Нижний Новгород посетил композитор-авангардист

Нижний Новгород посетил композитор-авангардист
Валентин Сильвестров в дополнительном представлении не нуждается. Украинский композитор обрел мировую известность в 60-х годах прошлого века как наиболее яркий представитель музыкального течения «советский авангард».

Нижний Новгород, 7 ноября — АиФ-НН. В Нижний композитор приехал со специальной трехдневной программой, приуроченной к приятному поводу: в этом году Сильвестров отмечает 75-летие.

Валентин Сильвестров в дополнительном представлении не нуждается. Украинский композитор обрел мировую известность в 60-х годах прошлого века как наиболее яркий представитель музыкального течения «советский авангард».

Нижний Новгород, 7 ноября — АиФ-НН. В Нижний композитор приехал со специальной трехдневной программой, приуроченной к приятному поводу: в этом году Сильвестров отмечает 75-летие.

Нижний Новгород посетил композитор-авангардист

Правда, сам композитор за инструмент так и не сел — его творчество представляли три коллектива современной академической музыки: киевский «Post scriptum», нижегородские «NoName-ensemble» и «Cantando», а также москвичи Светлана Савенко (вокал) и Юрий Полубелов (фортепиано). Три вечера в Арсенале звучали произведения Валентина Сильвестрова, написанные в 1960-х — 2000-х годах. А их немало: Валентин Васильевич всегда работал много и плодотворно, и даже сейчас, в свои 75, продолжает писать.

— Композиторы в XX века стали слишком разговорчивым, — говорит автор. — Во времена Моцарта и Баха предпочитали не говорить, а слушать. Надо все говорить музыкой: когда слушаешь, приходится молчать. Это ценно.

При словосочетании «авангард в музыке» у неподготовленного слушателя невольно возникают ассоциацией с какофонией, музыкой без мелодии, которую невозможно долго слушать. На самом деле композитору принадлежат 7 симфоний, 3 струнных квартета, камерные, вокальные и даже хоровые сочинения. В частности, на творческой встрече в Нижнем Новгороде Валентин Сильвестров представил публике песнопения, записанные хором Киево-Печерской лавры а капелло.

Сам автор называет свой стиль «мета-музыкой» — метафорической музыкой. В его произведениях преобладают медитативные, созерцательные образы.

— Мои произведения символичны, а не романтичны, — отмечает В. Сильвестров. — По звучанию языка — вроде романтические фонемы, но это символизм чистой воды. Музыкальные метафоры. Я не пишу новую музыку. Моя музыка — это отклик, эхо того, что уже существует.

Музыковеды сейчас ставят имя Сильвестрова в один ряд со Шнитке и Губайдуллиной. А ведь когда-то ему пришлось на год отложить выпускные экзамены в Киевской консерватории: представленная молодым композитором симфония не вписывалась в установки ревнителей музыкального благочестия своей ориентацией на традиции Стравинского, Шенберга, использованием додекафонии, атональности, политональности…

— Музыка — это такой вид искусства, который невозможен без оттенка печали или сквозящей грусти, — не раз подчеркивал в своих интервью композитор. — Занятие музыкой — это свойство лирического поэта, Все мы недолговечны. Остается только музыка.

Валентин Сильвестров родился 30 сентября 1937 г. в Киеве. Начал сочинять музыку в 15 лет. Окончил Киевскую консерваторию. В 60-х годах входил в творческую группу «Киевский авангард», представители которой ориентировались на новые стилевые течения и композиторские техники западноевропейской музыки. Известность настигла Сильвестрова не на родине, а за рубежом (1970 — премия международного конкурса Gaudeamus, Нидерланды; 1967 — международная премия им. С. Кусевицкого, США). В 1989 году В. Сильвестрову присвоили звание Народного артиста Украины.

Источник: aif-nn.ru

Добавить комментарий