Станислав Стремидловский: Отчего украинская элита отрекается от своих отцов-основателей — Сталина и Кагановича

24 августа Украина отмечает День независимости. В этот день в 1991 году Верховный совет УССР принял Акт провозглашения независимости Украины, который 1 декабря 1991 года был подтвержден в ходе всеукраинского референдума. Будут привычные торжества, поздравления высокопоставленных политиков и, конечно, танцы в вышиванках. Не обойдется дело без того, чтобы вспомнить исторических персонажей, которые, по версии украинской элиты, активно боролись за создание Украинского государства.

24 августа Украина отмечает День независимости. В этот день в 1991 году Верховный совет УССР принял Акт провозглашения независимости Украины, который 1 декабря 1991 года был подтвержден в ходе всеукраинского референдума. Будут привычные торжества, поздравления высокопоставленных политиков и, конечно, танцы в вышиванках. Не обойдется дело без того, чтобы вспомнить исторических персонажей, которые, по версии украинской элиты, активно боролись за создание Украинского государства.

Пантеон героев уже практически определен, возглавляет его председатель Украинской Народной Рады Михаил Грушевский, заявивший в ходе переговоров по Брестскому миру в январе 1918 года о принятии IV Универсала, которым провозглашалось независимость Украины. Кто такой Михаил Грушевский для украинской элиты, можно судить по заметкам академика НАН Украины, директора Института литературы им. Тараса Шевченко НАН Украины, в прошлом — вице-премьера по гуманитарным вопросам Николая Жулинского. Процитируем его недавнюю статью в газете «День»: «Михаил Грушевский — самый выдающийся украинский интеллектуал, патриарх украинской историографии. Поэтому логично, что первый украинский революционный парламент — Центральная Рада — избирает Михаила Грушевского председателем. Избирает заочно, потому что он проживает еще в Москве после возвращения из ссылки в Симбирск, куда его отправила российская жандармерия, обвинив в австрофильстве и причастности к созданию сечево-стрелецких военных формирований. Через шесть дней после избрания руководителем высшего представительского органа Украины, а именно 6 марта 1917 г., один из главных идеологов украинской национально-освободительной революции, творец ее концептуальных принципов возвращается из Москвы в Киев. Вдохновенно работает над своеобразным политическим завещанием, которому дает название „На пороге Новой Украины“. Рукопись этого сборника статей-размышлений о планах, задачах и обязанностях украинцев в государственном строительстве и о путях и формах национального, культурного и духовного возрождения Михаил Грушевский потеряет во время большевистской агрессии на Украину 5 января 1918 года. Его дом в Киеве, построенный на наследство отца, большевистская артиллерия зажигательными снарядами разрушит почти до основания. В огне, как писал М. С. Грушевский, „сгорели мои рукописи и материалы, библиотека и переписка, коллекции украинских древностей, что собирал я столько лет, собрания ковров, вышиванок, оружия, посуды…“ В этом огне сгорели и надежды главы Центральной Рады на украинско-российский „совместный революционный фронт“ — на федеральный союз с Россией, революционные большевистские круги которой „проявили себя твердоголовыми централистами и объединителями“.

Прежде поправим — домик Михаила Грушевского сгорел во время налета на Киев в январе 1918 года не большевиков, а эсера Муравьева, который, к слову, большевиками был позже расстрелян, в том числе, за зверства в отношении мирных жителей Украины. И налет тот был не 5, а 24 января. Но это частности. Гораздо интересней те недоговорки, которые академик Николай Жулинский оставляет в своем тексте. Ведь, по большому счету, в пантеоне национальных героев Украины наряду с Михаилом Грушевским должны стоять Иосиф Сталин и Лазарь Каганович, отцы-основатели нынешнего украинского государства и тем более — украинской интеллигенции.

Современная Украина в самопрезентации ее ньюсмейкеров — удивительное дело. Доходящий до карикатурного антикоммунизм сочетается с большевистской ментальностью глав политических партий, чиновников от власти, лидеров общественных организаций, деятелей культуры. Большевизм был заложен в умы украинских интеллектуалов достаточно давно. На начальном этапе распада Российской империи на Украине к власти пришли те же социалисты, часть которых была отягощена синдромом национализма. Причем, этот национализм опирался исключительно на сельские малограмотные слои. Города выступали носителями более высокой культуры, в которых общение велось на русском, польском, еврейском языках, украинский присутствовал в гораздо меньших пропорциях. Это неудивительно. Так, в Киеве в 1917 году проживало 50% русских, 18,6% евреев, 9,1% поляков и лишь 16,4% украинцев. Однако городское население находилось в явном меньшинстве. Потому-то во главе последующих режимов, сменяющих друг друга на Украине, за исключением, пожалуй, гетманата Павла Скоропадского, оказывались хлопманы из социалистов и большевиков. Например, после основания 17 марта 1917 года Украинской Центральной Рады, во главе которой стал Михаил Грушевский, уже 9 августа в УЦР появилась весьма влиятельная фракция большевиков.

Украинские социалисты-националисты, что УЦР, что Директории Симона Петлюры тут же принимались за «украинизацию» городского населения, заставляя местных лавочников в три дня менять написание вывесок магазинов с русского на украинский язык. Страсть к подсчету вывесок на государственном языке, кстати, сохранилась у нынешних активистов национальных движений и по сей день. Особенно их огорчает в этом смысле Крым. «Украинизация» велась настолько бесцеремонно, что этим впоследствии возмущался даже Павел Скоропадский. «Они (петлюровцы — С. С.) всех за один день перекрещивают в украинцев, — говорил гетман. — В результате вместо приобщения к Украине неукраинских масс, они воспитывают в них ненависть даже среди тех людей, которые до того времени были скорее сторонниками этой идеи и считали теории создания Украины действительно справедливыми и имеющими законное жизненное основание». Заметим, современная украинская элита фигуру Павла Скоропадского либо обходит стороной, либо уничижает в сравнении с Симоном Петлюрой, хотя Петлюра в отличие от Скоропадского был готов отдать Польше четверть территории Украины, лишь бы удержать власть.

Столь же ярую политику «украинизации» спустя несколько лет начали проводить на Украине большевики. Уже в 1918 году они приступают к реализации «проекта Украина», рассчитывая с его помощью воздействовать на Германию и Польшу. С подачи Иосифа Сталина проводится политика «корениизации», которая на Украине трансформируется в «украинизацию». 1 августа 1923 года ВУЦИК и СНК УССР принимают постановление «О мерах по обеспечению равноправия языков и о содействию развития украинского языка». Сталин меняет противника «украинизации», секретаря ЦК КП (б) Эммануила Квиринга на Лазаря Кагановича, который активно внедряет сталинскую политику по выдавливанию русского языка на Украине. Что в итоге? Лазарь Каганович добился огромных успехов. К концу 1927 года правительственный документооборот на украинском языке дошел до 70% против 20% в начале украинизации. На украинском языке публиковалось более половины книг, 80% периодических газет, 92% первоклассников начали обучение в украинских классах.

Действия Сталина-Кагановича вызвали бурное одобрение как местных большевиков-националистов, так и деятелей эмиграции. Но самый важный альянс между московскими стратегами и украинскими мечтателями закрепился в лице Иосифа Сталина и Михаила Грушевского. Кремлевский горец переманил Грушевского обратно на Украину в 1924 году. И большевики с лихвой компенсировали ему «сгоревший домик». В Киеве члену Всеукраинской академии наук Михаилу Грушевскому был передан для проживания особняк Беретти в центре города по улице Владимирской, 35. Под него создается специальная кафедра и историческая секция, печатные издания. Причем, финансирование деятельности Грушевского шло не из бюджета ВУАН. А в 1929 году Грушевского избрали в АН СССР.

Взамен Сталин попросил академика помочь ему «разобраться» с коллегами по ВУАН, представлявшими тот слой украинской интеллигенции, которая выступала против поспешной и бездумной «украинизации». Не без помощи Михаила Грушевского в 1930 году в Харьковском оперном театре с 9 марта по 19 апреля 1930 года прошел процесс над так называемым «подпольным контрреволюционным „Союзом освобождения Украины“ во главе с вице-президентом ВУАН, историком литературы Сергеем Ефремовым. Члены СОУ получили тогда от 3 до 10 лет тюремного заключения.

Вот почему так удивительны ныне поступки украинской элиты, выводящей свое родство от Михаила Грушевского, но забывающей об отцах-основателях — Иосифе Сталине и Лазаре Кагановиче. Такое презрительное отношение к собственным «родителям» грозит бедой — мертвые, и образованные украинцы, знакомые с национальной литературой, знают это, способны отомстить проклинающим их потомкам. Как говорится, я тебя породил, я тебя и убью. Разумеется, есть и иной вариант развития событий. Однако для того украинская элита должна понять, где ее настоящие корни, и вспомнить настоящих предков, которые хотели видеть свою страну свободной, независимой и процветающей в союзе с родственными народами родственной веры.

Станислав Стремидловский — политолог, главный редактор газеты «Цена вопроса»

Источник: regnum.ru

Добавить комментарий