История одной песни: «Glory Box»

История одной песни: «Glory Box»
Фотография: Getty Images/Fotobank
Джеффа Барроу на этой фотографии нет, но он для Glory Box значил не меньше, чем Бет Гиббонс

Фотография: Getty Images/Fotobank
Джеффа Барроу на этой фотографии нет, но он для Glory Box значил не меньше, чем Бет Гиббонс

История одной песни: «Glory Box»

Да не слушаю я этих ваших Portishead, поморщился Трики, когда в сентябре 1995-го ему задали один очень надоевший вопрос. Я давно знаком с Джеффом Барроу, но мы с ним совершенно не похожи, и у нас не было никаких общих дел, соврал он восемью месяцами ранее, будто отказав в существовании своей первой, спродюсированной Барроу песне Nothings Clear. В апреле 1996 года Трики заявил: Самое неприятное, что я о себе слышал, это то, что моя музыка похожа на Portishead. В ноябре того же года Трики рассказал, что, поинтересовавшись однажды у главы лейбла Island Records, почему песни Portishead крутят по радио, а его нет, хотя они даже использовали один и тот же семпл, он получил следующий ответ: Потому что ты черный, а они белые.

Glory Box Portishead и Hell Is Around the Corner Трики всегда напрашивались на то, чтобы свести их вместе, что и сделали неизвестные мэшаперы

Можно ли верить Трики тема для отдельной дискуссии. Все же совпадение поразительное: первый альбом Portishead Dummy вышел в августе 1994-го, дебютная запись Трики Maxinquaye создавалась на протяжении 1994-го и вышла в феврале 1995-го; сингл Glory Box Portishead выпустили в январе 1995-го, Трики свой EP Hell с заглавной Hell Is Round The Corner в июле 1995-го. Обе песни построены на одном и том же семпле из Ikes Rap II Айзека Хейза. По одной версии, Трики услышал демо Glory Box еще в 1993-м на рождественской вечеринке, устроенной общей для него и Portishead менеджмент-компанией FRuiT. По версии самого Трики, он вообще был не в курсе и, стесняясь сравнений с исполнением Бет Гиббонс, сперва даже хотел убрать готовую Hell Is Round Of Corner с Maxinquaye. Очевидное сходство по-разному грандиозных Glory Box и Hell Is Round The Corner в то же время демонстрирует принципиальную разницу между музыкантами. Трики добавил речитатив, шорох, вокал Мартины Топли-Берд и построил свой ад за углом, отдаленный от слушателя дымовой завесой; Portishead завернули чуть дальше и создали то, о чем впоследствии даже пожалели.

Песня Айзека Хейза, на семпле из которой и построена Glory Box

Glory Box, финальный трек альбома Dummy, схож с хейзовским первоисточником не только плавным вступлением, но и основной темой жажда любви. Трек Хейза, в который переходит Ike\’s Rap II, называется Help Me Love; просьбу из припева Glory Box, как и жалобу в Sour Times, после первого прослушивания забыть довольно трудно. Однако вместо хейзовского пианино у Portishead гитара, взвывающая подобно Хендриксу; вместо сдержанного мужского объяснения плач девушки, то едкий, то отчаянный. Portishead изменили важные детали, выкрутили свои до максимума и, затопив в них основную тему, создали совершенно самостоятельную вещь о женском несчастье.
Бет Гиббонс нечасто дает интервью и еще реже объясняет смысл своих текстов, но в случае с Glory Box (Сундук с приданым) все-таки сделала исключение. По словам Бет, ключевая строчка здесь Move over and give us some room: это песня о том, что женщины исторически играют второстепенную роль, поддерживая мужчин и не слишком много получая от них взамен. Лирическая героиня соблазняла-соблазняла, но устала от недопонимания, готова leave it to the other girls to play и хочет только, чтобы мужчина смог посмотреть на ситуацию с ее стороны. Дьявольская улыбка, с которой Гиббонс на концертах поет строчку no matter if you cry, определенно намекает на личную месть но так далеко в своих объяснениях Бет, конечно, не зашла. Кто-то также уверен, что glory box это вагина, а текст о том, как развратная женщина мечтает остепениться, а кто-то слишком напрямую трактует тему смены полов как, например, режиссер клипа Александр Хемминг.

