Хелен Силдна: Мы используем только один процент нашего потенциала

Сегодня в Таллине в пятый раз стартует фестиваль и музыкальная конференция Tallinn Music Week. Для публики — концерты по всем площадкам города в течение трех вечеров подряд. Для артистов и европейской музыкальной индустрии все гораздо серьезнее — шоу-кейсы и оценка талантов. Задавшись несколько лет назад, казалось бы, невероятной целью — вывести эстонских артистов на международный рынок и повысить репутацию эстонской культуры в целом, организаторы TMW планомерно движутся вперед и уверены в успехе. Директор фестиваля ХЕЛЕН СИЛДНА, некогда сменившая работу в крупной промоутерской компании на пассионарную идею, рассказала корреспонденту РБК daily МАКСУ ХАГЕНУ о принципах TMW, особенностях эстонской сцены и весьма позитивно оценила российские группы.
Сегодня в Таллине в пятый раз стартует фестиваль и музыкальная конференция Tallinn Music Week. Для публики — концерты по всем площадкам города в течение трех вечеров подряд. Для артистов и европейской музыкальной индустрии все гораздо серьезнее — шоу-кейсы и оценка талантов. Задавшись несколько лет назад, казалось бы, невероятной целью — вывести эстонских артистов на международный рынок и повысить репутацию эстонской культуры в целом, организаторы TMW планомерно движутся вперед и уверены в успехе. Директор фестиваля ХЕЛЕН СИЛДНА, некогда сменившая работу в крупной промоутерской компании на пассионарную идею, рассказала корреспонденту РБК daily МАКСУ ХАГЕНУ о принципах TMW, особенностях эстонской сцены и весьма позитивно оценила российские группы.

Сегодня в Таллине в пятый раз стартует фестиваль и музыкальная конференция Tallinn Music Week. Для публики — концерты по всем площадкам города в течение трех вечеров подряд. Для артистов и европейской музыкальной индустрии все гораздо серьезнее — шоу-кейсы
Маленькая страна

— Как появилась идея организовать Tallinn Music Week?

— Я работала агентом в концертной компании BDG Music Group, самой крупной в Балтийских странах, — у нее отделения в Эстонии, Латвии и Литве. Она является здесь приоритетным партнером Live Nation и занимается крупными шоу. Девять лет я имела дело с привозом мегазвезд вроде Depeche Mode. Но через несколько лет поняла, что мы упускаем целый срез международной музыки клубного уровня и почти не замечаем наших собственных артистов. Я все вспоминаю слова главы Live Nation Finland Ристо Ювонена: «Пока страна и ее промоутеры не научатся работать с „домашними“ артистами и продвигать их, построить стабильную музыкальную индустрию невозможно». И, случайно или нет, году в 2008-м появилось множество отличных независимых эстонских музыкантов. Новые имена возникали чуть ли не каждую неделю, ты не успевал ходить в клубы, чтобы их посмотреть. С другой стороны, не было стратегического видения, как и кому с этими группами можно работать, чтобы они развивались. Что-то нужно было предпринимать. У меня была уже обширная база контактов и примерное понимание, как организуются музыкальные конференции, было желание что-то делать и мотивация. Работая в BDG, я начала понимать, что, работая только со звездами, я не создаю каких-то новых ценностей. Ты просто продвигаешь готового артиста, в которого уже вложены чьи-то деньги и время. Это только вершина айсберга. Мне всегда казалось, что развитие музыкальной сцены должно быть более глубоким процессом.

— В чем плюсы и минусы эстонской музыкальной индустрии?

— Прежде всего, население Эстонии — 1,3 млн человек, это узкий рынок. Если сравнивать население с количеством местных групп и артистов, моментально становится ясно, что нормальную карьеру им здесь не сделать. Вспоминается, как я однажды была на презентации Iceland Music Export — а в Исландии живет всего-то 300 тыс. человек, так что мы еще не такие маленькие — и первый же их слайд гласил «Экспорт или смерть!» (Смеется.) Если ты живешь в маленькой стране, тебе больше ничего не остается. Это же очевидно! Если ты хочешь быть профессионалом, то тебе надо сразу готовиться к международному рынку. А профессионализм не придет, если он не подкреплен деньгами. Это и скучно, и в чем-то уродливо, но в итоге все упирается в этот факт. Если говорить о положительной стороне дел, то у нас есть и традиции в музыке, и отличное музыкальное образование. Это наша сильная сторона, она у нас в ДНК буквально заложена. Если бы у нас не было своих талантливых артистов, то TMW была бы бессмысленна и попросту невозможна. Если говорить о слабых сторонах, то можно упомянуть недостаточную инфраструктуру и все-таки определенный недостаток опыта. Не всегда существует понимание, как работает музыкальная индустрия. Музыка и искусство это одно, а бизнес-формат — другое.

