«Не нужно размахивать флагом»

Финляндия в последние годы отличается по всем фронтам. Организация Music Export Finland (Musex), организованная в 2003-м, пропагандирует и продвигает финских артистов по всему миру. А с финансированием рока, джаза и инди-музыки ей, в свою очередь, помогает Министерство экономики, оказывающее таким образом поддержку национальному музыкальному экспорту. В интервью РБК daily и МАКСУ ХАГЕНУ исполнительный директор Musex ТУОМО ТАХТИНЕН рассказывает о том, как промоутеры и бюрократы сумели сговориться и что из этого получилось.
Финляндия в последние годы отличается по всем фронтам. Организация Music Export Finland (Musex), организованная в 2003-м, пропагандирует и продвигает финских артистов по всему миру. А с финансированием рока, джаза и инди-музыки ей, в свою очередь, помогает Министерство экономики, оказывающее таким образом поддержку национальному музыкальному экспорту. В интервью РБК daily и МАКСУ ХАГЕНУ исполнительный директор Musex ТУОМО ТАХТИНЕН рассказывает о том, как промоутеры и бюрократы сумели сговориться и что из этого получилось.

Финляндия в последние годы
— Для начала могли бы вы вкратце рассказать, что такое Musex?

— Musex — Music Export Finland — была организована группой независимых компаний с целью координации музыкального экспорта, продвижения своих интересов на уровне правитель­ства и поддержки музыкального бизнеса за счет получаемых средств. В 2005-м организация перешла на уровень более широкой ассоциации, которая включала уже весь финский музыкальный бизнес и стала подобием «зонтика» для всех основных игроков в этой сфере. Таким образом, мы сейчас полностью представляем финскую музыкальную индустрию. Надо сказать, что сейчас мы находимся в процессе слияния. Две организации — Music Export Finland и Finnish Music Information Centre — к концу года объединятся в одну, которая будет называться Music Finland. Вся активность, которой ранее мы занимались параллельно, теперь окажется под одним крылом.

— В какой момент стало понятно, что Финляндии нужна такая организация?

— Первые шаги в сторону того, что сейчас мы знаем как Musex, были сделаны в 2003-м. К этому времени подобная организация уже несколько лет работала в Норвегии. Было видно, что все больше наших артистов выходили на внешний рынок и, соответственно, в экспорт включалось все больше компаний, которые ими занимались. Здесь требовался инструмент, который мог бы усилить это движение, как-то помочь с финансированием и грамотным встраиванием наших компаний в международную систему музыкальной индустрии. Но это только самые основные моменты — набор функций Musex оказывался куда как более широк.

— Здесь мы должны говорить о поддержании музыки и продвижении Финляндии или более тривиальных моментах, например, получении дополнительных денег в казну за счет экспорта?

— В целом, если говорить о Musex, то основная задача была усилить экспорт. С одной стороны, это помощь «своим» артистам, с другой — повышение их ценности на международном рынке и, следовательно, дополнительный приток денег в финскую экономику. У новой организации, о которой я говорил раньше, интересы уже более широкие. Здесь мы будем говорить уже о попытке привлечь еще больший интерес к финской музыке, повысить осведомленность о ней во всем мире и обеспечить ее максимальную доступность, где бы вы ни находились. Конечно, все перечисленное уже является «побочным эффектом» деятельности Musex — экспорт растет, и это оказывает влияние на информированность международной аудитории. И наоборот, чем больше о тебе знают, тем больше шансы удачно развивать экспорт. Здесь нельзя говорить о каких-то отдельных целях, в музыкальной индустрии они идут рука об руку.

— Сложно ли было пролоббировать музыкальные интересы в правительстве? Обычно считается, что «рокерам» и «ребятам в галстуках» сговориться сложно…

— Главное — правильно сформировать и озвучить твой посыл так, чтобы эти самые ребята его поняли. Конечно, музыкальный бизнес, как правило, тяжело находит общий язык с официальными структурами. Это совершенно закономерно — общение происходит немного на разных языках и разных уровнях. Но тут главное — дать понять, что ты не просто просишь еще каких-то инвестиций, нужно растолковать, что ты тоже будешь полезен, что будешь заниматься делами, которые принесут пользу экономике и всей стране в целом. И это был наш основной довод, когда Musex вела переговоры с чиновниками и устанавливала с ними общие цели.

— Каковы на данный момент результаты вашей работы?

— Их полно. Стоимость финского музыкального экспорта постоянно растет уже несколько лет. Конечно, мы не можем пока сравниться с такими крупными игроками на рынке, как Англия, мы все-таки небольшая страна и занимаемся этим сравнительно недолго. Но рост есть, и это хороший знак, особенно в наши дни, когда ты работаешь в не самой стабильной среде и в условиях жесткой конкуренции. Это, пожалуй, наш главный результат. И, конечно, еще мы видим, что наш профессионализм в этой области растет и становится все более ориентированным на внешний рынок. Появляются и вполне успешно работают компании, главной целью которых становится продвижение своих артистов именно за рубежом. Сейчас, по сравнению с тем, что было несколько лет назад, их количество резко выросло. Мы ожидаем, что дела в ближайшем будущем будут только улучшаться.

— Если говорить о рынках и продажах, то какие регионы в потенциале являются самыми доходными для финской музыки?

— Сейчас для нас крупнейшим рынком являются немецкоязычные европейские страны — Германия, Австрия. Также страны Скандинавии, Соединенные Штаты, Англия и Япония. Говорить о том, какие группы и где оказываются самыми успешными, уже сложнее. Дело в том, что успех — вещь субъективная. Проще всего говорить о каких-то крупных именах — Nightwish, Children of Bodom, других группах, играющих в тяжелых стилях. В классической музыке очень высоко котируются наши дирижеры — Эса-Пекка Салонен, например. В последнее время мы заметили, что финские композиторы уже в рок— и поп-музыке тоже стали более востребованными.

— При этом, насколько я вижу, финский инди-рок тоже оказывается одним из важных направлений…

— Конечно. Мы помогаем всем, вне зависимости от того, что играет артист. Мне самому очень нравится ситуация, когда где-то в Штатах начинают узнавать про группы, которые долгое время были почти незаметны. Musex — это перекресток всех жанров, наша позиция сейчас позволяет продвигать что угодно, будь это хоть рок, хоть джаз, хоть электроника. Масса небольших по меркам индустрии финских артистов сейчас работают на международном рынке, и у каждого из них есть определенный потенциал.

— Можете в общих чертах описать систему, как артисты получают помощь от Musex?

— Здесь сразу надо сказать, что финансовая поддержка как таковая приходит не от нас, а от финского Министерства экономики и занятости. Первый критерий — должна быть некая компания или лейбл, чтобы было понятно, что это нормальный работающий бизнес с собственным потенциалом. В то же время существуют различные проекты, в которые могут включаться сами группы — в ряде случаев на соревновательной основе. Мы оказываем поддержку группам, организующим гастроли за рубежом или отправляющимся на музыкальные ярмарки со своими шоу-кейсами. Также, если какому-то композитору или дирижеру предстоит поехать в другую страну по рабочим делам, он может рассчитывать на помощь с нашей стороны. В случае с группами Musex оказывается посредником между правительством и лейблом или промоутером, работающим с ними. То есть деньги они получат не от нас, а от лейбла, но мы поможем эти день­ги получить и перед этим прикинем, какой метод может оказаться наиболее оптимальным в том или ином случае. А потом, насколько в наших силах, еще и обеспечим зарубежных партнеров информацией.

— На позиции директора Musex вы себя как рассматриваете — энтузиаст, менеджер или функционер от музыки?

— Энтузиаст, конечно — и в первую очередь это касается финской музыки. Меня бы здесь и не было, если бы я ее не любил. Само собой, приходится быть и бюрократом в какой-то степени, когда ты работаешь в такой организации, как Musex. Но это все равно накладывается на желание изменить среду в свою пользу, которое, наверное, есть у каждого, кто работает в музыкальной индустрии. И здесь ты уже должен уметь общаться и с официальными представителями, и с музыкантами. Представьте себе, что сейчас надо внятно и донести свою идею до хип-хоп-группы, а через час до министерских лиц. Все начинается с музыки, но в нашем случае доходит до бюрократических сфер. И надо выкручиваться, чтобы и то и другое сработало вместе.

— Какие позиции сейчас занимает Финляндия по сравнению с остальными северными странами, особенно таким серьезным игроком, как Швеция?

— Довольно хитрый вопрос. У нас есть сравнительные подсчеты. В том, что касается музыкального экспорта, Швеция в два раза сильнее нас. Но они начали работать на международном рынке гораздо раньше Финляндии, а внутренний рынок там больше хотя бы за счет того, что население Швеции более многочисленно. При этом сейчас уже нельзя определенно сказать, у кого лучше средства для увеличения экспорта. На самом деле северные страны сейчас перестают соревноваться между собой в этой сфере и пытаются построить единый рынок. То есть речь пойдет уже не просто о финских артистах, играющих в Центральной Европе, но о северных в целом. Уже существует единая организация Nomex — Nordic Music Export. И такая структура должна облегчить работу на уровне Скандинавии — все мы соседи, зачем артистам вставлять палки в колеса. И конечным результатом может стать более мощный музыкальный бренд, в который будет представлять все северные страны как нечто целое.

— Нет опасения, что финские артисты могут потерять свою идентичность на международном рынке?

— Нет, это вряд ли. Нам везет, что самые известные наши артисты по-своему оригинальны. Возьмем тех же Him, которые открыли love-metal. Или Nightwish — opera-metal. Как правило, артисты, которым удается прорваться, всегда оказываются в чем-то интересны. Нам важнее то, что каждый артист, что бы он ни играл, остается нашим, финским артистом со своей спецификой. Его услышат, немного лучше узнают нашу музыку, а в экономику придет еще немного денег. Понимаете, тут не нужно размахивать флагом.

— Кстати. Мы тут много говорим о продвижении музыки, а группа-то у вас какая любимая?

— Ну вы даете! Именно на этот вопрос я ответить не могу. Мне столько всего приходится слушать и со столькими артистами иметь дело… Представьте себе, я сейчас одно имя назову, так другие обидятся: «А почему не мы?»

— Я обратил внимание, что Musex в своих активностях в известной степени предпочитает рок, джаз, электронику, классику, но почти игнорирует локальных поп-артистов. В России все происходит ровно наоборот — у нас раскрученных поп-артистов с внутреннего рынка пытаются вывести на внешний, причем без особых достижений…

— Я понимаю, о чем вы говорите. Дело, здесь скорее не столько в жанрах. Нужно просто представлять, что всегда труднее отправлять на экспорт артиста, который слишком привязан к внутренней музыкальной культуре. Большая часть нашей поп-музыки ориентирована на Финляндию, в первую очередь за счет того, что эти артисты поют на финском и приходят на рынок, например, из телеконкурсов типа Idols (аналог «Фабрики звезд». — РБК daily). За ними есть некая история для внутреннего потребителя, но таких артистов невероятно трудно продвинуть за рубеж. Есть отдельные исключения, и мне, пожалуй, хотелось бы, чтобы наши поп-артисты тоже заняли какие-то нормальные позиции на международном рынке. Но так получается, что, допустим, рок-группам проще здесь работать. У них изначально подход к музыке не ориентирован на какую-то конкретную страну.

— Если мы начнем строить в России что-то похожее на Musex,

откуда вы посоветовали бы начинать?

— Важно, чтобы представители национальной музыкальной индустрии пришли к общему пониманию, что такая организация нужна. Это то, с чего начинали мы, отсюда вообще-то и идет вся энергия. Это понимание, что за тем, что ты делаешь, стоит вся индустрия страны, которая хочет, чтобы ты находил лучшие решения для того, чтобы показать свою музыку за рубежом и получить конкретный результат. При этом индустрия должна самоорганизоваться для того, чтобы возникла структура, подобная Musex, — это ключевой фактор. Только тогда ты поймешь, для кого и зачем ты работаешь. В нашем случае сначала было восемь компаний. Но как только была найдена общая цель, они стали общаться со всеми участниками рынка, так что все увидели, какие выгоды можно получить от существования организации. Так и родилась Musex. Что важно, тебе изначально не нужно иметь за своей спиной всех сразу, но к этому нужно стремиться.

Источник: rbcdaily.ru

Добавить комментарий