Космическая лихорадка в России 1920-х («Wired», США)

Космическая лихорадка в России 1920-х (
Газеты писали о том, что сотни космических кораблей будут скоро бороздить межпланетное пространство. Люди мечтали об освоении Луны, считая, что всего через несколько лет на ее поверхности появятся колонии землян. Рядовые граждане организовывали конкурсы на лучший проект построения ракеты, способной доставить человека на окраины вселенной.

Добро пожаловать в Россию 1920-х годов.

Газеты писали о том, что сотни космических кораблей будут скоро бороздить межпланетное пространство. Люди мечтали об освоении Луны, считая, что всего через несколько лет на ее поверхности появятся колонии землян. Рядовые граждане организовывали конкурсы на лучший проект построения ракеты, способной доставить человека на окраины вселенной.

Добро пожаловать в Россию 1920-х годов.

Космическая лихорадка в России 1920-х (

В Америке повальное увлечение космосом наблюдалось в 50-х и 60-х годах прошлого века. Таким образом, русские опередили нас на целое поколение, став первым в мире народом, который охватила космическая лихорадка. В то время вся страна, похоже, просто помешалась на идее межпланетных путешествий.

За период между 1921 и 1932 годами в советских средствах массовой информации было опубликовано почти 250 статей и более 30 книг научного содержания, посвященных космическим полетам. В США за тот же период появились всего две подобных работы. Несмотря на объективные технологические трудности, рядовые граждане СССР были абсолютно уверены в том, что эра, когда полеты в космос станут обычным делом, уже не за горами.

«В 1920-х годах ожидания, связанные с освоением Луны, приняли характер настоящего помешательства», — так описывал эту удивительную эпоху в российской истории Асиф Сиддики (Asif A. Siddiqi), сотрудник Фордхэмского университета (Fordham University) в штате Нью-Йорк, в своей работе 2008 года, опубликованной в журнале OSIRIS.

Сегодня, когда весь мир отмечает 51-ю годовщину полета Юрия Гагарина, ставшего первым человеком, достигшим космического пространства, логичным было бы, наверное, вспомнить космическую гонку, имевшую место между Россией и США. Однако в некоторой степени повальное увлечение межпланетными полетами, охватившее СССР за несколько десятилетий до нее, представляет больший интерес.

Космос давно завораживал русских, являлся предметом их духовных исканий. Веками люди создавали притчи, сказки и мифы, повествующие о путешествиях в межзвездное пространство. В начале 1920-х годов в России возникла мистическая философия космизма, в основе которой лежало желание воскресить предков и расселить их на различных планетах вселенной, а такая задача требовала освоения космических просторов.

Период 1920-х годов, наступивший после революции 1917 года окончания Первой мировой войны, стал эпохой надежд для многих советских граждан. Люди стремились к объединению и построению утопического социалистического общества.

В такой обстановке и родилось увлечение путешествиями в межпланетном пространстве. Оно приняло характер настоящей лихорадки в 1923 году, после того как газета «Известия» опубликовала статью под названием «Неужели не утопия?». Она была посвящена творчеству двух пионеров ракетостроения — немца Германа Оберта (Hermann Oberth) и американца Роберта Годдарда (Robert Goddard) — их идеям космических полетов.

В результате русские обнаружили, что у них есть свой собственный ученый — Константин Циолковский — который еще в 1903 году произвел математические вычисления, доказывающие, что полеты в космос возможны. Работа Циолковского была переиздана в 1924 году и стала той искрой, которая вызвала появление многочисленных газетных очерков о неизбежном наступлении эпохи, когда ракеты и космические корабли понесут людей к звездам.

Граждане СССР верили в то, что Роберт Годдард планировал запустить ракету на Луну (ранее он высказывал подобные предположения, хотя никаких реальных планов не существовало). В качестве альтернативы освоению Луны рассматривалось путешествие на Марс, который в то время подошел к Земле на самое близкое за сотни лет расстояние. Студенты Московского университета основали первую в мире организацию, пропагандирующую полеты в космос — Общество изучения межпланетных сообщений.

Общество объединило рабочих, ученых и изобретателей, которых занимали идеи жизни в космическом пространстве и полетов к другим планетам. Один из его наиболее известных членов, Фридрих Артурович Цандер, сконструировал легкую теплицу, предназначенную для снабжения космических путешественников свежими овощами. Он также разрабатывал новый тип двигателя для летательных аппаратов, способных выйти за пределы земной атмосферы.

Как и другие члены общества, Цандер был утопистом, верящим в то, что сама судьба указывает человечеству путь к звездам. Он ездил по Советской России, выступая с речами, в которых утверждал, что «из всех наук именно астрономия способствует объединению народов и построению новой счастливой жизни», и что, поселившись на Луне, люди, «возможно, смогут создать среду обитания с лучшими, чем на Земле, условиями проживания».

