Вместо Мацуева / Недавние концерты молодых пианистов А. Лубянцева и Ю. Фаворина показали, что новое поколение исполнителей ищет спасение в лирике

Вместо Мацуева / Недавние концерты молодых пианистов А. Лубянцева и Ю. Фаворина показали, что новое поколение исполнителей ищет спасение в лирике
Имена молодых пианистов Юрия Фаворина и Александра Лубянцева на устах у столичных меломанов звучат последние несколько сезонов. Особенно когда они выступают в различных залах Москвы с самыми разнообразными программами, являя публике какие-то новые стандарты исполнительского качества. Конец зимы столь наглядно срифмовал выступления этих музыкантов, что в пору начинать говорить о плеяде современных пианистов, наконец-то, пришедших на смену бездумным технарям, выказывающим себя вместо того, чтобы демонстрировать замысел композитора.
Имена молодых пианистов Юрия Фаворина и Александра Лубянцева на устах у столичных меломанов звучат последние несколько сезонов. Особенно когда они выступают в различных залах Москвы с самыми разнообразными программами, являя публике какие-то новые стандарты исполнительского качества. Конец зимы столь наглядно срифмовал выступления этих музыкантов, что в пору начинать говорить о плеяде современных пианистов, наконец-то, пришедших на смену бездумным технарям, выказывающим себя вместо того, чтобы демонстрировать замысел композитора.
Вместо Мацуева / Недавние концерты молодых пианистов А. Лубянцева и Ю. Фаворина показали, что новое поколение исполнителей ищет спасение в лирике

Имена молодых пианистов Юрия Фавори
Педаль для Брамса

Сначала я побывал на концерте Ю. Фаворина в Камерном зале Дома Музыки на прошлой неделе; программа его концерта была интересной и, для Москвы, нестандартной.

Неизвестные подробности конкурса Чайковского, рассказ о сестре Владимира Горовица, Фортепианной академии в Имоле (Италия) — всё это и многое другое в эксклюзивном интервью пианиста. Наш разговор начался с моих поздравлений и вопроса, как он оценивает конкурс Чайковского и своё выступление на нём. Александр Романовский: «Марафон только начинается…»

В первом отделении исполнялись фортепианная соната Брамса №2, соч.2 фа диез минор и Баллада №2 Листа, си минор. Оба этих произведения были сочинены в 1853 году. Брамс написал сонату, когда ему не было ещё двадцати лет, и издана она была по рекомендации Р. Шумана. А Лист уже был маститый композитор во всеоружии своего мастерства.

Фаворин хотел сопоставить эти романтические сочинения. Пылкий, порывистый Брамс и умудрённый жизнью трагический Лист. У пианиста отличный звук и блестящая техника. Он никуда не спешит, а играет вдумчиво, без ложной патетики, тогда как многие российские пианисты впадают в ложную патетику, особенно когда играют Листа и устраивают сплошные гонки.

Но Балладу почти никто и не играет, ибо в ней трудно «разогнаться», хотя, с другой стороны, она даёт возможности и для тех, кто любит сильно колошматить по клавишам. Но это не к Фаворину, который входит во внутренний мир играемых авторов весьма глубоко, как бы предлагая разделить радость общения с музыкой.

У него чёткая фразировка, насыщенный, но совершенно не грубый звук и отличное владение педалью, особенно важное для сонаты Брамса.

Так выходит, что за роялем сидит мыслитель и поэт. Хотя хотелось бы большей теплоты звука, особенно в медленных эпизодах «Баллады» и во второй части сонаты Брамса.

Во втором отделении пианист исполнял пять прелюдий Дебюсси. Звук был рафинированный, лёгкий, как бы тающий. Затем Фаворин сыграл парафраз Михаила Плетнёва на тему музыки балета П. Чайковского «Спящая красавица».

Сочинение яркое, виртуозное: в нём Плетнев попытался вместить много тем и мелодий Чайковского, которые сменяют друг друга. И задача исполнителя всё это привести в «норму», как-то упорядочить, чтобы донести до слушателей.

В сочинении Плетнёва много блеска, но всё это внешние эффекты, хотелось больше внутреннего тепла и красоты. Ведь партитура «Спящей красавицы» одна из лучших и, по-прежнему, совершенных, а Чайковский — один из самых «тёплых» авторов.

На бис пианист играл «Третий забытый вальс» Листа и этюд Прокофьева — виртуозно, но при этом с пониманием стиля.

Это одна из сильнейшей стороны Фаворина — понимание стиля исполняемой музыки, умение донести его к слушателю. Пианиста хочется слушать и слушать, он излучает какое-то обаяние.

