Кишинев: «Приднестровье никогда не было нашей территорией». Москва: «Нет, ваше!»: обзор СМИ Приднестровья

Приднестровье — Россия: «Концепция территориальной целостности РМ рождена в недрах ельцинско-козыревского МИДа и продолжает проводиться сегодня». Приднестровье — Молдавия: «Отношения выходят на новый уровень взаимодействия, который присущ большинству стран граничащих друг с другом». Введение рубля РФ в Приднестровье: «Кроме банков, теряющих часть заработка, никто не пострадает, а мы все только выиграем». Приднестровье — Россия: «Концепция территориальной целостности РМ рождена в недрах ельцинско-козыревского МИДа и продолжает проводиться сегодня»
Приднестровье — Россия: «Концепция территориальной целостности РМ рождена в недрах ельцинско-козыревского МИДа и продолжает проводиться сегодня». Приднестровье — Молдавия: «Отношения выходят на новый уровень взаимодействия, который присущ большинству стран граничащих друг с другом». Введение рубля РФ в Приднестровье: «Кроме банков, теряющих часть заработка, никто не пострадает, а мы все только выиграем». Приднестровье — Россия: «Концепция территориальной целостности РМ рождена в недрах ельцинско-козыревского МИДа и продолжает проводиться сегодня»

Приднестровье — Россия: «Концепция территориальной ц
На днях указом Дмитрия Медведева послом РФ в РМ утвержден Фарит Мухаметшин, бывший глава Россотрудничества, пишет «Ольвия-пресс». Ранее специальным представителем президента России по Приднестровью назначен Дмитрий Рогозин, отвечающий в правительстве за ВПК. В Молдавии, наконец-то, официально избран глава государства. Президент ПМР Евгений Шевчук заявляет и демонстрирует свою открытость диалогу по молдавско-приднестровскому урегулированию, делая акцент на обеспечении атмосферы безопасности, развитии добрососедских отношений с Республикой Молдова. При этом особо подчеркивается, что приоритетом внешней политики Приднестровье является укрепление и защита независимости нашего государства.

Исходя из этого, можно утверждать, что определилась совершенно новая конфигурация, влияющая на ситуацию в молдавско-приднестровском диалоге, продолжает «Ольвия-пресс». «Мне кажется, проще всего предсказать курс официального Кишинёва, — говорит президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов. — Власть там уже сформирована после избрания президента 16 марта 2012 года. И власть эта правая: президент Николай Тимофти — унионист, хотя и умеренный. Остальные — либо такие же унионисты (Либеральная партия во главе с Михаем Гимпу), либо унионизму не особенно сопротивляются (Демократическая партия Мариана Лупу и Либерально-Демократическая партия Владимира Филата). Ставка молдавской коммунистической оппозиции на очередной срыв избрания главы молдавского государства и, следовательно, на новые досрочные парламентские выборы, не оправдалась. Всё это усиливает правящий в Молдавии правый Альянс за европейскую интеграцию и придаёт ему внешнеполитической активности. Чего ожидать в этой связи от официального Кишинёва? Во-первых, руководство Молдавии попробует, в конечном счёте, заставить ПМР отказаться не только от курса на независимость, но и не допустить федерализации или конфедерализации бывшей Молдавской ССР. Кишинёв в лице АЕИ будет бороться за урегулирование молдавско-приднестровского конфликта на базе воссоздания унитарной Молдавии. Приднестровью предлагается исходящий из унитаризма статус т.н. „широкой автономии“.

«Во-вторых, Кишинёв попытается с помощью серии соглашений в разных сферах подвести ПМР как раз к автономному статусу, — продолжает Сафонов. — Как? А разблокировать различные вопросы, но решать их только в конституционном поле Молдавии и на базе только молдавских законов. К примеру, запускать железнодорожное сообщение только официально через „Железные дороги Молдавии“ как юридическое лицо, а проблему совместного таможенного контроля решать через размещение таможенников РМ на территории ПМР. Согласно такой стратегии, Кишинёв может постараться через множество таких соглашений сложить мозаику и лишить ПМР свободы рук, подведя её к той самой автономии. В-третьих, руководство РМ продолжит курс на урегулирование только в рамках политики евроинтеграции, причём евроинтеграции через Румынию как „адвоката Молдавии в Евросоюзе“. Если представить, что ПМР принимает такие правила игры, тогда нам придётся отказаться от стремления участвовать в Таможенном и Евразийском Союзе, от размещения российских войск в ПМР, от всех интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Кроме того, все соглашения, заключённые между РМ и Румынией (строительство газопровода Яссы-Унгены с целью переключения газовой системы РМ на румынскую, перекольцовка молдавской энергосистемы тоже на Румынию, помощь румынской жандармерии в кризисных ситуациях и т.д.), будут для ПМР как возможной составной части реинтегрированной Молдавии, обязательны. Обойтись без Румынии не выйдет — самостоятельно Молдавию в ЕС никто принимать не собирается». («Ольвия-пресс»)

