Равные права для всех инвалидов

Равные права для всех инвалидов
Конвенция ООН вступила в силу в 2008 году. На данный момент подписи под ней поставили 153 страны и организации, 114 ратифицировали. Её цель — обеспечить инвалидам полноценное и равное осуществление всех прав человека. Документ предписывает, что в этой связи должны делать государственные органы. Необходимость в принятии документа назревала из-за того, что принцип равенства и социальной справедливости, прописанный во многих конституциях, хорош, но применительно к инвалидам он не всегда хорошо работает.
Конвенция ООН вступила в силу в 2008 году. На данный момент подписи под ней поставили 153 страны и организации, 114 ратифицировали. Её цель — обеспечить инвалидам полноценное и равное осуществление всех прав человека. Документ предписывает, что в этой связи должны делать государственные органы. Необходимость в принятии документа назревала из-за того, что принцип равенства и социальной справедливости, прописанный во многих конституциях, хорош, но применительно к инвалидам он не всегда хорошо работает.
Равные права для всех инвалидов

Конве
— Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов

Такое утверждение справедливо, например, и для времён СССР, когда действовала конституция 1936 года, которую многие историки считают идеальной. Тем острее это проявилось в драматический период распада СССР, когда многие россияне оказались без работы и проблемы инвалидов ушли на задний план. В том числе и тех, кто вернулся из Афганистана с потерянным здоровьем, рассказал лидер Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане Андрей Чепурной:

«Страна была в кризисе, не было продуктов питания, кругом очереди. Этих ребят никто не ждал, никто не занимался их реадаптацией, трудоустройством. И люди просто инстинктивно объединились, поняли, что кроме них самих о них никто не позаботится и проблема выживания для них это реальность жизни. Так была создана наша организация в 1991 году, именно с этой целью — чтобы бороться за свои права, за достойное существование в этом мире. Вторая веха началась после смены власти, когда после первого президента Ельцина пришёл президент Путин. Идея выживания переросла уже в другую идеологию — отношения общественно-государственного партнёрства. Мы перестроили свою работу, принципы, взгляды. И занялись своей основной задачей — комплексной реабилитацией лиц, пострадавших при исполнении воинского долга».

Положение людей с ограниченными возможностями стало радикально меняться в 2008 году, когда государство вновь обратилось к их проблемам. Знаковыми событиями отмечен прошлый год. Была принята государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, и состоялась встреча представителей общества инвалидов с премьером Владимиром Путиным, поддержавшим их предложения.

Однако торжествовать было рано. Когда инициативы опускались на уровень исполнителей, то есть Министерства обороны и Министерства здравоохранения и социального развития, начинались бюрократические проволочки, придирки: «не так бумажку написали». К тому же до сих пор не отменён закон 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который вообще не «видит» ветеранов боевых действий, пояснил Андрей Чепурной.

«Следует сказать о негативном законе № 122-ФЗ. Просто так, росчерком пера, из нормативной базы было вычеркнуто вообще любое упоминание о ветеранах и участниках боевых действий и инвалидов военной травмы. Просто их не стало в законодательстве, как будто у нас вооружённые силы не участвуют в боевых конфликтах, у нас не происходят теракты, не бывает жертв. С принятием закона № 122-ФЗ произошло растворение инвалидов боевых действий и военной травмы среди других категорий инвалидов, и даже упразднён их учёт. В то время как в стране у нас насчитывается более 13 миллионов инвалидов, имеющих право на получение государственно-социальной помощи. А инвалидов войны, боевых действий и военной травмы — более миллиона. За последнее десятилетие к ним добавились 120 тысяч инвалидов военной травмы».

Да и если взять новую программу «Доступная среда», то и в ней участники боевых действий также игнорируются.

«Государственно-целевая программа „Доступная среда“ на 2011-2015 годы финансовой поддержки общественным организациям инвалидов войны и боевых действий вообще не предусматривает. Из этой программы была исключена ранее действовавшая программа о военных инвалидах. Хотя президент и председатель правительства нас поддержали в том, что она должна была остаться, тем не менее на уровне министерства это дело развалилось, и любое упоминание о военных инвалидах в министерстве почему-то считается недопустимым. Почему такое категоричное отрицание — непонятно».

