Чеховский фестиваль: «гага», Кафка и немного Шекспира

Чеховский фестиваль: «гага», Кафка и немного Шекспира
Что интересного преподнес столичным театралам XI Международный фестиваль имени Чехова (19 мая-14 июля), чем удивил?

— Международный фестиваль имени Чехова: впечатляющий юбилей

Что интересного преподнес столичным театралам XI Международный фестиваль имени Чехова (19 мая-14 июля), чем удивил?

— Международный фестиваль имени Чехова: впечатляющий юбилей

Чеховский фестиваль: «гага», Кафка и немного Шекспира

Прежде всего — хореографией. Организаторы Чеховского фестиваля в нынешнем году представили сильную, разнообразную танцевальную программу. Открыл ее впервые приехавший на московский форум знаменитый израильский хореограф Охад Наарин, известный миру как создатель собственного языка движений — «гага». Страсть, чувство, раскрепощение до степени эпатажа — вот что главное в языке «гага». Танцоры из труппы «Батшева данс компани», которых привез Наарин, даже репетируют не так, как все: они тренируются в залах без зеркал. «Зеркала хороши разве что для дантистов и парикмахеров», — шутит Охад Наарин:

«Я хочу убедить всех танцоров и хореографов: разбейте зеркала! Избегайте их. Идея репетировать перед зеркалом досталась нам в наследство, и надо признать, что это плохая идея. Хотя танец в большой степени зависит от формы, главное не то, как он смотрится, а то, какие эмоции он вызывает».

Ну а британский хореограф Мэтью Боурн, неоднократный участник Чеховского фестиваля, сразил поклонников очередным изыском: вампирской сказкой «Спящая красавица» на музыку Чайковского. Зрители, особенно молодые, не скрывали восторга, спектакли шли с аншлагами. Впрочем, несколько лет назад от «Лебединого озера» Мэтью Боурна в исполнении мужской балетной труппы шума было больше… Ну и, наконец, Сильви Гиллем — первая французская балерина современности. Она привезла в Москву несколько великолепных одноактных спектаклей. «Пожалуй, именно она стала главной звездой нынешнего фестиваля», — сказала в интервью «Голосу России» российский театральный критик Елена Дьякова:

«Хореография Сильви Гиллем несет в себе такое пронзительное послание, какое содержит не всякий драматический спектакль. И я бы даже сказала — не всякая поэма. Это было замечательно!»

Впрочем, драматические постановки, включенные в программу Чеховского фестиваля, не уступали хореографическим в экстравагантности и накале эмоций. Например, «Процесс» — спектакль по Кафке немецкого режиссера Андреаса Кригенбурга. Он необычайно образно описывает процесс утверждения тоталитаризма в обществе и в сознании отдельно взятого человека: посреди сцены — большая наклонная воронка, похожая на глаз, и действие разворачивается то внутри нее, то за пределами… Или спектакль российского режиссера Дмитрия Крымова «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Да, именно так — смешение двух произведений! Все представление Крымова построено на материале единственной сцены из комедии «Сон в летнюю ночь» — той, где ремесленники ставят любительский спектакль. Версия режиссера связана не столько с героями Шекспира, сколько с театром, его непростой закулисной жизнью. Спектакль начинается с того, что рабочие сцены тащат через зрительный зал бутафорские деревья и фонтан, который заливает публику совсем не бутафорской водой. «Театр — прежде всего эксперимент!» — заявил в интервью «Голосу России» Дмитрий Крымов:

«Театр — вещь очень таинственная. Это не в рамочке играют актеры. Это что-то намного большее. И где границы этого современного понимания театра, никто, в общем, не знает. Все куда-то двигаются. Кто толчется посередине — там скучно. А мы хотим риска… Мне нужно обязательно коснуться чего-то, чтобы человек вздрогнул. Скорее, не от знания, а от чувства, может быть, даже не понимая, куда его укололи».

Не отказались организаторы XI Чеховского фестиваля и от «козыря» предыдущих лет — так называемого нового европейского цирка. Он был представлен замечательными исполнителями, внуками великого Чарли Чаплина Джеймсом и Аурелией Тьере. Они филигранно совмещают драму с цирковыми трюками. Всего же за время фестиваля в Москве было показано 59 представлений. Все самое современное, лучшее, актуальное. Как и положено одной из мировых театральных столиц.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий