«Пасха вселяет в душу радость, мир и спокойствие…»

«Пасха вселяет в душу радость, мир и спокойствие…»
О том, что означает это событие для верующих людей и как правильно его отмечать, мы беседуем с архиепископом Егорьевским Марком, руководителем управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям.

О том, что означает это событие для верующих людей и как правильно его отмечать, мы беседуем с архиепископом Егорьевским Марком, руководителем управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям.

«Пасха вселяет в душу радость, мир и спокойствие…»

— Основа этого праздника — Воскресение Иисуса Христа. Но ведь из Библии мы узнаем и о других случаях оживления человека после смерти. За неделю до Пасхи, например, описывается воскрешение Лазаря, похожие чудеса связываются с именами апостолов и других святых. Почему же именно это событие оказалось поворотным в истории человечества?

— Да, мы знаем случаи, когда тот или иной умерший человек возвращался к жизни. Каждый раз это, безусловно, огромное чудо. Поскольку является исключением из общего правила о том, что человек, переступивший врата смерти, уже никогда не возвращается в наш мир. Такие факты могут шокировать, могут служить знамением чего-то, но все же воздействие их на людей достаточно ограничено.

Когда же мы говорим о Воскресении Христа, то речь идет о событии космического масштаба. Потому что Христос не просто человек, а Богочеловек. И главная Благая весть, которую принес Христос людям, — это вовсе не проповедь любви, не проповедь всепрощения, как иногда говорят, тем самым подменяя суть.

А главное — это именно то событие, которое мы вспоминаем в пасхальные дни. То, что Христос умер за наши грехи. И то, что Христос воскрес.

Это событие имеет отношение ко всем без исключения людям. Потому что умер Христос за грехи каждого человека, вне зависимости от того, где и когда тот родился, где и как жил. Христос умер за каждого из нас. Умер и воскрес. И Воскресение Христа — главное событие плана спасения человечества.

— В чем же смысл этого плана?

— Человек был сотворен безгрешным. Потом согрешил. И смерть стала наказанием за это прегрешение, точнее, даже не наказанием, а исправлением. Иначе если бы человек оставался бессмертным, но уже в греховном состоянии, то это означало бы увековечение греха. Поэтому Господь лишил его тело бессмертия. И пустил его в мир, который изобилует трудностями и опасностями. Боязнь смерти стала главным источником печали и уныния для человека. Может быть, наиболее глубоко такие чувства выражены в Книге Екклесиаста, где говорится о том, что все — суета. Один живет добродетельно, помогает ближним, а другой — воплощение зла, но оба они умирают. Все заканчивается смертью. И это такая неизбежность, которая уравнивала всех — плохих и хороших, человека и животное.

А Христос принес освобождение от власти смерти. Поэтому в христианском языке мы уже не употребляем слово «смерть» по отношению к человеку, к христианину. Используем другие слова. Усопший, то есть уснувший. Успокоившийся, отсюда и наше слово «покойник». Церковь учит, что Христос победил смерть, лишил ее силы. И потому Иоанн Златоуст в своем Пасхальном слове говорит: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?»

Смерти уже нет. Есть только переход от временного к вечному.

— Как правильно встречать Пасху? В последнее время стали традиционными телетрансляции пасхальных служб. Но можно ли молиться, креститься, когда это делают на экране? Не грешно совмещать такой просмотр с застольем?

— Лучше всего, конечно, прийти в храм. Ничто не заменит реального присутствия в храме, ничто не заменит Причастия. И важно прийти на богослужение не просто как зевака. Желательно познакомиться с текстом пасхального богослужения, постараться понять его смысл. Существует такая пословица: мы любим то, что знаем. Поэтому нужно узнать, каков смысл богослужения, познакомиться с глубиной церковных песнопений.

Конечно, человек может оказаться в это время по каким-то причинам у телевизора, например по состоянию здоровья. Или в силу других обстоятельств. Я в последние годы встречаю Пасху в Австрии, в нашем венском храме. И там из-за разницы во времени у некоторых прихожан уже сложилась такая традиция: сначала они смотрят телетрансляцию праздничного богослужения из Москвы, а потом уже идут в свой храм на пасхальную службу. Это даже создает некое ощущение вселенского измерения празднования Пасхи.

Если же все ограничивается только телетрансляцией, то я считаю нормальным в такой ситуации вставать, молиться, креститься в то время когда с экрана звучат тексты Евангелия, молитвы, песнопения. Это будет создавать чувство сопричастности тому, что видишь по телевизору. Если человек немощен, он может, конечно, и сидеть в такие моменты. Но уж никак нежелательно при телетрансляции богослужения кушать, а тем более употреблять спиртные напитки.

А если есть хоть какая-то возможность, то, еще раз скажу, нужно прийти на пасхальное богослужение в храм.

— Что бы вы могли пожелать читателям «Труда»?

— Я бы хотел пожелать всем пасхальной радости. На богослужении можно услышать слова: Пасха красная. Это церковнославянское слово, которое означает «прекрасная». То есть — прекрасная Пасха. И это действительно так. Пасха дает нам ощущение гармонии содержания и формы. Наполняет жизнь смыслом. Избавляет от страха смерти. И вселяет в душу радость, мир и спокойствие. Хотел бы пожелать вам, дорогие читатели, с радостью и миром встретить этот прекрасный праздник — прекрасную Пасху!

Источник: trud.ru

Добавить комментарий