Иркутская область формирует задачи для развития культуры Приангарья до 2018 года — министр культуры региона Виталий БАРЫШНИКОВ

Иркутская область формирует задачи для развития культуры Приангарья до 2018 года — министр культуры региона Виталий БАРЫШНИКОВ
Иркутску исторически была отведена роль административного и экономического центра Зауралья России, и сегодня он де-факто остается культурной столицей Восточной Сибири и готов подтвердить свой статус рядом крупных проектов. Об этом рассказал министр культуры и архивов региона Виталий Барышников в интервью корр. ИТАР-ТАСС. «Впрочем, это не избавляет регион от проблем „сибирской глубинки“, — признался он.

Иркутску исторически была отведена роль административного и экономического центра Зауралья России, и сегодня он де-факто остается культурной столицей Восточной Сибири и готов подтвердить свой статус рядом крупных проектов. Об этом рассказал министр культуры и архивов региона Виталий Барышников в интервью корр. ИТАР-ТАСС. «Впрочем, это не избавляет регион от проблем „сибирской глубинки“, — признался он.

Иркутская область формирует задачи для развития культуры Приангарья до 2018 года — министр культуры региона Виталий БАРЫШНИКОВ

— Насколько Иркутск, учитывая его славное историческое прошлое, способен сегодня позиционировать себя в качестве культурного центра Востока России?

— Есть исторические основания для того, чтобы считать Иркутск опорным регионом во многих смыслах — и в экономическом, транспортом, и в интеллектуально-образовательном, и культурном. Это связано с историей освоения просторов Сибири и Дальнего Востока, с тем, что именно в Иркутске был административно-управленческий центр огромного российского «пространства», начиная от Енисея и заканчивая Аляской. Это город, откуда управлялась половина страны. Первый краеведческий музей после Москвы и Петербурга появился именно в Иркутске, равно как и первый художественный музей — он вырос из частной картинной галереи градоначальника В. П. Сукачева и сегодня имеет шедевры мирового масштаба. Это крупнейшее собрание произведений изобразительного искусства в азиатской части России. У нас единственное на всем пространстве от Урала до Дальнего Востока театральное училище, в этом году ему исполнилось 50 лет. Это показатель исторически сложившегося культурного слоя. В 20-м веке здесь сформировалась и по сей день действует одна из самых мощных писательских организаций: только имена Александра Вампилова, Валентина Распутина, Евгения Евтушенко, Константина Седых, Георгия Маркова, Марка Сергеева, Анатолия Кобенкова, Ростислава Филиппова говорят сами за себя.

В этом году в регионе широко празднуют 75-летие ныне здравствующего Валентина Григорьевича Распутина и Александра Валентиновича Вампилова, который от нас ушел совсем молодым. Его пьесы играют сейчас на театральных площадках всех континентов — и это тоже показатель творческого потенциала региона. Для иркутян много значит имя нашего земляка пианиста Дениса Мацуева, под руководством которого проводится фестиваль «Звезды на Байкале». В сентябре в Иркутск съезжаются любители классической музыки со всей России и из-за рубежа. За неделю они могут побывать здесь на концертах таких звезд, за которыми еще надо погоняться по миру. У нас есть, что вспомнить, есть, чем гордиться сейчас и есть идеи, как развиваться.

— Проблема культурного центра — это проблема статуса. Признают ли такую роль современного Иркутска за пределами региона?

— Специфика современного общества такова: если о чем-то не сказали в СМИ, значит, этого нет. Но если иметь в виду профессиональную, культурную среду, то, к примеру, литературные вечера «Этим летом в Иркутске» знали и знают, без сомнения, все писательские силы страны. Сюда приезжают ведущие критики, в вечерах участвовали крупнейшие российские писатели. Леонид Гайдай, чье 90-летие мы будем отмечать в следующем году, сыграл в иркутском драмтеатре 30 ролей — кто бы знал! Поэтому, скорее, здесь нужно говорить о проблеме коммуникаций. Мы сейчас формируем стратегические задачи нашей отрасли на ближайшую перспективу — они войдут в программу развития культуры Приангарья до 2018 года — и обозначаем три основных проблемы: устаревшую материально-техническую базу, растущий дефицит кадров и проблему инфраструктуры и коммуникаций. Нужно развивать каналы информирования о творческих людях и проектах. Нужно соединять творца и почитателя его таланта. И деньги здесь — не главное, потому что денег всегда не хватает, главное — целеполагание.

— Какая роль в этом плане отводится строительству в Иркутске концертного зала? Денис Мацуев говорил о том, что он будет площадкой мирового уровня, не уступающей единственному подобному в России Концертному залу Мариинского театра.

— Концертный зал даст возможность Иркутску принимать в постоянном режиме звезд классической музыки. Сейчас фестиваль Мацуева принимает наш Музыкальный театр, который, конечно, может выделить для этого праздника 10 дней в году, но давно очевидно, что мест не хватает. Он нужен для фестивалей классической и оперной, камерной музыки и многих других проектов.

Сегодня нашему Губернаторскому симфоническому оркестру тесно в здании областной филармонии. Ясухиса Тойота /инженер-акустик работал над «Мариинским 3» и участвует в иркутском проекте — прим. ТАСС/ очень правильно указал, что звук столь мощного оркестра не просто заполняет весь этот зал, он подавляет зрителя. Это самый крупный проект, реализацию которого мы начинаем уже сейчас — ищем площадки, выбираем архитектора, но не единственный.

Сейчас в Иркутске завершено строительство 8-этажного здания областной публичной библиотеки имени Молчанова-Сибирского. Это уникальный для России объект, он реализован всего за 2 года и обошелся почти в 1 млрд рублей, около трети из них составила стоимость оборудования. Это позволило оснастить библиотеку всеми современными мультимедийными средствами, технологиями доставки книг — так называемый «телелифт», — сканирования, оцифровки фондов, удаления пыли и т.д. Всем этим мы хотели сами себе и всей стране доказать, что у российских регионов есть сегодня возможность создавать такие мощные информационно-просветительские центры.

По задумке, наша «Молчановка» должна стать «головным офисом» для сети всех муниципальных библиотек в регионе, житель любого поселка, или, по крайней мере, райцентра, должен иметь доступ к ее фондам. Здесь много технологических сложностей, прежде всего, с доставкой изданий. 2013-й год мы хотим сделать годом библиотек в регионе и планируем собрать на специальных семинарах в районах области всех до единого библиотекарей с тем, чтобы все эти вопросы решить.

— Виталий Владимирович, Вы затронули проблему единства культурного пространства. Площадь Иркутской области превышает площадь Франции, плюс невероятный по европейским меркам разброс населенных пунктов и транспортные проблемы…

— Из Иркутска в Ербогачен — из областного центра до районного /Катангский район на севере региона — прим. ТАСС/ — мы летим самолетом 2 часа 40 минут! Вот и вся история. Проблемы культурной коммуникации здесь не может не быть. Все жители Приангарья никогда не смогут приехать в Иркутск. Поэтому наша задача — на местах создать культурный продукт и среду, которая позволит вырасти замечательным музыкантам, художникам, писателям. Системы распределения кадров сейчас нет, и если когда-нибудь и удастся к ней вернуться, то очевидно, что в ее основе будет лежать не только и не столько экономические стимулы, а государственные интересы. Как сделать так, чтобы у человека появилось желание поехать работать с детьми в Ербогачен?

Маленький пример: оттуда сейчас уехал преподаватель фортепиано, и… половина музыкальной школы не может работать! Отправить в тайгу иркутянина почти нереально, поэтому там нужно выращивать свои кадры. Не просто выучить ребенка в музыкальной школе, отправить в музыкальное училище, забыть на 4 года и ждать, что он вернется, а сопровождать этих ребят, создать условия для того, чтобы они вернулись Их нужно-то единицы — они штучные люди!

В недавнем указе президента РФ, в котором сказано о повышении зарплаты работникам культуры, есть и другие реперные точки. Они определят развитие всей сферы культуры в стране на ближайшие годы. В частности, там сказано, к 2018 году нужно создать в малых городах России не менее 5 центров культурного развития. Что это такое, каждый может понимать по-своему. Я считаю, что школа искусств — один из них, еще четыре — это дом культуры, библиотека, музей и театр. Сейчас мы говорим о том, что нам нужен типовой проект здания для таких центров. Оно будет состоять из нескольких модулей: к дому культуры можно пристроить библиотеку и так далее.

У нас, к примеру, нет сейчас в Киренске районного дома культуры, потому что три деревянных здания ДК там в 90-е годы последовательно сгорели. А тот же Киренск или Усть-Кут — это города, лежащие на перекрестке транспортных путей, связывающих нас с Якутией, а через БАМ — с Бурятией и Читой, Приамурьем. Создание здесь современных культурных комплексов даст отдачу в плане активизации межрегионального обмена. В наших северных территориях, где будет позволять инфраструктура, мы будем реализовывать и межрегиональные проекты.

— Творческие коллективы региона продолжат гастролировать по отдаленным точкам региона?

— Да, на проект «Деятели культуры и искусства Приангарья — жителям региона» в следующем году выделяется 5 млн рублей. Он как раз позволяет наладить ту самую связь между творцом и аудиторией. Будут охвачены все территории: в каждую из них обязательно приедет филармония или театр, музей или библиотека вместе с профильными творческими союзами. Труппа нашего драмтеатра только что вернулась из гастролей по Израилю, куда они ездили со спектаклем по пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». То же самое они могут показать и покажут в любой отдаленной точке области. В этом смысл проекта. Жители самых отдаленных поселков области смогут увидеть то же, что видели москвичи или даже израильтяне.

— Центр Иркутска с его обилием деревянных памятников архитектуры входит в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. К 350-летию города по старинным чертежам отреставрировали 130-й квартал, так называемую «Иркутскую слободу». Что делать с остальным деревянным центром?

— Главная философская мысль квартала заключается в том, что иркутяне перестали воспринимать деревянные здания центра как проблему и убожество, которого надо стыдиться, они научились видеть их красоту. Изначально это коммерческий проект, ориентированный на самоокупаемость, он реализовывался на деньги бизнеса, музеи здесь соседствуют рядом с ресторанами и кафе. Если реставрация памятников на его территории контролировалась жестко, то нельзя сказать то же самое про так называемую средовую застройку, то есть про те здания, которые к уникальным объектам не относятся — ведь изначально это обычный жилой квартал старого Иркутска, правда, простоявший в таком виде почти 200 лет. Частный бизнес в силу отсутствия вкуса и желания максимально эффективно использовать каждый вложенный рубль позволял здесь себя определенную самодеятельность. В этом заключается моя главная претензия.

Дальнейшее развитие исторического центра Иркутска должно быть с учетом опыта, полученного на квартале. Я считаю, что часть его обязательно нужно сохранить как жилой сектор — что-то вроде деревянных таунхаусов. Это совершенная другая среда, другие коммуникации, нежели в многоквартирных многоэтажках, это среда частных домовладений, особняков, которая, конечно же, больше подходит Иркутску по духу.

Екатерина Слабковская

(ИТАР-ТАСС, Иркутск)

Архив эксклюзивных интервью в базе данных ИНФО-ТАСС по подписке

Источник: itar-tass.com

Добавить комментарий