Homo roboticus — человек роботающий / Международному дню солидарности трудящихся посвящается

Homo roboticus — человек роботающий / Международному дню солидарности трудящихся посвящается
Что представляет собой нормальный человек, креатура современной патологической цивилизациации, или как его называют, индивид? Гомо роботус, человек роботающий.

Что представляет собой нормальный человек, креатура современной патологической цивилизациации, или как его называют, индивид? Гомо роботус, человек роботающий.

Homo roboticus — человек роботающий / Международному дню солидарности трудящихся посвящается

Итак, рано поутру, в 7 часов (у некоторых в 8, у иных в 6, но по стандарту в 7:15), когда ещё темно и весьма прохладно в квартире, звонит будильник и открываются глаза — с неизменной мыслью: «Опять, блять!». Спать хочется просто немыслимо! Хотя каждый день вроде встаёшь в одно и то же время, делаешь одно и то же, однако всё равно само вставание и само представление о будущем рабочем дне выглядят чудовищно! Хроническое недосыпание, усталость, тяжесть, болячки, сезонная депрессия… Конца и края не видать этим чёртовым серым будням — когда же наконец отпуск?!. Минут 5-10 можно пролежать, представляя, что рабочий день (смена) кончится и вечером будешь лежать (на этом же диване) у телевизора с едой, семечками или пивом с орешками, но понятно, что сколько не вылёживай, а встать лучше очень быстро — ведь утреннее время не ждёт, и потерянные минуты могут привести к непропорционально большим проблемам и стрессам, в результате чего вечернего лаундж-лежбища сегодня может и не быть вообще, а стоит так промешкаться несколько раз подряд, можно лишиться покоя на долгие месяцы!..

Тут, казалось бы, надо прочитать молитву и сделать зарядку, но по той же причине спрессованности утреннего пространственно-временного континуума исподволь решается, что первое может заменить включенные радио или ТВ (или и то, и другое), а второе — сами энергичные сборы на службу под жизнерадостный бред ди-джеев, музычку и лепетание новостей и советов с мимолётными взглядами на телекартинку, представляющую и сегодня проявившую (надо же!) ту же стабильность и реальность, и угодливо, как бы в насмешку, размещённые под ней часы (а вот тут будто постоянные сбои — время так и скачет!..). Физически же ощущение, когда ещё в постели, что вчера не ел вообще — и мысль о вечернем расслабленно-обильном ужине тут же перебивает острейшая потребность в хоть каком-то завтраке, а как только встаёшь на ноги, сразу накатывает какая-то гравитация, перегрузка (да ещё не понять откуда накопившаяся усталость), и сразу начинает как-то подташнивать и хотеться в туалет. В горле постоянно что-то першит, то сопли, блин, то менструация, то с бодунища, а то и всё вместе! Стоит закурить, как сразу надо в туалет по-большому (если даже не куришь, то, ничего не поделать, надо тоже!). Каждый день что-то неосознанное проносится в голове, что крайне неудобно, когда в семье несколько человек, всем надо на работу, на учёбу или в какой-то там сад, а туалетная и ванная комнаты представлены в одном экземпляре (хорошо, если живёшь в городе, и они есть вообще). Далее. Что не говори, очень хорошо, когда есть горячая вода! Быстро умыться… (Иногда надо просто уложиться в час-пик, а то будешь в ковшике греть!) Непонятно, кто придумал сей странный обычай — быстро омыть водой лицо и ладони, чтобы проснуться и начать новый день. Причём водой-то холодной, так, по-моему, в школьных учебниках и писано. При наших условиях-удобствах, когда на улице минус, вода, надо заметить, очень холодная. Но сие заведено, судя по всему, с совдеповских времён, когда иных условий почитай что и не было, тогда же было вменено — наряду с каким-нибудь обтиранием торса мокрым полотенцем — ежедневное утреннее бритьё для мужчин и вообще брадобритство и короткая стрижка. Умываясь, фыркать, отплёвываясь, и что-то гундеть в нос — хоть какое-то физиологическое удовольствие.

Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы убедиться: корпоративная культура — это не просто свод правил поведения в офисе. Для миллионов людей она является суррогатом религии, со своими догмами и заповедями. Причем, упования поклонников корпоративных культов вполне земные — достижения Земного Царства Благополучия, изображенного в скрижалях глянцевых баблоидов, и вера в великую миссию своей компании. Непрерывный суицид для тебя

В городах же сейчас многие практикуют утренний душ (иногда даже с участием холодной воды!) или даже ванну — это обязательно и потому часто идёт в ущерб всему остальному. Чистить зубы — быстро (вот это действительно то, на чём можно сэкономить время!). Ещё пока чистишь зубы или даже бреешься, можно одновременно делать что-то ещё, например, разговаривать, одеваться, кормить собаку, сидеть на унитазе, некоторые даже есть умудряются!.. Завтрак тоже также не должен выделяться из всей утренней круговерти: не нужно особо сервировать, можно даже за стол не садиться! — в лучшем случае, омлет, быстрорастворимая кашка иль хлопья, в худшем — то, что осталось от ужина или вообще осталось. (Однажды я, когда ещё пытался работать, радикально поспешая, проглотил яичницу из трёх яиц за 38 секунд!) С тех же советских времён стандарт — кофе и резанка булки с намазанным сливочным маслом (нет, чтоб был чёрный хлеб с оливковым маслом, с зеленью или просто с луком иль чесноком, немного вина с сухофруктами или чай с коньяком!).

Большая мода, особенно у женщин, не есть вообще, ограничившись одним кофе (растворимым, новых времён бзик — «натуральный» сок или йогурт типа «Пассивия» от «Донон» — в массе своей довольно сомнительные яства). И далее — как-то наскоком — двигаясь как в мерцаньи стробоскопа — облачился и поскакал. Для милых же дам, я ума не дам, ещё и макияж, и облаченье у зеркала с последующим переоблаченьем (полным, т.е. сменой и «верха», и «низа», без преувеличения, раз до пяти!), с истериками, с бросанием шмоток на пол и оставленьем так до прихода обратно — для мужика это невыносимо, так что те, кто «хорошо выглядят», живут одни, а другие встают «с запасом» или вовсе домохозяйки. И конечно, что и говорить, постель не заправляется — некогда, да чай не в казарме живём!

Бежишь, едешь… Тошнота, коль не поел, а иногда, если переел или просто поел, всё не отпускает… утро всё же… Толпа, толкотня, заторы… Если на машине — те же ди-джеи, вечно бодрые и современно-своевременные — с утра пораньше! — когда остальные злые, «едва просравшись», через промозглый день летят-опаздывают, вспоминая о кознях козлов начальников, коллег и подчинённых, едут или идут в плотном потоке ещё больших козлов и даже просто ослов (не жалея нервов и слов; есть ещё так называемый женский стиль вождения!), стоят в пробках, сидя в машине, молча трясутся в электричке или грузовике, бормочут себе под нос, скрежеща зубами-корневиками, при стоянии у эскалатора или полулёжа под грудой тел в автобусе! — та же безмозглая попса или гнилой шансон…

В новом романе, который я пишу больше двух лет и вроде уже завершаю, «Снюсть жрёть брють», как раз и взыскуется описанное состояние, ностальгия выходит на уровень философствования и социальной критики. Дана антиномия понятий «работа» и «алкоголизм» (всё, что общество может предложить нам вместо счастья истинного творчества), те же герои (в основном) проживают свои очередные три года. Алексей Шепелёв: «Нашему поколению не повезло…»