Тот самый клип на Glory Box

Когда вы смотрите это видео, не смотрите его, советует Джефф Барроу. Со сторонними интерпретациями Glory Box вообще не повезло: многие сочли ее идеальным саундтреком как минимум к стриптизу и включили в плейлисты лучших песен для романтических вечеров, занятий любовью и так далее. Послушайте, …, о чем она поет! , сердился Барроу. Он же рассказал, что Portishead вообще не хотели выпускать Glory Box отдельным синглом, так как считали ее слишком коммерческой: на альбоме звучит нормально, но отдельно уже слишком. Теперь, когда Portishead играют ее живьем, Барроу чувствует себя обезьянкой в цирке. Публика, разумеется, чувствует себя совершенно иначе автор этих строк никогда не забудет хор сербских мужиков, от души вопивших строчку I just wanna be a woman на фестивале Exit двухлетней давности.

Живое исполнение Glory Box в рамках памятного концерта, изданного на диске Roseland NYC

Из-за Glory Box Portishead подписали на лейбл: некоторые боссы решили, что она элементарно похожа на вой собаки, но другие все поняли правильно. Glory Box же стала последним и не совсем желанным отголоском успеха Dummy, после которого начались адские муки с созданием следующего диска. Студийную версию Glory Box Барроу больше слышать не может. Portishead всегда стремились писать песни: Dummy задумывался как хип-хоп-альбом с песнями, Барроу много анализировал, почему одни поп-хиты работают, а другие нет. В этом стремлении Portishead ни разу так и не изменили себе, но в случае с Glory Box, возможно, несколько перестарались, соблазнив слишком многих и немедленно от этого утомившись. Красивым, в общем, тоже иногда бывает очень нелегко.

9 кавер-версий Glory Box

1. Джон Мартин

Тему стриптиза развивает клип на хрестоматийную версию британского певца, под которую не раз наверняка кто-нибудь извивался на шесте.

2. Faith No More

Короткий концертный кавер, в котором Майк Паттон успевает проявить известные вокальные способности. Из других гитарных версий можно отметить австралийцев Powderfinger но даже до менее чем двухминутного Паттона им все же далеко.

3. Kings of Convenience

Семпл Айзека Хейза, кстати, сильно напоминает мелодию из песни Daydreaming Wallace Collection; норвежцы, судя по гитарной партии, в курсе. Редкая версия, за каким-то чертом прерываемая смехом и аплодисментами (видимо, на сцене в этот момент что-то произошло, но мы этого уже не узнаем).

4. King Garbage

Мрачное переосмысление трип-хоп-наследия от техасского певца и бруклинского продюсера.

5. Portishead и Massive Attack

Мэшап с бристольцами, с которыми у Portishead отношения все-таки получше, чем с Трики. Меньше всего хочется говорить что-то о вокальных данных 3D, но Risingson тут был совершенно не к месту особенно это заметно после того, как вступает Гиббонс.

6. Hooverphonic

Еще один концертный мэшап бельгийцы, сочиняя свою самую известную песню, совсем уж очевидным образом вдохновились Glory Box, которую и решили исполнить заодно.

7. Дэмиен Райс и Лиза Ханниган

Очень долгая инструментальная кульминация, предваряемая стенаниями ирландской певицы.

8. Джейсон Мраз

Нежность окончательно ускользает из песни в бойком и мужественном американском исполнении.

9. Сара Ленка

Блондинка Ленка изнывает от всего в джазовой версии Glory Box.

Источник: afisha.ru

Добавить комментарий