13 марта отмечает 96-й день рождения выдающийся писатель, автор «Дяди Степы» и трех гимнов нашей страны, драматург и киносценарист Сергей Владимирович Михалков. Несколько поколений советских и российских детей обязаны ему множеством замечательных стихов.
13 марта отмечает 96-й день рождения выдающийся писатель, автор «Дяди Степы» и трех гимнов нашей страны, драматург и киносценарист Сергей Владимирович Михалков. Несколько поколений советских и российских детей обязаны ему множеством замечательных стихов.
Сегодня многим первым читателям Михалкова уже под 70, а его книги по-прежнему печатаются крупными тиражами. Сам писатель называет себя миллионером, однако его богатство выражается не в деньгах, а в количестве выпущенных им книг. «За все время их напечатано 250 миллионов экземпляров. Бабушки и дедушки, которые сами читали их в детстве, теперь покупают мои книжки внукам», — говорит он.
В свой день рождения Сергей Владимирович планирует собрать вместе всю блистательную династию Михалковых-Кончаловских, в которую помимо двух сыновей — знаменитых режиссеров Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова, входят десять внуков и уже почти столько же правнуков.
Начинающий поэт
В свои 96 Сергей Михалков сохранил воспоминания и о царской России, и о революции. В литературу он пришел рано: когда Михалкову было 15 лет, его стихотворение «Дорога» появилось в журнале «На подъеме» (Ростов-на-Дону). «Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи»,- писал тогда Сергею Михалкову секретарь редакции журнала.
Когда семья переехала в Пятигорск, начинающий поэт был зачислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей, и его стихи стали появляться на страницах пятигорской газеты «Терек».
Родители поддерживали увлечение сына. Когда ему исполнилось 17, его отправили в Москву. Однако писательский заработок был настолько мал, что Михалкову приходилось несколько лет работать чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, пишет peoples.ru.
С 1933 года песни Михалкова стали не только печатать в прессе, но и исполнять на эстраде. В копилке писателя появились первые премии, полученные на различных литературных конкурсах.
По словам Михалкова, в те годы его стихи были похожи на стихи многих молодых поэтов. Но со временем писатель смог найти свой голос. Однажды он написал стихотворение для детей «Три гражданина», которое было напечатано в журнале «Пионер». Вскоре родился веселый «Дядя Степа», появились «Мы с приятелем», «Упрямый Фома» и др. Окончательно определили литературную судьбу Михалкова такие писатели, как Самуил Маршак, Агния Барто и Корней Чуковский.
Наталья Кончаловская
В 1936 году Сергей Михалков познакомился со своей первой женой – Натальей Петровной Кончаловской — писательницей, внучкой художника Сурикова.
«Все случайное оказывается закономерным, — рассказывает Михалков в интервью “Комсомольской правде”. — В 1936 году меня пригласили в дом Петра Петровича Кончаловского. И там я встретил Наталью Петровну. Она была старше меня на 10 лет. Мне было 23 года, ей — 33. Я уже писал, печатался, у меня вышел первый вариант “Дяди Степы”. В общем, я влюбился. С приятелем уехал в Харьков и оттуда из гостиницы позвонил ей в Москву со словами: “Я не могу без тебя. Я возвращаюсь к тебе с тем же вопросом: пойдешь ли ты за меня замуж?” Она согласилась. Я ей тоже чем-то нравился. Молодой, успешный… Мы стали жить вместе. Друг другу читали то, что мы пишем. Она меня критиковала, я ей давал советы…».
Военный корреспондент
С первых дней войны Михалков начал работать в качестве военного писателя-корреспондента сначала на Южном фронте в красноармейской газете «Во славу Родины», а затем в газете «Сталинский сокол». Ему приходилось писать и очерки, и политические стихи, и юмористические рассказы, и даже листовки для партизан.
«Мне никогда не забыть морозной ночи на полевом аэродроме, когда я с непередаваемым волнением провожал на боевое задание летчиков Северо-западного фронта. На борт самолетов погружали пачки листовок… Это были мои стихотворные послания к нашим партизанам», — вспоминает Михалков.
Впоследствии из этих публицистических стихотворений в 1944 году родилась «Быль для детей».
Сталин — Михалкову: «Мы нахалов не любим»
В этом же году правительство приняло решение вместо «Интернационала» создать новый Государственный гимн СССР. Михалков и Габриэль Аркадьевич Уреклян (печатавшийся под псевдонимом Г. Эль-Регистан) должны были стать его авторами.