В присутствии время тянется по-разному: когда нечего делать (как правило, просто не дают, например, если ты новичок), оно тянется, как педерастия; а когда аврал, дедлайн, загруз по горло (напр., если ты новичок!), то летит вскачь, оставляя после себя не лёгкость и удовлетворение, а свинцовую тяжесть, подчас не только в теле. Но как правило, если ты нормальный чел и работник, довольно долго работаешь и не пьёшь крепкие напитки в рабочее время, как гастарбайторы и прочая деревенщина, то у тебя на рабочем месте есть своя именная кружка (иногда прямо так с нанесением имени, должности и фото 9х12), и сразу по приезде забодяживаешь в ней себе кофе или чай (тут уж точно из пакетика, даже если ты начальник, и тебе забодяживает секретутка). Включаешь компостер мозга, прихлёбываешь, перекладываешь бумаги… смотришь новости, почту… Потом ещё раз доливаешь, обмениваешься репликами с соработниками, берёшь телефон…

Офис, каким бы светлым и просторным его не величали (к сим интеллигентским рабочим помещениям штамп перешёл по наследству от школы), на самом деле есть неудобное загромождённое пространство — мало того, что здесь крайне неуютно от скопления людей, постоянных призора и суеты, так всё ещё непомерно забито так называемой бытовой и офисной техникой, причём работающей, чьё гудение и электромагнитное излучение рано или поздно способно доконать любого — и никакой фитнес-клуб не спасёт. Лучше, конечно, курить и знать анекдоты, а по выходным иметь друзей, которые очень любят пиво, водку и коктейли, чтобы было что рассказать по понедельникам, когда особенно мерзко и беспросветно, хочется хоть чего-то необычного, светлого, неприличного — хоть в чьей-то жизни! — и однообразные «опять провалялся на диване у ящика», точно говорю, не продвинут ни в карьере, ни «в личном качестве». Можно ещё чай, можно йогурт или пирожок, но часов в 11 по-любому можно ещё раз попить, потом уж скоро обед… потом…

Обеда же, как вы помните, может и не быть, или по новой моде он бывает в той же кружке (растворимый супчик, заливается кипятком — суп в кружке! — по-моему, только прихлебнув сие, можно обблеваться!) или в виде лапшицы в пенопластовой ванночке (уже пахнет так, что метафизическая тошнота резко усиливается!) — на том же рабочем месте, просматривая развлекательные сайты, пописывая масляными пальчиками в блоги и «Одноклассников» — дёшево и быстро, минут 15-20 за глаза. Официально (или даже неофициально) выделенных полдников, а тем более ужинов мы тоже нигде не видели, хотя просидеть на работе допоздна для многих обычное дело. Я, опять же, когда ещё-ещё тоже пытался трудиться, один раз приехал домой в полночь (!), и это никого не удивляло и начинало входить, прибавляя к рабочему времени час-другой-третий, в норму, посему чтоб не начать роптать вообще, я ровно в 18:00 шёл в магазин и покупал две бутылки пива, которые, как так и надо, постепенно попивал, продолжая выполнять профобязанности… вскоре меня прогнали…

Обратный путь, если выехать, как положено, зачастую ещё более отягощён. Ещё надо купить еды и изготовить её. Счастливы те, кто может позволить себе готовые и полуготовые блюда (даже картошку продают чищенную в вакуумных пакетах!) или сразу пойти в бар, ресторан, кафе или клуб, съесть пиццу и слегонца ея запить, а по выходным и облупиться. Но для большинства и вечер не менее напряжён, чем день, потому что хоть раз в день надо напитать в себя что-нибудь неэфемерное, весомое, может быть, даже вкусное. И не менее того хочется олупить что-нибудь, тоже конкретное, без всякой эфемерности, но наоборот лёгкое — на Бергмана тут уж никак не остаётся сил, и вообще производственный соцреализм заколебал! Для этого нужно очень спешно переодеться и начать со всей силы чистить картошку, лучше разморозить мясо, но это долго… Ещё помыть посуду (а то и ванну), вынести мусор, покормить собаку — когда это всё успеть?! Пока принять ванну, намазаться кремом гингко — себя-то надо любить, а то в 15-20 лет (конкретные величины, впрочем, не называем) постареешь на хрен!..1 Пельмени, пусть их, размораживать не надо… телевизор, чтоб не пропустить что-то стоящее, да и вообще, лучше включить сразу (ещё лучше, если он продублирован на кухне; хорошо, что изобрели комп — теперь детишки, как 15-20 лет назад, не колебут мозг своими мультиками, ещё бы он полностью помог им с уроками!), хотя в основном он дарит день изо дня — полный долбанный облом — а когда и на праздники! — непонятное (вроде бы и всё, что надо, но всё равно говно какое-то) разочарование… И с подругой поболтать: когда она позвонит, чувствуешь раздражение (опять целый час трепаться, выслушивать одну и ту же лабуду!), а если не позвонит, то как-то и обидно даже: хоть раз в два-три дня (раз в день) можно позвонить! — чего-то не хватает, и лучше самой… Хорошо тож, что придумали телефон-трубку и сотовый: можно и говорить, и делать дела и смотреть телек!.. Надо себе позволить хоть час-другой полностью расслабиться у телевизора… (На самом деле, время это незаметно увеличивается: обычно это трёхчасовой минимум — с 8 или 9 вечера до 23 часов, который имеет тенденцию продляться до полуночи, а иногда и до часу-двух.) Ночью надо спать, это всем понятно, очень хотца посматреть такой захватывающий триллер, но, блин, поздно-то как! Ладно, в Пт-Сб посмотрю (хоть в пору и никуда не езди вообще!) — надо программу передач посмотреть… да ещё на DVD можно взять, тарелку надо взять — токо денег-то нет, времени нет! Спать… вырубиться (под тот же телевизор)… Сашка (Машка) небось выключит… Ночью ещё сексом надо заниматься — «регулярный секс — это полезно»… Танька (Ванька), интересно, уснул (а)?.. Только побыстрей… А резинка где?! Столько возни… Ты ох…ел — «лучше возьми»! До выходных подожди… выпить бы…

Ну или вообще муж пьяный, жена стерва, дети голодные (зажравшиеся и вообще дебилы какие-то) и всё ещё гораздо-гораздо хуже. Да что я вам, окаянной, взялся? — сами всё знаете!.. Я, конечно, беру консервативный вариант, наиболее распространённый (ведь только в столице и крупных городах во многом не такой уже образ жизни, когда работают всю неделю от звонка до звонка, иногда даже с одним выходным!), у молодёжи, естественно, стиль жизни куда более стремительный, ещё более конвейерный, весь на эмоциях и на допингах, не приемлющий ответственности «за мелочи», запинок и остановок…

Как говорится, таков вкратце мир буддиста, от которого он хочет освободиться. Ни тебе даже какого-то видимого единства, когда перед обедом, как у протестантов, или перед сном, как у православных, вся семья молится… или совместно охотится… и когда хоть на мгновенье, перед удовлетвореньем того, чего так просто и достижимо хочется, у всех светлые лица…

Примечательно, что именно такая жизнь и почитается нормальной, только бы была б она чуть изобильней (словесная формула «жить по-человечески») — была бы, к примеру, машина, чтобы ездить не на метро и т.д., чтоб «можно было б больше времени потратить на себя» (другая формула), чтоб больше походить на «нормальных людей» («из развитых стран»), а то и на «звёзд» — «А чем мы хуже?!» (третья формула; действительно, при таких знаменитостях, набранных из числа обывателей генератором случайных чисел, ничем!). Нет, дорогие, суть дела не в деньгах, что их так мало, и всё у нас так плохо: всего в принципе предостаточно, особенно в сравнении с былыми временами. Да и те индивидуумы, у коих на счетах миллионы, сообщают, всё равно встают в 7 или 8 и прутся на службу, подчас засиживаясь там допоздна! Альтернатива, кажется, только одна — клубиться, прожигать, если достались, денежки и жизнь (а у нас — пить горькую) или пойти в монастырь. Но подавляющее большинство единиц населения с их дивана или кресла на работе, даже самой говённой, не сдвинешь. Единственное решение всех проблем, если не впадать в крайности — копить деньги и «постепенно что-то себе приобретать», что, конечно, вполне разумно.

В таком контексте, если мы уж взялись за гуж и кружим нашу бренную повозку, чтоб осмотреть всю панораму, показателен вечный обывательский интерес (подогреваемый медиа) к прорицаниям и прорицателям, всем этим катастрофам, загадкам и сенсациям. А что тут, спрашивается, о возлюбленные, гадать, когда календарь у вас рассчитан на десятки и сотни лет вперёд, и это не календарь Майя или знаменитый теперь календарик нашего алкосвятого Ундиния, где он, как женщины критические дни, отмечал дни обжираний, пока календарик весь не посинел, а обычный, разграфлённый на дни недели, рабочей недели. Само такое время механистично, бездушно, его структура произвольна и заточена токмо под одно2. Тут можно в любой момент будущего легко перенестись и довольно точно сей предсказать: ага, пятница — будете спешить домой, стоять в пробке, потом жрать вино… а, понедельничек… — опять на работу, хрен ли ты хотел!..

Да что там «Матрица» — чуть не каждый готов поддаться любой иллюзии сознательно или полусознательно — хоть на месяц, неделю, хоть на час-другой поверить, что ты любим, нужен, что карьера движется — и вся окружающая индустрия токмо оному и посвящена — что говорить, даже мы с ОФ по временам не отказались бы нацепить розово-голубые 3D-очки и олупить киношку, хотя, понятно, как и многие, не имеем денег даже на водку, и вновь подбиваем нетускнеющие медяки бежим в аптечку…

Ещё раз говорю дополнительно: субординация в нашей стране дело довольно условное, и если ты отличаешься ото всех умом, талантом, образованием или просто тем, что мужского пола, но не при деньгах, не в чинах и не в голосе, то прямая дорога тебе не в клан высших профессионалов, а на стезю бражничества. Закон отношений на работе (негласно он проявляется практически в любом коллективе!): если ты не колебёшь мозг другим (указываешь, что делать и как быть), то начинают тебе — будут постоянно подпиливать, подкалывать и шлифовать, а особо доброхотчивые наносят прицельный удар — как скульптор раскалывает гранит! — и неважно, кто кому должен подчиняться по уставу, своего рода тотальная мозговая дедовщина и тюремщина. Другой закон, гениально сформулированный в 3-й части Книги «ОЗ»: «Создавать так называемый вид, и ебать не менее так называемы мозг — вот главная тема остоослокротоябало-ненужного сочинения каждой человеческой жизни. И лишь избранным сынам Отца неба дано обратное: ебать т.н. вид, и создавать т.н. мозг»3, в более привычном изложении, дополняя сказанное, выглядит так: не так уж и важно, что ты умеешь как профессионал, и тем более, что ты из себя представляешь как человек, главное, как ты умеешь за себя постоять. В итоге, карьеру-то оно можно сделать, при большом желании и старании, но большинство человеков настолько непоправимо тупы (и вообще их настолько непроходимо много!), что и такая единственная современная «доблесть» им не по плечу, и приходится вынужденно считать добродетелью само хождение на работу, «жизнь», «существование», «старание», а то и неупущение своего, т.е. наглость — «второе счастье», за счёт чего происходит выбраковывание хороших людей как таковых.

А где ж, спрашивается, время для уединения, размышления, молитвы, созерцания, доблести, любви, творчества? (Многие, вижу, уже кривятся от самих слов и постановки вопросов!)

Источник: chaskor.ru

Добавить комментарий