— В каких стилях у Эстонии больше всего шансов пробиться?

— Важнее всего собственная уникальность. Неважно, в каком стиле играет артист, самое главное — делать то, что совпадает с внутренними чувствами и интуицией. Ты не можешь сочинять музыку чисто на продажу. Так что неверно рассматривать артистов с точки зрения абсолютной коммерческой ценности и крупных «прорывов». Музыкант должен концентрироваться на том, что подсказывает ему внутренний голос, на своих естественных чувствах. И здесь мы опять подходим к тому, как эстонские музыкальные традиции повлияли на современную сцену — возможно. неосознанно, на уровне ДНК, как я уже говорила. (Смеется.) На самом деле, это не просто слова. Я обнаружила, что международная пресса лучше всего реагирует на такую музыку. Например, у нас есть инди-лейбл Seksound, на котором выпускается группа Pia Fraus — эстонские My Bloody Valentine, как их называют. Один английский журналист был настолько впечатлен, что устроил исследование музыкальных влияний на группы, подписанные на этом лейбле. И он обнаружил следы эстонской национальной хоровой музыки в вокальных гармониях и структурах песен! Я такого себе даже представить не могла. Наверное, и наши музыканты никогда не думали о том, что он вычислил. Вот вам пример музыкальных традиций в наше время! В простых выражениях это можно было бы описать как музыку, идущую из сердца. (Смеется.) В общем-то, сейчас уже и менее осведомленные люди начинают говорить, что если Эстония — то это инди и фолк. Но, вообще, я бы сказала, что не нам решать, в каких стилях мы наиболее сильны, — это дело тех, кто слушает.

150 из 600

— В составе фестиваля примерно 150 эстонских групп и артистов. Как вы столько набрали, особенно с учетом населения? И не кажется ли вам, что количество и качество здесь могут не совпасть?

— TMW — это платформа, но когда ты на ней оказываешься, все уже зависит только от тебя самого. Прежде всего, наша программа включает все стили. Из этих 150-ти около 30-ти — классические композиторы и музыканты, джазовая секция — около десяти групп, несколько десятков металлических групп. Так что все это количество вполне репрезентативно, если говорить об отдельных стилях и жанрах. Все имеют шансы. Но, конечно, основная цель TMW с самого начала — создать базу для эстонского музыкального экспорта. На самом первом фестивале в 2009-м у нас было 68 групп, одна была из Финляндии, одна из Латвии, одна из Литвы. Но мы не могли предсказать того, что произошло дальше. Тогда мы просто за головы хватались: «У нас 68 групп — мы взяли всех, кого можно! Что же мы будем делать в следующем году?» Нам это виделось реальной проблемой, повторяться ведь не хочется. Но уже к 2010-му появилось огромное количество команд, которых мы не знали или не заметили в первый раз, вышла куча альбомов. Было ощущение, что музыкальная сцена моментально выросла, как только у нее появился шанс. Возник повод — и она с огромной скоростью стала создавать саму себя! С тех пор, все пять лет, множество групп и артистов еще и не попадает по разным причинам в состав фестиваля. В этом году мы получили 600 заявок! Группы есть, только выбирай. Те, кто попал на TMW, — это буквально один процент потенциала, который мы пока используем. Возможно, он и не до конца раскрыт, но в каждом из участников этот потенциал есть. В том случае, если у них будет поддержка и больше возможностей выступать, — тогда все совпадет.

— Почему бы не попытаться наладить единую систему музыкального экспорта всех Балтийских стран, чем пытаться продвигать отдельно эстонскую сцену? Шансов тогда, кажется, у всех было бы больше.