«Ясно, что это для ПМР не подходит, — отмечает Сафонов. — Поэтому Приднестровью необходимо работать с Дмитрием Рогозиным. С помощью его, как представителя державно-патриотического направления в российской элите, можно было бы не только усилить позиции Тирасполя в диалоге с Кишинёвом, но и возродить хотя бы часть приднестровской оборонки — ведь он ещё и вице-премьер правительства РФ по ВПК. Мы, конечно, не знаем, с какими установками едет Дмитрий Рогозин в наши края — он член кремлёвской команды, а не герой-одиночка. Но логика диктует рассматривать спецпредставителя президента РФ по Приднестровью именно с точки зрения стремления возвращающегося в президентское кресло Владимира Путина укрепить позиции Москвы на Днестре. Что касается нового российского посла Фарита Мухаметшина, то его прежнее руководство Россотрудничеством даёт ему возможность прямого выхода на высокопоставленных лиц в коридорах власти России. Это плюс. А вот неясность: рассматривают ли в Москве должность посла РФ в Кишинёве как передний край геополитической борьбы на юго-западе бывшего СССР и на балканском направлении, или как синекуру? Тут мы чёткого ответа пока не знаем. Зато знаем одно: если Дмитрий Рогозин и Фарит Мухаметшин будут работать в подлинном тандеме, слаженно играя в четыре руки, укрепляя позиции России, то ПМР встроится в эту стратегию и, несомненно, выиграет». («Ольвия-пресс»)

«Что касается внешнеполитических шагов ПМР, то тут как нельзя лучше подходит пословица „поспешай с промедлением“. Кишинёв хочет в формате „5+2“ (Молдавия, Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина — гаранты и посредники, ОБСЕ — посредник, Евросоюз и США — наблюдатели — прим. ИА REGNUM) поскорее начать обсуждать с Тирасполем вопрос о будущем статусе Приднестровья. Руководство РМ может попытаться начать этот разговор даже до инаугурации Владимира Путина в Москве, чтобы российская дипломатия не участвовала активно в обсуждении в предстоящие переходные от Медведева к Путину недели. Но именно это вряд ли отвечает долгосрочным интересам ПМР. Для нас лучше всего теория „малых“ дел и шагов. Экономика, здравоохранение, социальная сфера, совместные проекты в сфере автодорог и т.п. А с политикой можно и подождать. Чем больше в политике АЕИ внутри самой Молдавии будет националистических и откровенно прорумынских шагов (запрет рекламы только на русском языке, лишении лицензии оппозиционных СМИ, насаждение курса „Истории румын“ и т.д.), тем больше время будет работать на Приднестровье, тем прочнее будут позиции ПМР на переговорах», — подвел итог Андрей Сафонов. («Ольвия-пресс»)

Последняя дублинская встреча еще раз продемонстрировала нежелание Кишинева вести конструктивный диалог с Приднестровьем, пишет «Приднестровье». Представители РМ наотрез отказались видеть в приднестровцах равных партнеров по переговорному процессу. Наверное, это было ожидаемо. Давайте беспристрастно разберемся, так ли уж необоснованны амбиции официального Кишинева. Да, наш основной миротворец и гарант в процессе урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Россия на протяжении всего двадцатилетнего периода переговорного процесса обращает внимание конфликтующих сторон на то, что к успеху в разрешении конфликта может привести непременное условие — соблюдение равенства. Однако та же Россия двадцать лет назад декларировала, что окончательное урегулирование молдавско-приднестровского конфликта должно состояться в рамках территориальной целостности РМ в границах 1990 г. Таким образом, страны-гаранты Россия, Украина, а также посредник ОБСЕ и наблюдатели США и ЕС еще до завершения переговорного процесса безоговорочно признают Приднестровье неотделимой частью Молдавии! Иными словами, за столом переговоров сидят — со стороны Кишинева — представители признанного мировым сообществом государства, члена ООН, а со стороны Тирасполя — представители «восточного региона этого государства». Где здесь равенство сторон? Его нет априори.

Исходя из вышесказанного, представляется вполне логичным появление в 2005 году Закона «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровье)» (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон «Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья». Закон устанавливает статус Приднестровья как «особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова», которое «в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению» — прим. ИА REGNUM), продолжает «Приднестровье». И вполне естественно, что молдавские переговорщики могут предложить приднестровцам лишь «скудное меню» в рамках данного положения. И не более того. В то же время приднестровская сторона основывается на конституции ПМР, где сказано, что Приднестровская Молдавская Республика является независимым, правовым, демократическим государством, что еще раз подтвердили результаты референдума 2006 года (17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум, по итогам которого более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России — прим. ИА REGNUM). А следовательно, речь может идти только о восстановлении добрососедских отношений между РМ и ПМР. В результате абсолютного несовпадения позиций сторон переговоры в поисках консенсуса обречены на провал, что и показала двадцатилетняя их история.

Концепция о сохранении территориальной целостности РМ рождена двадцать лет назад в недрах ельцинско-козыревского МИДа, проводящего пораженческую внешнюю политику, пишет «Приднестровье». И это легко объяснить. Достаточно вспомнить, что, по сообщению окружения Ельцина, его деятельность на посту президента состояла из «крепкого рукопожатия, работы с документами на дому», а в некоторые редкие часы — из короткой теннисной партии. Сохранение концепции об урегулировании молдавско-приднестровского конфликта в рамках территориальной целостности РМ в период президентства Воронина объясняется уверенностью Кремля в его пророссийской ориентации, что было большим заблуждением. Но почему она является неизменной и сейчас, когда власть в Молдавии представляют люди с гражданством Румынии, в связи с чем будущее молдавского государства не вызывает сомнений? Это остается загадкой. Выходит, что и нынешний МИД РФ фактически продолжает проводить на этом направлении все ту же непонятную пораженческую козыревскую внешнюю политику. На этом фоне бодрые заявления высоких московских гостей о том, что «Россия никогда не сдаст Приднестровье!» вызывают вопрос: если Россия безапелляционно признает Приднестровье неотъемлемой частью Молдавии, то что это, как не сдача своих соотечественников, заплативших за право быть верными России кровью и жизнями сотен приднестровцев?

И, наконец, в 1990 году целостность Республики Молдова была ликвидирована Постановлением ее Верховного Совета от 23 июня, в котором признается создание МССР 2 августа 1940 года незаконным актом! — продолжает «Приднестровье». (23 июня 1990 года в нарушение Закона СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» Верховный совет в Кишиневе принял «Декларацию о суверенитете Советской Социалистической Республики Молдова». 2 сентября 1990 года в ответ на националистическую и дискриминационную по отношению к русскоязычному населению политику властей Кишинева, в Тирасполе состоялся II Чрезвычайный съезд депутатов всех уровней Приднестровья, на котором были представлены депутаты всех левобережных районов Молдавской ССР и города Бендеры. Результатом Съезда стало провозглашение Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (ПМССР) в составе СССР. Власти Кишинева бойкотировали проведение Всесоюзного референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 года, который был проведен только в Приднестровье и Гагаузии местными властями, где более 98% проголосовавших высказались за сохранение Советского Союза. 27 августа 1991 года кишиневский парламент принял «Декларацию о независимости», которая объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР», а также аннулирует «акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов», в результате которых Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая — территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, а южная часть входит в Одесскую область Украины. Таким образом, кишиневская «Декларация о независимости» аннулирует де-юре пребывание Приднестровья в составе Республики Молдова и современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы. 5 ноября 1991 года Верховный совет ПМССР в связи с распадом СССР, переименовал ПМССР в Приднестровскую Молдавскую Республику — прим. ИА REGNUM). Кишинев сам отказался от Приднестровья. Даже ярый националист, один из инициаторов объединения с Румынией, лидер народного фронта Молдавии Юрий Рошка в то время говорил: «Приднестровье никогда не было нашей территорией, мы на него не претендуем». Но Москва с настойчивостью, достойной иного применения, твердит: «Нет, ваше!»

Странным образом, страны-гаранты Россию и Украину не впечатляет тот факт, что на протяжении двадцати лет вполне успешно живет и самостоятельно развивается абсолютно полноценное государство — Приднестровская Молдавская Республика, пишет «Приднестровье». В Приднестровье созданы и успешно функционируют все ветви власти и органы управления, присущие современному демократическому государству, включая и собственную денежную единицу, обладающую частичной конвертацией, чего до сих пор нет даже у признанных Абхазии и Южной Осетии. И, наконец, в Приднестровье сложилась полиэтническая общность — многонациональный приднестровский народ, объединенный общей целью — построением независимого, правового, демократического государства. Приднестровье всегда было готово к диалогу с Молдавией об установлении взаимовыгодных межгосударственных отношений, но этому препятствует явно устаревшая догма о сохранении того, чего давно уж нет и к чему возврат невозможен — территориальной целостности Республики Молдова в границах МССР. Странам-гарантам придется осознать, что МССР не существует, так же, как и СССР. Их время ушло. Реалии сегодняшнего дня (и от них никуда не деться, не спрятать голову в песок) таковы: есть РМ и есть ПМР, созданная волею народа, в отличие от искусственно слепленной МССР. Для успешного завершения переговорного процесса и окончательного разрешения многолетней проблемы странам-гарантам следует изменить концепцию о сохранении пресловутой и несуществующей «территориальной целостности» в соответствии с существующими реалиями. Только тогда за стол переговоров сядут абсолютно равные по статусу представители двух государств, а сами переговоры вместо нынешнего тупика получат перспективу. Неужели такая простая истина не подвластна умам высокого дипломатического ранга?

Созданная волею народа, заплатившего за право жить на своей земле высокую цену, на протяжении двадцати лет в условиях постоянного экономического давления и политического шантажа, демонстрирующая удивительную жизнестойкость, ПМР просто обречена на признание государственной независимости, продолжает «Приднестровье». Народ Приднестровья высказал свою волю на референдуме 2006 года и не отступит от заветной цели. Это следует уяснить всем участникам политического совещания в формате «5+2» и, прежде всего, странам-гарантам Украине и России.