Несоревновательный Чайковский

Через несколько дней в зале имени Чайковского играл любимец московской публики, лауреат конкурса имени Чайковского и Независимой премии московских музыкальных критиков Александр Лубянцев.

Харьков — Сидней — Москва. Именно так выглядит география долгого пути Александра Гаврилюка в столицу России. Пианисту всего 24 года, и его концертная деятельность только набирает обороты. Концертное расписание этого года жёсткое: пианист приглашён в Австралию, Канаду, Италию, Мексику, Израиль, Португалию, Россию, Соединённые Штаты Америки. На ноябрь с дирижёром Владимиром Ашкенази, который руководит сейчас оркестром в Сиднее, запланирована запись всех фортепианных концертов Прокофьева в исполнении Александра Гаврилюка. Александр Гаврилюк: «Особое свойство слуха. Особое свойство зрения»

Его игра вызывает восторги одних и непонимание других. Он выступал с Волгоградским симфоническим оркестром, который приехал на гастроли в Москву в связи со своим 25-тием.

Оркестром бессменно руководит Эдуард Серов, дирижёр ленинградской школы и воспитанник самого Е. Мравинского. Лубянцев играл Первый фортепианный концерт Чайковского, соч. 23., произведение, вышедшее за рамки фортепианного концерта и ставшее всемирным брендом. А в связи с конкурсом имени Чайковского оно приобрело и вовсе вселенские масштабы.

Обычно все играют этот опус очень громко, с бесконечным форте и в безудержных темпах. О музыке Чайковского, о его очаровательной лирике, о его нежности никто не думает. А ещё ведь при жизни композитора концерт переделывали, упрощали, сокращали и редактировали — все кому не лень.

Конечно, были выдающиеся исполнители этого сочинения — Э. Гилельс и пианисты игумновской школы — Л. Оборин, Я. Флиер и др. Тем более интересно было послушать как этот концерт играет такой самобытный пианист, как Лубянцев.

Во время конкурса он поразил публику (и обозлил членов жюри) изумительными и свежими трактовками многих заигранных сочинений, например «Ноябрь. На тройке» из «Времён года» Чайковского и «Мефисто-вальсом» Листа.

Невозможно забыть его Сонату №5 Скрябина. Когда он играл её, рядом со мной сидевшая помощница члена жюри Фрейре крикнула: «Это гениально. Это нельзя себе даже представить!».

Исполнение фортепианного концерта Чайковского А. Лубянцевым поразило всех своей искренностью, лиричностью и неожиданным нестандартным подходом к музыке.

Исповедь композитора, исполненная исполнителем тонко, умно и очень просто. Музыка Чайковского преобразилась под его пальцами: спокойное течение музыки, нет внешнего блеска, есть внутренняя радость и блаженство от игры.

Максимум одно форте в динамических эпизодах, но много прекрасных оттенков меццо-форте и пиано. Никакого громыхания и аккордовой вязи.

Лубянцев сбросил имперскую мишуру с концерта и вернул эту музыку в её подлинное лирическое русло. Вторая часть концерта звучит как настоящий ноктюрн: всё пело, а звук и бесконечное легато пианиста казались беспредельными.

Вспоминается исполнение Лубянцевым на конкурсе Романса Чайковского, соч.5 — по красоте тона и глубине это было абсолютно гениально.

Третья часть концерта, которая обычно исполняется быстро и поверхностно, Лубянцев же трактует финал как песнь торжествующей любви.

Оркестр Волгоградской филармонии не всегда поддерживал замысел пианиста, очень жаль, уж очень необычна была трактовка Лубянцева. Но своей волей и творческой настойчивостью Лубянцев одержал победу.

Жа, за роялем сидел очевидный лирик! И именно за это публика поддержала пианиста. Всё воспринималось как будто премьера, как возвращение «нашей любви» после долгих странствий.

На бис пианист сыграл Ноктюрн Шопена до минор (элегантно и стильно), а затем «Наваждение» Прокофьева по-молодецки ярко и с виртуозным блеском.

Наконец-то, великий концерт Чайковского занял настоящее место среди величайших сочинений этого жанра, а не так, как это принято в спортивных рубриках — выше, громче и быстрее.

За прошедшее после конкурса время Лубянцев вырос в настоящего мастера. История всегда всё расставляет по своим местам рано или поздно, но справедливо.

Это крайне важно, что на российском пианистическом олимпе появились новые молодые и настоящие пианисты-музыканты, для которых на первом месте суть замыслов композитора и Музыка, как творческое явление, а не как спорт. Бог им в помощь!

Источник: chaskor.ru

Добавить комментарий