Католики сегодня отмечают Рождество, а вот Санте не везде рады

Католики сегодня отмечают Рождество, а вот Санте не везде рады
В ночь с 24 на 25 декабря приверженцы католической церкви праздновали рождение Иисуса Христа. В России главная рождественская католическая месса прошла в московском костеле Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

Богослужение началось с торжественного возложения младенца Иисуса в ясли. Появление фигурки Спасителя в вертепе традиционно знаменует собой начало праздника.

В ночь с 24 на 25 декабря приверженцы католической церкви праздновали рождение Иисуса Христа. В России главная рождественская католическая месса прошла в московском костеле Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

Богослужение началось с торжественного возложения младенца Иисуса в ясли. Появление фигурки Спасителя в вертепе традиционно знаменует собой начало праздника.

Католики сегодня отмечают Рождество, а вот Санте не везде рады

«В эту ночь две тысячи лет назад родился Иисус. Христос рождается и сегодня в сердцах верующих в него, — обратился к присутствовавшим на службе глава римско-католической архиепархии Божией Матери в России митрополит Паоло Пецци. — Атмосфера этой ночи возвещает всем нам нечто сверхъестественное, немыслимое и в то же время глубоко желанное и долгожданное. Эта ночь возвещает нам о рождении Бога на земле, она исполнена великой и немыслимой радости. Мы, народ, ходящий во тьме, увидели свет великий, который мы не заслужили. Ибо сам Господь умножил нашу радость».

Главная католическая месса собрала в соборе несколько тысяч человек.

«Наша католическая община — прихожане этого храма, люди с самыми разными корнями: польскими, украинскими, белорусскими, литовскими, — подчеркнул настоятель собора Кирилл Горбунов. — Но все это люди русской культуры, которые не чувствуют себя иностранцами. Католичество традиционно для России, вопреки расхожим представлениям, что католиком может быть только иностранец».

Помимо католиков, в ночь с 24 на 25 декабря Рождение Иисуса праздновали верующие нескольких поместных православных церквей: Александрийской, Антиохийской, Румынской, Кипрской, Элладской и других. На территории России рождественские торжества в их храмах пройдут в ночь на 7 января, когда рождество отмечает Русская православная церковь.

Вертепы, колядки и индейка на ужин

Праздник Рождества Христова был установлен в ознаменование рождения Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Собственно, вопрос о дате рождения Иисуса Христа является спорным. Не исключено, что дата 25 декабря пришла в христианство из язычества: в этот день праздновалось рождение «солнца непобедимого».

Из язычества также пришел обычай колядовать под Рождество, а также традиция устанавливать в домах наряженное дерево. Она зародилась у германских народов, для которых ель была символом жизни и плодородия.

После распространения христианства, рождественская елка приобрела новый смысл и стала символизировать райское древо с изобильными плодами. Зачастую католики украшают свое жилище омелой, поцеловаться под которой в праздник позволительно даже незнакомым людям.

В католической традиции перед празднованием Рождения Спасителя следует период Адвента, который начинается в четвертое воскресенье до Рождества. С этого дня до самого Рождества верующие стараются проявлять милосердие, участвуют в предрождественских богослужениях и готовятся к исповеди перед рождественским причастием.

Во многих странах принято, чтобы дети в ожидании праздника совершали посильные добрые дела, за которые в семье они получают пучок соломы или маленькое бумажное сердечко.

Храмы в этот период украшают венками — их устанавливают у алтарей. В венках крепятся по четыре свечи, и каждое воскресенье зажигается по одной из них. Свечи означают количество недель, оставшихся до Рождества.

24 декабря, когда наступает сочельник, верующие украшают свой дом, наряжают елку и устанавливают рождественские ясли, символизирующие первую колыбель Иисуса. А в католических храмах устанавливаются вертепы — макеты сценки рождения Христа, состоящей из нескольких фигур. Слово «вертеп» на церковнославянском языке означает «пещера». В пещеру на ночь пастухи загоняли скот и там, как повествует Евангелие, родился Христос.

Многие верующие в сочельник соблюдают пост, который прекращается в момент восхода первой звезды, символизирующей приход Спасителя в этот мир.

В полночь на 25 декабря начинается первая месса Навечерия Рождества. Священник под литургические песнопения торжественно возлагает в ясли фигурку младенца Иисуса.

Ночью, утром и днем 25 декабря служатся также три литургии: Месса ночью (Ad Missam in nocte), Месса на заре (Ad Missam in aurora) и Месса днем (Ad Missam in die).

В рождественский ужин зажигаются свечи, и отец семейства произносит благодарственную молитву: «В этот торжественный час восславим Бога, Отца нашего, возблагодарив Его за ночь, в которую Сын Его Иисус Христос родился от Марии Девы». Члены семейства преломляют хлеб, как символ единения христиан. Преломляя хлеб и делясь им за столом, верующие передают друг другу частички добра и любви и разделяют между собой радость праздника.

На праздничный рождественский стол подаются особые блюда: индейка (в США — под клюквенным соусом, в Англии традиционно — под соусом из крыжовника), утка или гусь. Мясо можно есть только по окончании поста в сочельник.

В некоторых странах набор блюд на рождественском столе варьируется. Так, в западной и северной частях Норвегии едят соленые и вареные на пару ребра ягненка с картофелем. В восточных частях Норвегии популярна свинина, в то время как в других областях главное блюдо — рыба.

Одно место за праздничным столом обычно оставляется свободным для гостя, если он постучится в дом. Этот жест символизирует готовность принять в своем доме Христа.

Кое-где празднование Рождества принимает довольно-таки экзотические формы. Так, британские туристы, приехавшие в Австралию, отметили этот день купанием в прохладной воде на пляже Бонди Бич в Сиднее.

Санта-Клаус уходит в прошлое?

Непременный участник рождественских праздников — добродушный седобородый старик в красной шубе — Санта-Клауса. Его прототипом считается святой Николай Мирликийский — знаменитый добродетель родом из Миры, чьи мощи сейчас находятся в базилике Св. Николая в Италии. При жизни он слыл «тайным дарителем» — занимался благотворительностью, не раскрывая себя.

Однако фольклорный персонаж Санта-Клаус появился относительно недавно. В 1823 году Клемент Кларк Мур написал поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», в которой рассказал о некоем персонаже, дарящем детям подарки — Санта-Клаусе.

Поэма стала очень популярной, и ее герой прочно вошел в рождественскую традицию. В разных странах его называют по-разному: Синтерклаас, Святой Николай, Папа Ноэль, Йоллоупуки. Однако везде он разносит детям подарки — вернее, тем из них, которые хорошо вели себя в течение года. Считается, что Санта-Клаус проникает в дом через печную трубу, и поэтому рядом с дымоходом нередко вешается носок — вместилище для подарков.

В некоторых католических странах Санта-Клаус не завоевал повсеместной популярности. Так, в Испании и странах Латинской Америке дети ждут на Рождество прихода Трех Мудрецов, Трех Царей — Каспара, Мельхиора и Бальтазара. Эти волхвы когда-то принесли дары Иисусу на Рождество.

Следует отметить, что в Европе Санта-Клаус переживает нелегкие времена. Там его подвергают преследованиям антиглобалисты, представители мусульманских общин и сторонники гендерного равноправия. Городские власти Вены объявили, что Санте запрещен вход на Ратушную площадь, где расположена главная елка австрийской столицы.

А в Германии Санта-Клаусам запретили появляться в детских садах. По мнению психологов, облик этого деда с мешком и посохом вызывает страх у детей, перебивающий даже интерес к подаркам.

Источник: trud.ru

Добавить комментарий