В этом контексте назначение Дмитрия Рогозина специальным представителем президента России по Приднестровью — это, безусловно, хорошая новость, особенно если учитывать политический опыт Рогозина, пишет «Приднестровье». В свое время он был одним из основателей Конгресса русских общин, был одним из тех, кто говорил о проблемах соотечественников, русских людей не только по национальности, но и по духу, после распада СССР оставшихся за пределами России. В начале 2000-х годов Дмитрий Рогозин возглавлял российскую партию «Родина». До недавнего времени он отстаивал национальные интересы России на международной арене, будучи постоянным представителем при НАТО, а несколько месяцев назад стал вице-премьером по вопросам военно-промышленного комплекса. В России его называют державником и патриотом. Хочется надеяться, что с назначением Рогозина державный подход возобладает и по отношению к Приднестровью, что Россия будет руководствоваться не устаревшими догмами о «территориальной целостности», а трезво оценит ситуацию в нашем регионе, подводит итог издание.

Вопрос формирования будущего всегда актуален для любого государства, пишет «Приднестровье-XXI». Не является исключением и Приднестровье. Более того, непризнанный статус государства, требует от нас постоянно держать руку на пульсе социальных и общественных изменений, который происходят в обществе. Очевидно, что политико-правовые основы создания республики не потеряли своей актуальности и спустя 20 лет. Вместе с тем, мы видим, как с каждым годом происходит «мягкое навязывание» со стороны Молдавии и «друзей» Приднестровья технологий, направленных на нивелирование идеи государственности республики в целом. И здесь нет ничего удивительного: никто не обещал, что путь к международному признанию будет усыпан розами, а Кишинев просто так откажется от идеи загнать Приднестровье в статус автономии. Цель осталась та же, только методы поменялись. Вопрос заключается в том, что мы готовы противопоставить этому «мягкому навязыванию».

Культурно-историческая система координат является системообразующим элементом для развития любого государства, продолжает «Приднестровье-XXI». Возможность отстаивать свою историю, не допускать фальсификации и интерпретаций — является неотъемлемым правом и обязанностью государства. В этой связи, не вызывают удивления попытки отдельных государств переписать историю, так как это прямая возможность запрограммировать нужное для себя будущее того или иного государства. По большому счету, это вопрос «выживаемости» для Приднестровья. За свое будущее надо сражаться. И если мы только перестанем работать в этом направлении, можно не сомневаться, что будущее, а соответственно и правовой статус Приднестровья, будут успешно нам навязаны.

В то же время может возникнуть вопрос, а для чего нам еще что-либо изобретать, если мы «Вместе с Россией», пишет «Приднестровье-XXI». На этот счет у нас есть результаты референдума 2006 года, на котором 97,1% граждан республики высказались за независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации. На первый взгляд все обстоит именно таким образом. Вместе с тем, информационно-идеологическая составляющая тренда «Вместе с Россией» требует своего постоянного смыслового обновления и развития. Простая констатация факта, что мы «Вместе» приводит к постепенному выхолащиванию идеи, а также к ее перезагрузке и иной интерпретации. Ярким примером такого переформатирования стали выборы президента Приднестровья в 2011 году.

Так, тема участия России в поддержке того или иного кандидата свелась к навязанному месседжу, что задача России давать нам газ по льготной цене и работать она будет с любым избранным кандидатом, продолжает «Приднестровье-XXI». Дальше больше, в послании президента Евгения Шевчука, Российская Федерация упоминается только один раз, притом что, мы признаем, что поддержка Приднестровья со стороны Москвы имеет стратегическое и, по сути, решающее значение для государственности республики.

Эти и другие обстоятельства, заставляют нас более внимательно проанализировать необходимость смыслового обновления культурно-исторического кода Приднестровья, пишет «Приднестровье-XXI». Одним из таких инструментом может стать празднование даты Дня народного единства (4 ноября) в Приднестровье. Соответствующее предложение подготовлено и находится на рассмотрении в Верховном Совете. Необходимо отметить, что любой праздник это, прежде всего ориентир направления развития государства. И крайне важно, чтобы День народного единства отмечался на государственном уровне. Нам необходимо бороться за то, чтобы быть вместе с Россией, тогда есть шанс на успешное будущее. Есть уверенность, что победа на президентских выборах в РФ Владимира Путина, его инициативы по формированию Евразийского пространства будут успешно реализованы только в том случае, если в их основе будет заложена культурно-идейная составляющая. В этом отношении введение такого праздника в Приднестровье, станет новым этапом в реализации воли народа, высказанной на референдуме 2006 года, подводит итог издание. Приднестровье — Молдавия: «Отношения выходят на новый уровень взаимодействия, который присущ большинству стран граничащих друг с другом»

Главная новость последних недель — Тирасполь и Кишинев договорились о возобновлении полноценного грузового железнодорожного движения по территории Приднестровья, сообщает Первый республиканский телеканал. Соответствующее соглашение подписали президент Приднестровья Евгений Шевчук и премьер-министр Молдавии Влад Филат. Приднестровская железная дорога была полностью заблокирована с 2006 года (результатом введенных 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной в нарушение ранее подписанных ими договоренностей и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровской Молдавской Республики — прим. ИА REGNUM). На протяжении этого времени предпринимались попытки по возобновлению движения. В начале этого года работа над его восстановлением была активизирована. И это принесло результат.