Деятельность общества имела огромное значение для популяризации космических полетов среди народных масс. В мае 1924 года его члены организовали мероприятие, в рамках которого инженер Михаил Лапиров-Скобло прочитал лекцию на тему «Межпланетные сообщения — как современная наука и технологии решают эту проблему» (в то время космические полеты именовали «межпланетными сообщениями»).

Все билеты на лекцию были проданы за два дня до ее начала, а в день мероприятия организаторы были вынуждены вызвать милицию для того, чтобы сдержать поток желающих прорваться в зал. В своем выступлении докладчик стремился отойти от старых мистических понятий межпланетных путешествий и осветить проблему с научной точки зрения. В заключение Лапиров-Скобло призвал советских людей стоить ракетные двигатели, чтобы «воплотить в жизнь вековую мечту человечества, связанную с космическими полетами».

Подобные лекции читались в Ленинграде, Харькове, Рязани, Туле, Саратове и других городах, так что идеи освоения межпланетного пространства приобрели необыкновенную популярность на всей территории страны.

Средства массовой информации также внесли свою лепту в распространение космической лихорадки. В 1922-23 годах появился журнальный вариант бестселлера Алексея Толстого «Аэлита (Закат Марса)». В своей книге писатель рассказал историю советского инженера, который прилетает на Марс и перевертывает тамошнее буржуазное общество вверх дном, устроив пролетарскую революцию, а королева марсиан Аэлита, давшая название роману, помогает ему и, в конечном итоге, влюбляется в него.

В 1924 году на экраны вышел немой фильм, созданный по мотивам произведения. Показу предшествовала агрессивная рекламная кампания в периодических изданиях «Правда» и «Кино-газета». «Что означают таинственные сигналы, которые ловят радиостанции всего мира? Вы узнаете это 30 сентября!» — такими заголовками пестрели статьи в газетах. В вечер премьеры около кинотеатра собралась такая толпа, что даже режиссер картины Яков Протазанов не смог попасть в зрительный зал.

Фильм имел ошеломляющий успех. Этому способствовали декорации, создающие на экране экзотические пейзажи, актриса, сыгравшая роль гламурной принцессы, а также сама идея межпланетных путешествий и спецэффекты, которые выглядели весьма впечатляюще для того времени. Кстати, желающие и сегодня могут посмотреть картину на портале Youtube.

В 1927 году в Москве открылась Первая всемирная выставка моделей межпланетных аппаратов, механизмов, приборов и исторических материалов. Она проходила в здании, расположенном на одной из самых оживленных улиц советской столицы. За два месяца работы выставки ее экспозицию осмотрели от 10 до 12 тыс. человек. На входе посетителей встречала искусно выполненная диорама, закрытая стеклянной панелью, которая изображала пейзаж некоей гипотетической планеты.

На ее оранжевой поверхности, испещренной вдоль и поперек прямыми линиями каналов, пересекающих друг друга, красовались голубая растительность. С неба свисала гигантская серебристая ракета, а у склона кратера стоял космонавт, одетый в скафандр. Как позже рассказывал организатор выставки Михаил Попов, когда он вошел в здание, у него возникло ощущение того, что он «попал в другую эпоху, эпоху освоения космоса».

Посетители, среди которых были школьники, рабочие, артисты, ученые и поэты, записывали свои впечатления в книге отзывов. Один из них, репортер С. Г. Ворткин, был настолько очарован экспозицией, что написал в книге: «Я готов сопровождать вас в первом полете. Говорю об этом вполне серьезно. С того времени, как я услышал о том, что вы делаете, я всеми силами стараюсь убедить вас взять меня с собой. Пожалуйста, не отказывайте мне в этой просьбе».

Между тем, к концу 1920-х годов космическая лихорадка в России пошла на убыль. Советское правительство отказало в официальной поддержке Обществу изучения межпланетных сообщений, указав на то, что ее членам не хватает научных знаний.

Когда люди поняли, что от мечты о ракетах и космических кораблях их отделяют многие годы, если не десятилетия, они потеряли интерес к этой теме. В конечном итоге, нищета и сталинские чистки вытравили идею освоения космоса из сознания большинства граждан.

Тем не менее, это повальное увлечение межпланетными путешествиями заронило в души людей семена, впоследствии оформившихся в побеги, которые и обусловили превосходство СССР на первом этапе космической гонки. Представители первого поколения советских разработчиков космических систем, такие как Сергей Королев и Валентин Глушко, достигли совершеннолетия именно в эту эпоху. Конструктор ракет Владимир Челомей назвал предлагаемый им проект пилотируемого полета на Марс «Аэлита» в память о фильме, который он посмотрел в десятилетнем возрасте.

Хотя американцы не сдавались, продолжая яростно бороться после запуска первого спутника в 1957 году и исторического полета Гагарина в 1961 году, и, в конце концов, высадились на Луне первыми, русские, пусть только и в мечтах, но уже давно побывали там.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий