Когда живой классик глава Союза писателей СССР Константин Федин услышал песню «Бухенвальдский набат», он написал взволнованное письмо в «Литературную газету». В нем были такие строчки: «Я не знаю автора стихов, не знаю других его произведений, но за один „Бухенвальдский набат“ я поставил бы ему памятник при жизни». Было много других положительных откликов на новую песню.
Когда живой классик глава Союза писателей СССР Константин Федин услышал песню «Бухенвальдский набат», он написал взволнованное письмо в «Литературную газету». В нем были такие строчки: «Я не знаю автора стихов, не знаю других его произведений, но за один „Бухенвальдский набат“ я поставил бы ему памятник при жизни». Было много других положительных откликов на новую песню.
Как она родилась, кто ее авторы? Теперь на эти вопросы мало кто сможет ответить. Дело в том, что автор слов Александр Владимирович Соболев не был известным поэтом, никогда не писал песен. Но вот он прочитал в газете сообщение о том, что в 1958 году в Германии открыли мемориал Второй мировой войны «Бухенвальд». Также сообщалось, что на деньги, собранные жителями ГДР, на территории бывшего концлагеря возведена башня с колоколом, звон которого должен напоминать людям о жертвах фашизма и войны и предостерегать их от повторения подобного. Взволнованный этим известием автор сел за письменный стол. Сначала родились строчки:
Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся,
Строятся в шеренгу к ряду ряд…
Когда стихотворение было закончено, Александр Соболев послал написанный текст в редакцию газеты «Труд», где изредка печатались другие его стихи. И вскоре новое стихотворение было напечатано. Этого ему показалось мало, и он послал стихотворение знаменитому в то время композитору Вано Мурадели. Через два дня раздался телефонный звонок. Незнакомый голос с заметным грузинским акцентом сообщал: «Пишу музыку и плачу. Какие замечательные стихи!»
Еще именитый композитор спрашивал насчет профессии и возраста автора стихов. Ничего особенного сообщить о себе Соболев не мог. Воевал, был литейщиком в цехе авиамоторного завода, теперь вот освоил новую профессию — работает в многотиражке того же завода. Год рождения 1915-й.
В стране шла подготовка к Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который раньше прошел в Москве, через несколько дней он состоится в Вене. Не пригодится ли для фестиваля новая песня о борьбе за мир? С этим вопросом Соболев отправился в ЦК комсомола. Там ответили: «Пригодится». В столице Австрии в дни фестиваля песню исполнил хор студентов Уральского университета. Она была принята хорошо, пользовалась большим успехом и вскоре была переведена на многие языки мира.
А в СССР песню знали только студенты Свердловского университета. Но вот прошел Венский фестиваль. На киноэкранах демонстрировался документальный фильм о нем «Весенний ветер над Веной». Здесь и прозвучал на всю страну «Бухенвальдский набат». А после исполнил его и Ансамбль песни и пляски имени Александрова, пели многие певцы, звучала она и в самодеятельности, в том числе в Курске и нашей области.
Александр Соболев умер в сентябре 1984 года. Он знал славу. Готовил к печати сборник стихов. Но вскоре распался Советский Союз, перестала быть актуальной тема борьбы за мир. И человек, которому очень талантливые люди прочили памятник при жизни, был начисто забыт. Почему? Разве наступил всеобщий мир и миновали угрозы новых войн? Нет. И сегодня актуален призыв ко всему человечеству:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир!
Год тому назад по Центральному телевидению прошел концерт-конкурс на лучшую песню «Достояние республики». Разные песни звучали. «Бухенвальдский набат» не звучал. А лучшей песней была признана не знаменитая «Катюша», не известные всему миру «Подмосковные вечера», а простенькая песенка Александра Зацепина на слова Леонида Дербенева из фантастического кинофильма «Земля Санникова». Трудно согласиться с этим.
Источник: rus.ruvr.ru