Попытки запустить полноценное железнодорожное движение по территории Приднестровья предпринимались и прежней властью республики, продолжает Первый республиканский телеканал. Однако, диалог с Кишиневом по различным причинам не складывался. Хоть Влад Филат и обещал Игорю Смирнову возобновить движение поездов, все так и осталось на уровне заверений. В неимоверных муках, при участии посредников, сторонам удалось договориться о возобновлении движения дизель-поезда Кишинев-Одесса, но дальше дело не пошло.

Выборы президента в декабре 2011 привели к смене руководства республики, отмечает Первый республиканский телеканал. Новая власть практически сразу же объявила о смене тактики на переговорах. Теперь во главу угла ставятся конкретные проблемы, мешающие развитию экономики и жизни простых людей. После возобновления работы экспертных групп специалисты в области таможенного обеспечения и железнодорожного транспорта вплотную занялись проблемой. 30 марта президент Приднестровья встречается с молдавским премьером. Влад Филат приезжает на встречу в Тирасполь. В зале заседания начала работы уже ждут приднестровские, молдавские эксперты и политические представители сторон. Окончательное согласование документа продолжалось около 3 часов и проходило за закрытыми дверьми. После чего Евгений Шевчук и Влад Филат подписали протокольное решение «О принципах возобновления полноценного грузового железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья».

Грузоперевозки по железной дороге возобновятся сторонами на основе документов, подписанных экспертами в области таможенного оформления и железнодорожного транспорта, продолжает Первый республиканский телеканал. Тирасполь и Кишинев берут на себя гарантии выполнения международных обязательств в таможенной и железнодорожной сферах. Одно из главных достижений — совместный таможенный контроль. Предполагается реализация принципа «одной остановки». Это сэкономит время экономических агентов. При этом стороны будут обмениваться необходимой информацией. Этот договор касается только грузового транспорта. Над возобновлением полноценного пассажирского движения ещё придется поработать.

Подписанное соглашение — это только начало пути, отмечает Первый республиканский телеканал. Впереди огромный объем работы и выполнить его предстоит в 30-дневный срок. В ближайшие 2 недели таможенным экспертам предстоит подписать протокол о совместной работе двух ведомств. Согласно подписанному документу, железнодорожные станции Рыбница и Бендеры-2 в селе Варница должны быть внесены в международные погрузочно-разгрузочные реестры. Также предполагается разработать технологию совместного контроля инфраструктуры железной дороги. Стороны обязуются не допускать односторонних действий, которые могут помешать реализации соглашения.

Возобновление полноценного грузового железнодорожного движения положительно скажется на экономике Приднестровья и Молдавии, уверены эксперты, продолжает Первый республиканский телеканал. Причем, в первую очередь, выиграют крупные приднестровские предприятия, работающие на экспорт. Сегодня из-за увеличенного экспортного маршрута они теряют миллионы долларов, а государство соответственно недополучает налоги. Майя Парнас, министр экономического развития ПМР: «Сейчас делается огромный крюк для того, чтобы отгрузить продукцию из Приднестровья на Украину, все это ложится на себестоимость продукции, которая увеличивается, конкурентоспособность снижается, порой экспортеры проигрывают по конкурентоспособности поставщикам той же продукции из других государств».

В случае успешного выполнения подписанного соглашения разработанный механизм будет действовать в течение 6 месяцев, отмечает Первый республиканский телеканал. После, стороны, при взаимном согласии, могут его продлить. Практических проблем во взаимодействии Тирасполя и Кишинева остается немало, говорят специалисты. На каком вопросе стороны сконцентрируют усилия в будущем, пока неизвестно. Однако доподлинно ясно другое. Теперь и в Приднестровье, и в Молдавии намерены продолжить работу в конструктивном ключе.

Избранная новым президентом Приднестровья Евгением Шевчуком политика в отношении Республики Молдова, и обозначенная им, как политика конкретных дел или тактика «малых шагов», уже в самой ближайшей перспективе должна продемонстрировать приднестровскому обществу реальные позитивные результаты и убедить граждан республики в ее безальтернативности, по крайней мере, на данный временной период, пишет PolitTiras. Любой другой результат для Приднестровья будет, скажем так, крайне отрицательным. В этой связи, приходится констатировать, что Евгению Шевчуку достался в «наследство» внешне вполне экономически жизнеспособный, а на самом деле экономически тяжело «больной» государственный организм. Поэтому Приднестровью, находящемуся ныне в условиях острого экономического кризиса, необходимо безотлагательно задействовать все возможные варианты, схемы и механизмы по выходу из него, при этом, разумеется, не поступаясь базовыми ценностями и, прежде всего, государственным суверенитетом, наоборот, укрепляя экономический и политический фундаменты приднестровского государства. Иначе, промедление — «смерти подобно». Именно в данном контексте следует рассматривать подписанное в Тирасполе президентом Приднестровья Евгением Шевчуком и премьером Молдавии Владом Филатом Протокольное решение о восстановлении полноценного железнодорожного сообщения через молдавско-приднестровскую и приднестровско-украинскую государственные границы.