Писатели работали над текстом до поздней осени, однако первой версией гимна Сталин был недоволен. Как рассказывает сам Михалков в интервью «Комсомольской правде», ночью, когда авторы гимна сидели дома за чайным столом, их разговор прервал телефонный звонок: «Сейчас с вами будет говорить товарищ Сталин!»
— Надеюсь, не разбудил? (знакомый голос с явным грузинским акцентом)… Прослушали мы сегодня гимн. Куце получается.
— Как понять, товарищ Сталин?
— Мало слов. Ничего не сказано о Красной Армии. Надо добавить еще один куплет. Отразить роль нашей армии в героической борьбе против захватчиков. Показать нашу мощь и веру в победу.
— Когда это нужно? — спрашиваю я.
— Когда напишите — пришлите. А мы — посмотрим, — сухо ответил Сталин и положил трубку.
Писатели сочиняли новый гимн всю оставшуюся ночь, а к концу следующего дня текст был готов. Когда их пригласили в Кремль, Сталин представил новый список поправок, с которыми Михалкову и Г. Эль-Регистану пришлось работать прямо там. Окончательный вариант гимна был положен на музыку «Гимна партии большевиков».
Чтобы отметить создание нового гимна, авторов пригласили в гостиную правительственной ложи, где был щедро накрыт стол. Михалков до сих пор в подробностях вспоминает об ужине со Сталиным: «После очередного тоста, а их было немало, Сталин повернулся ко мне и сказал:
— Не надо пить до дна за каждый тост. С вами неинтересно будет разговаривать. И не робейте!
— Я не робею, товарищ Сталин!
— Мы нахалов не любим, — продолжал Сталин, — но и робких тоже не любим. Вы член партии?
— Беспартийный.
Сталин помолчал и заметил:
— Это ничего. Я тоже был беспартийный».
Второй и третий гимн
В середине семидесятых Сергею Михалкову было доверено создание второй редакции Государственного Гимна СССР. Из старого текста нужно было убрать имя Сталина и внести другие коррективы в соответствии с текущим моментом. С этой задачей поэт справился блестяще, и как говорили тогда современники, Гимн перестал быть «песней без слов» (так его называли со времен XX съезда КПСС, на котором был разоблачен культ личности «верного ленинца»).
Вряд ли Михалков мог тогда предполагать, что через двадцать лет ему придется писать новый гимн, но уже в государстве с другим названием. А между тем, это произошло: 1 января 2000 года гимн России, созданный Михалковым, зазвучал на всю страну.
Писатель – ребенок в душе
Михалкова по праву называют самым титулованным российским советским писателем. Он — кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Герой Социалистического Труда и лауреат множества премий. В прошлом году Михалков был удостоен ордена Святого Апостола Андрея Первозванного .
В нынешнем году Сергей Владимирович номинирован на премию Астрид Линдгрен, учрежденную правительством Швеции после смерти выдающейся детской писательницы в январе 2002 года, сообщают «Вести.Ru». По словам Михалкова, он всегда высоко ценил творчество шведской писательницы, обладавшей необыкновенным талантом понимать детей.
Сегодня Сергей Владимирович живет со своей второй супругой Юлией Субботиной, на которой женился тринадцать лет назад. Его первой супруги – Натальи Кончаловской – не стало, когда ей было 85.
«В первом браке я был на десять лет моложе своей жены. А во втором — на сорок семь лет старше, ведь Юле в день свадьбы было тридцать шесть. И как тогда, в далекие-далекие тридцатые, друзья и знакомые сомневались в прочности моей первой женитьбы, так спустя шестьдесят лет, в 1990-е годы, когда мы с Юлей поженились, уже другие друзья и другие знакомые тоже высказывали сомнения относительно надежности нашего брака при столь существенной разнице в возрасте», — говорит Сергей Владимирович.
Со своим внуком, режиссером Егором Кончаловским , Михалков в очень хороших отношениях. Тот говорит, что его великий дедушка в душе так и остался школьником.
Сам Михалков признается, что, несмотря на все многообразие творческих интересов, главным делом его жизни является поэзия для детей. Причины огромной популярности у детей писатель до сих пор не может понять: «Не я выбрал детей, а дети выбрали меня. Почему? Для меня это тайна».
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник: ria.ru