bbcrussian.comПо материалам Службы мониторинга Би-би-си
За последние несколько недель в русскоязычном интернете приобрели популярность песни в поддержку акций в защиту 31-й статьи конституции России о свободе собраний. Акции проводятся каждый месяц, в котором есть 31-е число, и регулярно запрещаются и разгоняются властями.
bbcrussian.comПо материалам Службы мониторинга Би-би-си
За последние несколько недель в русскоязычном интернете приобрели популярность песни в поддержку акций в защиту 31-й статьи конституции России о свободе собраний. Акции проводятся каждый месяц, в котором есть 31-е число, и регулярно запрещаются и разгоняются властями.
Эти композиции появились не на пустом месте. За предыдущие месяцы рок-музыканты и рэпперы в своем творчестве обращались к ряду политических вопросов, среди которых — сооружение 403-метрового небоскреба «Газпром-нефти» в Санкт-Петербурге, получившая широкую огласку авария с участием топ-менеджера «Лукойла» и мартовские взрывы в московском метро.
В музыкальной среде наиболее резонансной оказалась позиция, которую занял лидер группы ДДТ Юрий Шевчук. Он резко высказался в отношении российских властей на концерте 7 марта, а через два с половиной месяца на благотворительном вечере спросил премьера Владимира Путина, намерены ли власти разгонять митинг петербургской оппозиции 31 марта.
Диалог Шевчука и Путина стал поводом для обширных дискуссий в Рунете, однако отрывки из него показали и по государственным телеканалам.
«Всыпь властям по 31 число»
Репортаж, прозвучавший 14 июля в эфире радиостанции «Эхо Москвы», был среди прочего посвящен песням протеста как явлению. В нем фигурировали две недавние композиции об акциях 31 числа.
Первая из них называется «Песня-31»: авторство принадлежит проекту «Подпольный фронт», в который вошли музыканты из нескольких групп. Среди них — Вадим Курылев, раньше выступавший в составе ДДТ, а теперь возглавивший группу «Электрические партизаны», а также Александр Чернецкий («Разные люди»).
С момента публикации на YouTube 12 июля клип на эту песню посмотрели более 19 тысяч человек. Он начинается с кадров черно-белой хроники, на которых милиция разгоняет демонстрацию в советское время, после чего показывается, как современный ОМОН обходится с участниками митингов в Москве и Санкт-Петербурге. Припев приглашает слушателя занять собственную позицию: «Снова тридцать первое число // Все красивые слова ветром унесло // Власть ты выбрал сам, как кота в мешке // Получай свободу — дубинкой по башке». Авторы песни намекают на то, что настроения в обществе, возможно, меняются: «Тридцать первое на календаре // Когда-то обещал ты не участвовать в игре // Ну, а нынче даже если танки и свинец, // Ты им все равно ответишь: „Это не конец!“
Второй композицией, отмеченной в репортаже «Эхо Москвы», стал шестиминутный рэп авторства исполнителя Noize FM под названием «Гнать знать на тридцать одну цифру». Некоторые пользователи Рунета считают, что это тот же человек, что и рэппер Иван Алексеев, известный как Noize MC. Другие уверены в обратном, указывая, в том числе, на различия в стиле исполнения.
Как и «Песня-31», эта композиция призывает к борьбе, называя различные злоупотребления государственной властью и кажущееся безразличие руководства страны к судьбам обычных граждан причинами для того, чтобы открыто выразить свою гражданскую позицию.
«Все, на что они способны, — это гнать фуфло // Пора всыпать властям по 31 число! // Если мы не стадо, а общество — // Питер, площадь Свободы, 31 число!»
Песня и сопровождающий ее видеоклип содержат личные выпады и оскорбления в адрес российских лидеров, особенно Путина. Во время последнего куплета на экране появляются богатейшие люди России:
«Кто скажет про это видео, что это провокация, // Тот кормится за наш счет в госорганизациях // Кто в комменте напишет, что это видео отстой, // Тот один из тех, кто Россию доит».
Наиболее популярная версия «Гнать знать на тридцать одну цифру», также размещенная на YouTube, собрала почти 60 тысяч просмотров с 8 июля. Клип был опубликован и на оппозиционном сайте Grani.ru, однако спустя некоторое время был убран.
«Шевчук в юбке»
Еще одним сторонником движения в поддержку 31-й статьи конституции стала солистка поп-рок группы BlondRock Катя Гордон, чей клип «Математика» с кадрами разгона демонстрации 31 мая 2010 года появился в сети после того, как она посетила московскую акцию.
Гордон — гораздо более мейнстримная фигура, чем участники «Подпольного фронта» или Noize FM: в 2008 году она некоторое время вела программу «Городские пижоны» на государственном Первом канале.
«Математика» вызвала бурные обсуждения в Рунете: оппозиционные блогеры, такие как Олег Козырев, Илья Яшин и Марина Литвинович высказались в поддержку песни, а члены прокремлевского молодежного движения «Молодая Гвардия» окрестили Катю Гордон «Шевчуком в юбке».
Согласно статистике YouTube, размещенная на собственном канале группы версия «Математики» была просмотрена почти 90 тысяч раз. В клипе сама солистка выглядит так, как будто ее избили. Эти кадры перемежаются с записями задержаний, сделанными на митинге 31 числа.
Позже BlondRock выпустила еще одну политическую песню, выдержанную в более легком ключе, под названием «Любовь и свобода». В ней Гордон поет: «Я готова даже спеть голой для привлечения общественных масс — выбери себе любовь и выбери свободу, пока ее не выбрали за нас».
«Восстанови справедливость»
Самой популярной среди песен протеста, если судить по статистике YouTube, стала «Восстанови справедливость» рэппера Noize MC, представляющая собой возмущенную реакцию на ДТП, которое произошло в Москве в феврале.
Тогда двое женщин-врачей, Ольга Александрина и ее свекровь Вера Сидельникова, погибли в результате лобового столкновения их машины с «Мерседесом» вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова. В правоохранительных органах ответственность за аварию возложили на Александрину, однако свидетели происшествия указывали на обратное.
В видеоклипе Noize MC, просмотренном более 705 тысяч раз с момента размещения его 28 февраля, используются образы из американского мультсериала South Park для изображения Баркова, выражающего презрение к обычным людям и заверяющего, что «мы давно знакомы с Вовой».
В песне выражается уверенность, что в аду топ-менеджер «Лукойла» составит компанию экс-майору московской милиции Денису Евсюкову, расстрелявшему в супермаркете троих человек. Коллаж фотографии Баркова с героями South Park перемежается съемками с места аварии и сопровождается обвинительными подписями. Тема ада также возникает в припеве песни, где автомобиль Mercedes S500, на которой водитель вез Анатолия Баркова, получает новое название: «Мерседес S666 // Прочь с пути, плебей, под колеса не лезь, // Жалкая чернь, трепещи — на трассе патриции // Мы опаздываем в ад, дорогу колеснице». Возмущение, возникшее в обществе в связи с ДТП, стало поводом для призывов к бойкоту «Лукойла» и привело к созданию движения «Синие ведерки», члены которого проводят акции против злоупотребления спецсигналами на дорогах со стороны правительства и бизнес-элиты.
Еще одним рэппером, творчество которого касается политической тематики, стал Тимур Кузьминых, известный как Dino MC47. Его псевдоним был частично выбран «в честь» автомата Калашникова, или АК47.
Как пишет интернет-издание «Газета.Ru», первой «ласточкой» в протестном жанре для Dino MC47 стала песня «Нам говорят», записанная в 2009 году. В ней осуждается недостаточная свобода российских СМИ и тюремное заключение экс-главы «ЮКОСа» Михаила Ходорковского.
Возвращение рэппера к политической тематике было спровоцировано взрывами в московском метро в марте 2010 года: «Наглые, сытые рожи с мигалками и охраной // Говорят нам с экрана, что нас не запугать, // Их дети в Лондоне, все деньги на Кайманах, // А что же делать нам, скажите, и куда бежать?»
Последние две строчки напоминают обвинения чиновникам, выдвинутые Noize FM в «Гнать на тридцать одну цифру», однако у Dino MC47, похоже, отношение к власти более неоднозначное.
Например, в размещенном на YouTube клипе «29 марта 2010 года», просмотренном более 35 тысяч раз, не фигурируют ни Владимир Путин, ни президент Дмитрий Медведев, а на сайте рэппера сообщается, что он должен был выступить на спонсируемом государством концерте 26 июня.
«Времена меняются»
Появление таких песен протеста навело некоторых наблюдателей на размышления о возможности зреющего социального движения, потенциально представляющего опасность для руководства страны. Другие уверены, что это лишь модное поветрие. По мнению обозревателей «Эхо Москвы», нынешние музыкальные тенденции обращаются к окончанию советской эпохи: «То, что рок — это музыка бунта, некоторые все же не забыли. И постепенно появляется все больше песен, наполненных социальным содержанием — как это было во второй половине далеких 80-х».
Оппозиционный блогер Илья Яшин согласен: «Эстафету Кати Гордон, написавшей замечательную песню по мотивам разогнанного майского митинга, перехватили музыканты из группы Noize FM и коллектива „Подпольный фронт“. Чувствуется в воздухе этот приятный запах свободы, а? Концом восьмидесятых из форточки повеяло».
В своей статье в еженедельнике «Огонек», опубликованной 19 июля, журналист Дмитрий Губин назвал песни протеста частью более широкого явления, в рамках которого политически окрашенные и антиправительственные заметки появляются в глянцевых журналах вроде GQ и Esquire.
Губин считает, что это стало лишь преходящим увлечением среднего класса: «Опасности для нынешнего госкапитализма нет. Да, ругать власть все более модно, но это всего-навсего мода».
Тем временем, музыкальный критик Артемий Троицкий не склонен отмахиваться от тенденции из-за ее модности и одобряет тот факт, что вместо «обиженных, убогих, несчастных, пожилых, дурно одетых, кликушествующих городских сумасшедших» в рядах оппозиции теперь есть «какие-то гламурные дамы, какие-то модные певицы».
Троицкий согласен с Ильей Яшиным, что в воздухе что-то изменилось. «Времена меняются, общество наше меняется, происходят какие-то пока не очень понятные и малосформулированные, но какие-то сдвиги, я считаю, очень серьезные», — заявил журналист в эфире «Эхо Москвы» 26 июля.
Источник: bbc.co.uk