В общем-то не удивительно, что абсолютное большинство политиков и экспертов, как региональных, так и международных высоко позитивно его оценили, продолжает PolitTiras. А директор Рыбницкого металлургического завода Андрей Юдин сравнил его даже с «настоящим железнодорожным прорывом», которого уже давно ждали все приднестровские производители, ориентированные на экспорт своей продукции. Очень важно подчеркнуть и то, что согласно соглашению через Приднестровье также должно возобновиться нормальное пассажирское железнодорожное сообщение. Это значит, что через Тирасполь вскоре (возможно, уже с начала мая) пойдут поезда на Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, и многие жители Приднестровья смогут с облегчением вздохнуть, поскольку испытали на себе все тяготы и невзгоды железнодорожной блокады, с которыми они сталкивались отправляясь через Одессу и Раздельную в Россию и другие страны.

Правда, кое-кто из «нетерпеливых полит-патриотов» с обоих берегов Днестра пытается сегодня подвергнуть данное соглашение определенной критике, заострить вопрос на том, кто больше выиграет в ходе его реализации, а кто проиграет — Молдавия или Приднестровье, поставить вопрос о его, якобы, преждевременности и даже намекнуть на возможное нарушение им суверенитета Приднестровской Молдавской Республики, пишет PolitTiras. Однако, на наш взгляд, делать такие заявления могут лишь те персоналии, которые или не владеют всем объемом информации о социально-экономической ситуации в ПМР, либо остановились на уровне восприятия суверенитета времен Жана Бодена, а может быть те «эксперты», которые выполняют чей-то политический заказ.

Реально оценивая перспективы реализации заключенного соглашения, можно с уверенностью предсказать переход молдавско-приднестровских экономических и других отношений на новый уровень взаимодействия, который присущ большинству стран граничащих друг с другом и развивающих взаимовыгодное сотрудничество, продолжает PolitTiras. Не случайно в настоящее время проговариваются также вопросы обеспечения нормального телефонного и автомобильного сообщений между Молдавией и Приднестровьем, упрощения пересечения молдавско-приднестровской границы людей и грузов и др. По нашей информации, именно эти, помимо возобновления железнодорожного сообщения, а также некоторые другие перспективные вопросы обеспечения нормальной жизни, как гражданам Приднестровья, так и гражданам Молдавии обсуждались во время прошедшей полуторачасовой встречи один на один президента Приднестровья Евгения Шевчука и премьера Молдавии Влада Филата в тираспольской гостинице «Россия».

Находясь на днях с официальным визитом в России, и выступая на пресс-конференции организованной информационным агентством ИТАР-ТАСС, президент Приднестровья Евгений Шевчук еще раз подчеркнул, что, по его мнению, только используя тактику «малых шагов» можно наладить конструктивное взаимодействие с Республикой Молдова, приближаясь к окончательному урегулированию молдавско-приднестровского конфликта, пишет PolitTiras. От себя добавим: очень важно, чтобы на этом пути Евгений Шевчук получил максимально широкую поддержку всего населения Приднестровской Молдавской Республики. И судя по складывающемуся в республике общественному мнению, эту поддержку он получает, подводит итог издание. Введение рубля РФ в Приднестровье: «Кроме банков, теряющих часть заработка, никто не пострадает, а мы все только выиграем»

Российский рубль в обозримом будущем может стать второй валютой Приднестровья, пишут «Профсоюзные вести». Об этом еще в феврале заявил президент Евгений Шевчук. Введение на территории республики в свободное обращение российского рубля, по мнению президента, поможет упростить расчеты с экономическими агентами Таможенного союза, с которыми Приднестровье намерено активизировать экономическое сотрудничество. «Это очень выгодно, когда есть единая базовая денежная единица, позволяющая экономить на обмене, — сказал Шевчук. — Полагаю, в недалекой перспективе российский рубль будет иметь у нас параллельное хождение с приднестровским рублем. В мире есть подобные примеры». Напомним, намерение войти в зону обращения российского рубля еще в 2006 г. озвучил экс-президент Игорь Смирнов, а в 2009 с законодательной инициативой об установлении свободного обращения на территории ПМР рубля РФ выступил депутат парламента Андрей Сипченко. Но тогда этим планам не суждено было сбыться.

