Мизиа Серт — «пожирательница гениев»

Мизиа Серт — «пожирательница гениев»
Ее жизнь напоминает дамский роман: Мизиа родилась в России, в Царском Селе, в семье польского скульптора, профессора Императорской Академии художеств Циприана Годебского, занимавшегося в то время реконструкцией царского дворца.

— Фотохроника семьи Романовых — Авангард Василия Ермилова в Москве

Ее жизнь напоминает дамский роман: Мизиа родилась в России, в Царском Селе, в семье польского скульптора, профессора Императорской Академии художеств Циприана Годебского, занимавшегося в то время реконструкцией царского дворца.

— Фотохроника семьи Романовых — Авангард Василия Ермилова в Москве

Мизиа Серт — «пожирательница гениев»

Мать ее, Зофия Серве, умерла при родах, и первые 10 лет воспитанием девочки занималась бабушка. В 1882 Мизию отдали в парижский монастырь сестер Сердца Иисусова, откуда она в 1890 бежала в Лондон. Давала там уроки фортепиано, а спустя некоторое время вернулась во Францию, где ею заинтересовался французский композитор и педагог Габриэль Форе, который стал ее наставником и помог организовать первый сольный концерт.

Мизиа трижды была замужем. Первым ее супругом стал польский эмигрант, политик и журналист Таде Натансон, впоследствии возглавивший художественный журнал \’La Revue blanche». Однако в издательском деле он не преуспел, и журнал оказался на грани банкротства. От разорения его спас газетный магнат Альфред Эдвардс, который оказал необходимую финансовую помощь в обмен на… Мизию, фактически купив ее у законного мужа.

Судя по всему, Мизия не была против такой сделки: в 1903 году она начала жить вместе с Эдвардсом, и тогда же, благодаря полученной финансовой свободе, стала активно помогать подающим надежды деятелям искусства. В истории же Мария Годебская осталась известной под фамилией своего третьего мужа — каталонского художника Хосе Марии Серта.

Литературно-музыкально-художественный салон Мизии быстро стал известен на весь Париж. Его завсегдатаями были лидер французских символистов поэт Стефан Малларме, композиторы Морис Равель и Клод Дебюсси, художники Пьер-Огюст Ренуар, Эдуард Вюйяр, Феликс Валлоттон и Пьер Боннар.

Она общалась с Пабло Пикассо и Жаном Кокто, дружила с Коко Шанель и оказывала неоценимую помощь Сергею Дягилеву в организации его «Русских сезонов». Известно, что как-то она попросту скупила все билеты на представления «Бориса Годунова», чем спасла Дягилева от разорения. Говорят, что при посредничестве Мизии Пикассо создал эскизы костюмов для балета Эрика Сати «Парад» — постановки, которая в 1917 году стала одной из самых скандальных за всю историю «Русских сезонов».

Портреты Мизии Серт, созданные гостями ее салона, представлены на выставке в Музее Орсе. Также в экспозиции представлен веер с поэтическим посвящением Мизии от Стефана Малларме, письма и портреты друзей, костюмы от Шанель, которая в конце 20-х годов даже советовала Мизии попробовать силы в дизайне одежды.

При этом характер Мизии был изменчив, многие за глаза называли ее «ведьмой», а французский писатель Поль Моран вообще окрестил Серт «пожирательницей влюбленных в нее гениев».

Автор одного из ее портретов Валентина Гросс Хьюго вспоминала, что Мизиа могла быть и восхитительно щедрой, и пугающе коварной, готовой разрушить любые начинания в искусстве, которые не зародились, или не были взращены в стенах ее салона.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий