Малоизвестный Чайковский на сцене Большого

Малоизвестный Чайковский на сцене Большого
В это трудно поверить, но, оказывается, до сих пор в наследии великого русского композитора Петра Ильича Чайковского есть сочинения, малоизвестные широкой публике. К их числу принадлежит редко исполняемая опера «Чародейка», которую под занавес этого сезона на своей исторической сцене поставил Большой театр.

Премьерные показы пройдут с 26 июня по 1 июля, а генеральная репетиция полузабытого произведения, состоявшаяся в минувшую субботу, собрала аншлаг и завершилась 10-минутной овацией.

В это трудно поверить, но, оказывается, до сих пор в наследии великого русского композитора Петра Ильича Чайковского есть сочинения, малоизвестные широкой публике. К их числу принадлежит редко исполняемая опера «Чародейка», которую под занавес этого сезона на своей исторической сцене поставил Большой театр.

Премьерные показы пройдут с 26 июня по 1 июля, а генеральная репетиция полузабытого произведения, состоявшаяся в минувшую субботу, собрала аншлаг и завершилась 10-минутной овацией.

Малоизвестный Чайковский на сцене Большого

Не исключено, что многие зрители были привлечены именем Чайковского. Согласно расхожему мнению, он просто не мог написать плохую музыку. Между тем, «Чародейку» принято считать не самой удачной оперой великого композитора, хотя само он был уверен в обратном, сообщает ИТАР-ТАСС. «Никогда с таким старанием я не работал, как над „Чародейкой, — признавался Чайковский. — Я знаю, что когда-нибудь она свое возьмет“.

Сюжетом оперы послужила трагедия известного драматурга XIX века Ипполита Шпажинского. Основанная на нижегородском предании, она повествует о хозяйке заезжего двора Настасье, прозванной Кумой. Никто не может устоять от ее чар, даже суровый местный князь. О его влюбленности узнает супруга, а потом и сын — молодой княжич, который решает убить Куму. Но увидев ее, сам влюбляется до беспамятства, и чувство это оказывается взаимным. Княгиня берется мстить за мужа и сына, ради спасения чести семьи она готова пойти на преступление. Но, отравив Настасью ядовитым питьем, она не добивается счастья. Более того, в одночасье княгиня теряет всю свою семью: муж из ревности убивает сына-соперника, а сам лишается рассудка.

Впрочем, такая лихо закрученная интрига не облегчила путь оперы к зрителям. Работа над «Чародейкой» была закончена весной 1887 года, ее премьера состоялась в Мариинском театре 20 октября того же года и имела успех. Однако опера продержалась на петербургских подмостках лишь до конца сезона и была снята с репертуара. В Большом театре ее и вовсе показали лишь раз — 2 февраля 1890 года.

Вторая постановка «Чародейки» в Большом театре состоялась уже после смерти Чайковского — в 1916 году. Ее инициатором выступил дирижер Вячеслав Сук. Спектакль выдержал всего 16 представлений.

Наконец, третью — самую заметную — постановку «Чародейки» Большой театр осуществил в 1958 году. Дирижером-постановщиком был Евгений Светланов, режиссером — маститый Леонид Баратов, декорации создавались по эскизам Народного художника СССР Федора Федоровского. Спектакль прошел 49 раз, он был в репертуаре до 1965 года.

Возродить недооцененный шедевр на прославленных подмостках взялась примечательная постановочная команда. Возглавил ее маэстро Александр Лазарев, который с 1987 по 1995 год был художественным руководителем ГАБТ, а ныне вернулся туда в качестве приглашенного дирижера с конкретным предложением — непременно поставить «Чародейку». Эту оперу, наделенную шекспировскими страстями и потрясающую в музыкальном отношении, маэстро считает «очень благодатной для оперной труппы Большого театра».

Оформил спектакль Народный художник СССР Валерий Левенталь. Он служил в Большом в течение 30 лет и внес весомую лепту в создание репертуарного фонда театра — как оперного, так и балетного. Режиссер спектакля — Народный артист России Александр Титель, ранее более 20 лет руководивший оперной труппой Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Вместе это постановочное трио собирается уже не впервые. В 1990 году Лазарев, Титель и Левенталь выпустили в Большом театре премьеру опять-таки не самого популярного произведения музыкальной классики — оперу «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова. И их ждал успех. Этот яркий сказочный спектакль любила публика в Москве и одобрили зрители на Эдинбургском фестивале.

О новой работе творческого триумвирата уже начинает складываться коллективное мнение. Так, после генеральной репетиции академик Российской академии художеств Виктор Ванслов сказал, что хорошо помнит «Чародейку» 50-летней давности. «Нынешний спектакль — не вымученная и надуманная модернизация, а подлинная современность, соответствующая музыке и сути произведения», — поделился он своими впечатлениями.

Один из участников спектакля, знаменитый бас Владимир Маторин признал, что «постановка трудная, она должна дозреть и пройти испытание публикой». По его словам, радует то, что Большой театр возвращает в свой репертуар русскую оперную классику. Он очень надеется, что «Чародейка» станет украшением афиши ГАБТа.

Источник: vesti.ru

Добавить комментарий