Предприятиям, которые сотрудничают с Россией, а также жителям республики, родственники которых работают в РФ и снабжают домочадцев российским рублем, слова Шевчука пришлись по душе — без дополнительных обменных процедур и проще, и выгоднее, продолжают «Профсоюзные вести». В ходе валютных операций при работе с рублем РФ приднестровские экономические агенты терпят убытки на курсовой разнице, потери достигают 10-15% от объема выручки. Но возникло много вопросов: прежде всего, коснется эта мера всех нас или только агентов внешнеэкономической деятельности? Не обрушит ли российская валюта наш приднестровский рубль? Как будут вестись расчеты, оплачиваться товары и услуги, в какой валюте будут выдаваться зарплаты и пенсии? Нужны ли торговым точкам дополнительные кассовые аппараты? Не придется ли магазинам заниматься регулярным перерасчетом цен (с учетом «живого» характера российского рубля, курс которого на межбанковском рынке постоянно меняется)?

Андрей Сипченко, депутат ВС ПМР, автор законодательной инициативы о введении на территории ПМР в свободное обращение российского рубля: «Прежде всего, хочу успокоить — это ни в коей мере не ухудшит ситуацию с приднестровским рублем по одной простой причине: наша Конституция предусматривает, что приднестровский рубль является основой финансовой системы, поэтому, какие бы валюты у нас не ходили, приднестровский рубль будет обязателен к приему. И отказ от приднестровского рубля при расчетах будет означать нарушение Конституции и закона. Я думаю, что мы даже введем ответственность за отказ принятия приднестровских рублей. Хотя сегодня это у нас практикуется, в частности, на таможне, где не берут приднестровские рубли, а требуют валюту. Во-вторых, это никого не обяжет принимать российский рубль или платить им — расчеты рублем РФ будут производиться только по договоренности хозяйствующих субъектов, их добровольному согласию, и это не будет наказуемо. Наряду с расчетами в приднестровских рублях будут разрешены наличные и безналичные расчеты и в российских рублях. И, скажем, если хозяин магазина посчитает, что работа с российским рублем ему не интересна, ему не надо будет переделывать кассовые аппараты или покупать дополнительные — заставлять его никто не станет. Основная цель такой меры — упрощение расчетов. Допустим, приезжает человек из России — ему не надо первым делом бежать в обменный пункт. За российские рубли он может взять такси, купить продуктов на рынке и т.д. При этом за расчет в иностранной валюте не будет ни административной, ни уголовной ответственности, как сейчас. А главные претензии к введению второй денежной единицы на территории ПМР возникают только у людей, имеющих отношение к банкам: ведь тогда они потеряют межкурсовую разницу при обменных операциях. У нас и сегодня идут расчеты в российских рублях, в другой валюте: если у предприятия есть банковский валютный счет, оно может рассчитываться и в рублях, и в валюте — это не запрещено. У нас есть оптовая база „Шериф“, у нас есть таможенные платежи, где люди рассчитываются валютой, то есть это все практикуется, хотя и сдерживается рядом ограничений, выдаются специальные инструкции, разрешения. На оборот российского рубля не надо будет никаких разрешений. Мы ни в коей мере не умоляем достоинства нашего рубля, не нарушаем Конституцию, мы просто разрешаем расчет в российских рублях на добровольной двухсторонней основе. Я убежден, что кроме банков, потеряющих часть заработка, никто не пострадает, а мы все только выиграем». («Профсоюзные вести»)

Юрий Сафронов, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» экономического факультета ПГУ: «Этот вопрос поднимался у нас уже неоднократно. Во-первых, давайте разберемся, на какой объем российской валюты мы можем рассчитывать. Если вдруг Россия согласится на эту инициативу, она нам даст столько российских рублей, сколько мы заработали — торговлей, поставкой продукции наших предприятий, денежными переводами наших гастарбайтеров (у нас эти переводы ежегодно составляют около 120 миллионов), плюс заработная плата наших защитников, миротворцев от ОГРВ, которую они получают в российских рублях. Может быть, Россия еще будет оказывать какую-то гуманитарную помощь. Вот это и будет наша располагаемая сумма, и только эти средства мы можем конвертировать в наличные. Но предприятиям, ведущим ВЭД, самим нужны эти рубли, потому что с их помощью и осуществляются эта деятельность, проводятся закупки, расчеты. И российские рубли будут поступать нам в бюджет только в виде налогов с доходов предприятий. А население, получающее российскую валюту в виде переводов, часть ее использует как средство накопления. Таким образом, получается, что мы будем располагать намного меньшими средствами в рублях РФ, чем располагаем в рублях ПМР. Далее. Есть такие примеры в истории, когда при параллельном обращении нескольких валют более сильная валюта забивает более слабую. Российский рубль более сильный, чем наш, поэтому мы все будем стараться иметь на руках российский рубль. Бюджетники, пенсионеры будут получать приднестровские рубли, а предприниматели, предприятия смогут иметь российские рубли — не совсем равные условия. Значит, народ начнет искать и покупать российские рубли, поднимется ажиотаж. Надо этот момент тщательно продумать. В-третьих, как это будет реально выглядеть — у нас на всякий товар будет две цены? Как конвертировать? К тому же в самой России курс постоянно скачет — он подвержен колебаниям из-за цен на нефть и газ. Что, придется каждый раз делать перерасчеты? Очень много вопросов… Безусловно, это может сыграть определенную роль, но посмотрите — даже Белоруссия пока не торопится переходить на российский рубль, а они в одном союзном государстве с Россией. В Таможенном союзе пока еще идут переговоры, но реальных переговоров о введении российского рубля нет еще. Может, там в качестве платежного средства будет принята, скажем так, символическая единица, какой был экю до введения евро в Евросоюзе, которая использовалась только при расчетах между предприятиями и государствами, но не внутри государства. Не менее важный вопрос, как Россия сама отнесется к инициативе введения российского рубля в ПМР. Россия, по крайней мере, официально заявляет о том, что видит нас в составе Молдавии. Может вспыхнуть политический скандал, потому что в мировом сообществе считается, что мы в Молдавии, а Россия вводит здесь свои рубли без согласования с ней. В Абхазии и Южной Осетии российский рубль — единственная валюта, но Россия хоть признала эти страны. Но и там очень серьезные экономические проблемы. Кроме того, в этом случае России придется давать нам, как своему региону, огромные средства. Нужна ли ей такая экономическая обуза? Моя точка зрения: введение российского рубля в качестве второй валюты — мера преждевременная. Введение российского рубля никак нас не избавит нас от наших проблем. Вспомним пример Аргентины — несколько лет назад там были очень серьезные экономические проблемы, и они были вынуждены ввести в обращение американский доллар, но американцы давали долларов столько, сколько Аргентина заработала. И в стране сразу же установился режим строгой экономии. Наши проблемы не в том, какая у нас валюта, а в слабой экономике. Надо поднимать экономику, промышленность и зарабатывать деньги. Тогда наш рубль будет крепкий, и подобный вопрос не будет стоять на повестке дня. Хотя мы в такой яме, что я даже не представляю себе, как нам выбираться из нее без посторонней помощи…» («Профсоюзные вести»)

Виталий Колесниченко, финансист: «Возможность введения российского рубля на территории ПМР как официального платежного средства наряду с приднестровским рублем можно расценивать лишь как политические заявления политиков различного уровня, указывающие на вектор развития ПМР, и как некий индикатор улучшения инвестиционной ситуации для российских инвесторов. С экономической точки зрения несостоятельность такой позиции объяснима следующими факторами:

1. Поскольку ПМР не является эмитентом российского рубля, то появление его на территории республики возможно по трем основным направлениям: экспорт приднестровских товаров в РФ, государственные трансферты правительства РФ, переводы гастарбайтеров, работающих в РФ, т.е. объем денежной массы, номинированной в российских рублях, объективно ограничен.

2. При проведении расчетов деньги выполняют функцию средства обращения, и продавцу товара или услуги абсолютно все равно, какой валютой он получит за свой товар или услугу, ему важно, чтоб полученные денежные средства могли снова быть конвертированы в товар (могли быть потрачены им на жизнедеятельность). Т.е. корень проблемы лежит в уменьшении валютных рисков. С приходом Эдуарда Косовского политика ПРБ существенно изменилась, экспортеры получили привилегии в виде снижения с 25% до 15% ставки обязательной продажи репатриируемой выручки (т.е. валюта, в том числе и рубли РФ, полученные от экспортной выручки, остаются у экспортеров в большем размере и могут быть направлены на оплату заключенных внешнеэкономических договоров), официальный курс максимально приближен к рыночному курсу (т.е. валютный риск в виде получения нереализованных курсовых разниц контрагентами сведен к нулю), комиссия ПРБ на внутреннем валютном аукционе значительно снижена и стремится к нулю (еще в декабре коммерческие банки покупали иностранную валюту в ПРБ, уплачивая комиссию до 10% от официального курса). Таким образом, валютные риски уже уменьшены.

3. Нарушаются все наработанные механизмы налогового обложения, валютного регулирования и контроля, что может привести к уменьшению налоговых платежей в бюджеты различных уровней и уходу «в тень» денежных потоков.

4. Опыт стран СНГ подсказывает, что при хождении двух валют одновременно «сильная» вытесняет «слабую». Агенты будут избавляться от приднестровского рубля, а российский рубль будет выполнять функцию средства накопления (вспомним Таджикистан 1994 года). Такие же механизмы работали и известны истории денежного обращения при переходе от биметаллизма к монометаллизму.

Считаю, что нет необходимости вводить российский рубль как средство платежа в ПМР. Нужно сконцентрироваться законодательной и исполнительной власти и ПРБ на предсказуемости денежно-кредитной и валютной политики ПМР для прогнозирования обществом и бизнес-сообществом валютных рисков. Установить жесткий контроль за деятельностью ПРБ в области осуществляемых им функций (в частности контроль за эмиссией и проведением валютной политики), не допускать имевших место в 2009-2011 гг. случаев перекоса политики главного банка страны — от регулятора экономических процессов к политике получения прибыли, что прямо запрещено законом «О Центральном банке ПМР». («Профсоюзные вести»)

Источник: regnum.ru

Добавить комментарий