Премьера в Мариинском: ОМОН, бордель и несогласные

Премьера в Мариинском: ОМОН, бордель и несогласные
Алина Циопадля bbcrussian.com, Петербург

В Санкт-Петербурге открылся главный музыкальный фестиваль города — «Звезды белых ночей». Для громкого старта маэстро Валерий Гергиев выбрал премьеру — оперу «Борис Годунов» в постановке известного британского режиссера Грэма Вика.

До последнего момента происходившее на репетициях хранилось в тайне. И теперь стало ясно почему: иностранный постановщик изобразил свое видение современной России настолько откровенно, что в театре теперь опасаются закрытия.

Алина Циопадля bbcrussian.com, Петербург

В Санкт-Петербурге открылся главный музыкальный фестиваль города — «Звезды белых ночей». Для громкого старта маэстро Валерий Гергиев выбрал премьеру — оперу «Борис Годунов» в постановке известного британского режиссера Грэма Вика.

До последнего момента происходившее на репетициях хранилось в тайне. И теперь стало ясно почему: иностранный постановщик изобразил свое видение современной России настолько откровенно, что в театре теперь опасаются закрытия.

Премьера в Мариинском: ОМОН, бордель и несогласные

«Двор Новодевичьего монастыря под Москвою» — так написано в партитуре Мусоргского. Но зритель, пришедший на премьеру в Мариинский театр, видит совсем другую картину — зал заседаний Государственной Думы. Пыльный и облезлый, со следом от герба Советского Союза на стене. Сам герб валяется тут же на полу.

По залу слоняется народ — строители в касках, женщины с «челночными» клеенчатыми сумками в клетку, матросик, девица в леопардовых лосинах… Иными словами, неприглядная серая масса.

А вместо приставов — ОМОНовцы в характерной синей камуфляжной форме (отчего-то в сочетании с милицейскими фуражками). Служители порядка ставят людей на колени и требуют выражать благоговение перед царем: «Аль глоток жалко? Аль давно по спинам плетка не гуляла?» И люди по команде вопрошают: «На кого ты нас покидаешь, отец наш?» Все происходящее снимает телевизионная бригада федерального канала.

На выступление «думного дьяка» с пола поднимают упавшую трибуну, на которой все еще держится советский герб. «Неумолим боярин!» — изрекает дьяк, и ОМОН оцепляет зал, а на сцене появляется процессия верующих — с крестами, иконами и… настоящей собачкой.

Закутавшись в российские флаги, люди проползают на коленях в подтрибунные помещения.

Но вот звонят колокола — и зал мгновенно преображается: артисты снимают со стен серые полотна, и из-под думских стен появляется иконостас храма, а сверху на сцену опускается роскошная золоченая люстра. «Да здравствует царь Борис Феодорович!» — поют бояре, и человек в дорогом итальянском деловом костюме надевает на себя шапку Мономаха.

Минутная нерешительность — и вот он уже идет «в народ» и разбрасывает купюры.

«Народ хочет перемен!»

В опере оказалось еще много осовремененных деталей: монах пишет летопись на ноутбуке, а корчма на литовской границе оказывается самым настоящим стриптиз-клубом с соответствующей неоновой вывеской и «девочками».

Причем, то ли из-за невозможности быстро перестроить декорации, то ли по режиссерскому замыслу, стенами клуба остаются все те же церковные интерьеры с иконами. Конфликт с Русской православной церковью, кажется, Мариинскому театру обеспечен.

Но апогея происходящее достигает, когда на площади перед собором Василия Блаженного ОМОН избивает народ, а люди пытаются прорваться через оцепление к царю с воплями: «Хлеба! Хлеба!» Тут же стоят протестующие с плакатами.

Надо ли говорить, что Юродивый в такой постановке — тоже необыкновенный: хиппарь с «косяком» в руке, в футболке супермена, сидит в окружении подростков, потягивающих из банок алкогольные коктейли. Налицо демонстрация всех грехов современного общества.

Финальная сцена — тот же зал заседаний Госдумы, только уже оформленный символикой современной России. Позади депутатов на стене — надпись красной краской: «Народ хочет перемен!» — как послание современным правителям.

«Ничего нового не увидите»

«Я не считаю, что мир оперы сегодня нуждается в том, чтобы делать работу журналистов и приближаться к новостным передачам, — сказал журналистам перед премьерой художественный руководитель и директор театра Валерий Гергиев. — Но у хорошего режиссера это может произойти с должной остротой».

Валерий Абисалович в очередной раз выбрал для новой постановке первую, короткую версию партитуры. Спектакль идет без антракта, меньше трех часов. За дирижерским пультом стоит сам маэстро.

«Это наша с вами жизнь с 1991 года, — говорит о постановке исполнитель партии Шуйского — солист Мариинского театра Евгений Акимов. — Мы же все видим, что творится, видим наших руководителей. Все происходит на наших глазах, поэтому ничего нового русский человек в этой постановке для себя не увидит».

«Постановка лишний раз напоминает о том, что в нашей стране ничего не изменилось за 500 лет», — вторит ему исполнитель роли Бориса Годунова, солист Мариинского театра Евгений Никитин. На вопрос о том, не грозит ли, по его мнению, театру такая постановка проблемами, певец отвечает уклончиво: мол, об этом стоит беспокоиться руководству Мариинского.

Первая реакция интернет-сообщества, которая последовала после публикации в «Живом Журнале» Рустема Адагамова, — восторг от актуальности поднятых тем. И удивление: как же решился на такой смелый шаг Валерий Гергиев, избранный доверенным лицом Владимира Путина?

Источник: bbc.co.uk

Добавить комментарий