маленькие фигурки, которые определенным образом раскрашиваются и составляются в законченные скульптурные композиции. Или же они берут графику или живопись известных и безымянных авторов и дорабатывают ее в своем духе. Например, юной барышне с портрета неизвестного художника викторианской эпохи взамен румянца пририсовывают трупное пятно, а благообразный господин во фраке обзаводится ушами гнома и разрезанным от уха до уха ртом. Исключением являются акварели Гитлера, которым, напротив, дорисовывают яркие цветочки, радугу и солнышко.

Источник: ria.ru

Добавить комментарий