— Создание региональной кооперации и так одна из ключевых тем TMW. Нужно всеобщее понимание того, что мы хотим сделать, а после достижения его — создание плана, как достичь задуманного. Всего-то нужно несколько человек, которые будут «гонять мяч» по полю. В Латвии, например, произошло серьезное продвижение в этой сфере несколько месяцев назад, там даже заработала своя организация, занимающаяся музыкальным экспортом. Активизировались клубные промоутеры, в Риге есть несколько хороших клубов, каждое лето проходит фестиваль Positivus, появился лейбл I Love You Records, который занимается именно сотрудничеством с соседними странами и подписал несколько эстонских групп. Если присмотреться, то вы удивитесь: на самом деле, как немного нужно для того, чтобы дела сдвинулись с мертвой точки! С Литвой точно так же: нужны партнеры и контакты — кто может помочь с маркетингом, организацией концертов и так далее. Все связано. Если брать общую картину, то, конечно, мы должны такими делами заниматься все вместе и подключать партнеров из России. Но здесь есть и фактор, относящийся скорее к жизненной философии: никто никогда не любит ждать, ты движешься со своей скоростью и не можешь тратить время и энергию на постоянное подтягивание отстающих. И если твоему партнеру и придется тебя догонять, то стоит надеяться, что он в итоге от этого только выиграет. В Северных странах, где музыкальный рынок отлично развит, экспортные организации существуют с 90-х, но только в прошлом году они смогли сговориться о том, чтобы создать общую структуру NOMEX, Nordic Music Export. А обсуждали они все это добрых пять лет. К тому же оказалось, что пробиваться на растущий китайский рынок по отдельности слишком тяжело. Но знаете что? Сразу после объединения выяснилось, что общий музыкальный Северный рынок по значению находится на шестом месте в мире.

В порядке вещей

— Как выглядит Россия и российские группы с эстонской точки зрения?

— Сейчас у нас в программе шесть групп из России. Прежде всего, как я говорила, главное в музыкальной индустрии — это контакты и сотрудничество. Всегда проще выбрать группы, когда ты доверяешь человеку, который тебе их советует. Например, Chikiss и Kim & Buran нам помог выбрать русский промоутер, с которым я давно знакома. Всегда полезно иметь людей, которые занимаются продвижением и карьерой группы. Paradith были предложены эстонским фестивалем Manka Boutique и поддерживались русским промоутером — это тоже укладывается в описанную логику. Я не хочу говорить, что, если вы играете действительно отличную музыку и действуете сами по себе, у вас нет шансов. Но если вы посылаете заявку и у вас нет вообще никаких профессиональных контактов, это несколько усложняет ситуацию. В прошлом году одним из лучших моментов на TMW были Motorama. Скажу честно, у меня были свои предрассудки насчет российской музыкальной сцены. Во многом из-за того, что мне не хватало знаний о ней. Мы знаем большие группы вроде «Мумий Тролля», но когда я увидела Motorama, то поняла, что появилось новое поколение музыкантов, которые делают крутую музыку для всего мира. Это определенно не единственная группа, таких в России должны быть сотни. И ведь эта группа даже не из Москвы или Петербурга — Ростов, правильно? А похожи на Joy Division!

— В Эстонии музыка существует, по сути, в трех измерениях — русскоязычном, эстонском и международном. Не доставляет ли вам это проблем?

— Я помню, что как раз Motorama досталось место в маленьком клубе, человек на 200, но он был забит — в первую очередь русскоязычными эстонскими ребятами. К сожалению, ситуация у нас пока такова, что мы живем как бы в двух параллельных вселенных. Все ходят в свои клубы, слушают свое радио, устраивают свои концерты. Конечно, это не аксиома, но пока разделение существует. Как только мы начали заниматься TMW, мы задались вопросом: как изменить такой порядок вещей? Конечно, простейший вариант — нанять русскоязычного пиарщика и заняться маркетингом в отдельной группе людей. Но это ведь только самые поверхностные движения. Только в этом году частью команды, занимающейся программой TMW, стал организатор Manka Boutique Руслан Быков. Для нас это важно. На концерте Motorama мне стало ясно, что невозможно ограничиваться продвижением отдельных команд в этой среде. Надо работать всем вместе. Просто продать какое-то количество билетов русскоязычной аудитории — это не выход, нужно делать программу, которая в равной степени будет интересна всем, кто бы на каком языке ни говорил.

Источник: rbcdaily.ru

Добавить комментарий