Ситуация складывается печально-курьёзная: инвалиды войны — участники боёв и контртеррористических операций — по закону не имеют права на специальную пенсию. Им не положено транспортного средства, если нет ног. А получивший инвалидность на производстве в мирной жизни всё это имеет, продолжает Андрей Чепурной.

«Сколько мы ни бились, Министерство обороны начинало возражать: „Если мы будем доплачивать инвалидам войны за вред, причинённый здоровью, у них пенсия будет больше, чем у генералов, а это социально несправедливо“. В итоге мы дошли до Конституционного суда. Суд взглянул на правовое поле в сфере ветеранского движения и вздрогнул. Оказались у нас: инвалиды Великой Отечественной войны — это одна льготная категория, и там свои льготы, инвалиды Афганистана — совершенно другая категория. Те, кто воевал в Чечне в Первую кампанию до 1 февраля 1995 года, — там своя категория. После 1 февраля — другая. Что было другого: какой-то период начался или что произошло? Ничего. Взяли умозрительно и разделили. Одна категория — меньше денег и льгот, другая — больше. Боль, страдания и раны у всех одинаковые, а льготы разные».

На таком фоне стало размываться само понятие «ветеран». По определению, это тот, кто выполнил воинский долг. Потом оказалось, что не только. К ветеранам боевых действий, в число которых входят и инвалиды войны, добавились ветераны труда, спорта, по возрасту, по здоровью. И закон «О ветеранах» в конечном счёте оказался несовершенен, из-за множества льготных категорий возникла неразбериха. Некоторые люди почувствовали себя ущемлёнными и направили жалобы в Конституционный суд, считая, что их права нарушены. И суд это подтвердил. К примеру, он постановил, что военные, ставшие инвалидами во время военной службы, имеют право не только на единовременную, но и на ежемесячные выплаты. Для этого придётся менять законодательство в области страхования.

Афганские ветераны намерены пойти дальше — добиваться приведения всех льгот к единому знаменателю. За основу можно взять инвалидов ВОВ. Это самая защищённая в материальном плане группа, к которой можно приравнять все остальные категории. Пожелания «афганцев» и «чеченцев» обсуждались на расширенном заседании Комиссии Совета при президенте России по делам инвалидов. И Комиссия выступила с рядом рекомендаций.

Во-первых, в России предложено учредить институт Уполномоченного по правам инвалидов — он будет не только защищать их права, но и следить за тем, как в нашей стране выполняются нормы Конвенции ООН. Во-вторых, следует разработать и реализовать меры по пресечению негласной дискриминации инвалидов во всех сферах общественной жизни. В-третьих, население России должно иметь представление о нормах Конвенции, поэтому они должны разъясняться в СМИ.

Очевидно, нужно ещё принять и закон о статусе участников боевых действий, а также закон об основах государственной системы их комплексной реабилитации.

Многие проблемы афганских ветеранов восходят к 1989 году, когда президент СССР Михаил Горбачёв назвал ввод войск в Афганистан «политической ошибкой». Лидер Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане предлагает взять на вооружение пример США.

«У них после вьетнамских событий было много манифестаций: против войны, за войну, были споры — правильно воевали во Вьетнаме или неправильно. Чтобы это всё прекратить, президент США выступил и чётко заявил: „Войска выполняли задачу во Вьетнаме правильную, потому что это была зона экономических интересов США“. И на этом была поставлена точка. И больше ни у кого сомнений или возражений не возникало».

Российские инвалиды войны мечтают, что когда-нибудь в стране появится целое Министерство по делам ветеранов. Как в Канаде или США, где эти ведомства являются крупнейшими бюджетополучателями. Но это в будущем. Пока есть более насущные вопросы вокруг той же Конвенции. Ратифицировав её, Россия пока воздержалась от подписания факультативного протокола к ней, который дал бы право российским инвалидам подавать жалобы непосредственно в ООН. Конечно, в том случае если иным способом их проблемы решить невозможно. А это означает, что задач, которые стоят перед их организациями, непочатый край.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий