«Коляда-театр» учит социальному состраданию

«Коляда-театр» учит социальному состраданию
Для слушателей старше 16 лет.

Новости

С 5 по 10 февраля в Пскове на сцене областной филармонии в двадцатый раз пройдет Пушкинский театральный фестиваль. На него приедут театры из Петербурга, Москвы и Вологды. Леонид Мозговой (известный по фильмам Александра Сокурова) представит моноспектакль «Пушкин и другие». «Пиковую даму» Театра на Литейном покажет знаменитый актер Игорь Ларин. «Евгения Онегина» и «Руслана и Людмилу» сыграют студенты петербургской и московской театральных школ.

Для слушателей старше 16 лет.

Новости

С 5 по 10 февраля в Пскове на сцене областной филармонии в двадцатый раз пройдет Пушкинский театральный фестиваль. На него приедут театры из Петербурга, Москвы и Вологды. Леонид Мозговой (известный по фильмам Александра Сокурова) представит моноспектакль «Пушкин и другие». «Пиковую даму» Театра на Литейном покажет знаменитый актер Игорь Ларин. «Евгения Онегина» и «Руслана и Людмилу» сыграют студенты петербургской и московской театральных школ.

«Коляда-театр» учит социальному состраданию

Детям покажут кукольные спектакли — «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» и » Сказку о попе и работнике его Балде». Художественный руководитель Пушкинского фестиваля Владимир Рецептер (актер, режиссер, литератор и педагог) представит на фестивале две работы своего театра «Пушкинская школа». Одна называется «Странные женщины», вторая — «Хроника времен Бориса Годунова».

В середине февраля в Москву приедут первые номинанты российской национальной театральной премии «Золотая маска». 15 и 17 февраля Мариинский театр представит на сцене Большого театра две оперы — «Пеллеаса и Мелизанду» Клода Дебюсси и «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха. Дирижирует сам маэстро Валерий Гергиев.

Автор спектакля «Пеллеас и Мелизанда», режиссер Английской национальной оперы Даниэл Креймер, уже работал в Мариинском театре над «Поворотом винта» Бриттена, и его спектакль был удостоен премии «Золотая маска». А «Сказки Гофмана» поставил самый молодой из российских оперных режиссеров Василий Бархатов. Его спектакли многократно были представлены на соискание «Золотой маски» и в разные годы получали награду в разных номинациях.

27 и 28 февраля московская «Геликон-Опера» представляет премьеру спектакля «www.Nibelungopera.ru» в постановке художественного руководителя театра Дмитрия Бертмана. Спектакль посвящен 200-летию Рихарда Вагнера. В него включены вокальные и симфонические фрагменты из всех опер великого немецкого композитора, включая столь редкие, как «Феи», «Риенци», «Запрет на любовь» и «Парсифаль».

Гастроли

В течение 10 дней в московском театральном центре «На Страстном» гостил екатеринбургский «Коляда-театр» — театр драматурга, актера и режиссера Николая Коляды. Театр был создан в 2002 году, сейчас в его репертуаре 45 спектаклей, многие из них в разные годы были номинантами и лауреатами российской национальной премии «Золотая маска».

Театр приезжает на большие гастроли в Москву регулярно: в 2008 году выступал на «Другой сцене» «Современника», в 2010-м и 2011-м, как и теперь, — в центре «На Страстном». Тогда показал шесть спектаклей, теперь — 13. Они поставлены в основном по классическим пьесам. Из пьес самого Николая Коляды в афишу вошли «Баба Шанель», «Всеобъемлюще» и «Большая советская энциклопедия».

Сложно подсчитать, сколько театров ставили его пьесы, во всяком случае, в 1994 году их хватило на огромный персональный фестиваль, который прошел в Екатеринбурге. В нем участвовало 18 театров из разных стран мира. На вопрос, почему «Коляда-театр» в этот раз привез в Москву больше классики, его художественный руководитель отвечает:

«Я боюсь, что если на афише будет написано „пьеса Коляды“, зрители не придут. На Шекспира, на Чехова, на Теннеси Уильямса билеты покупают лучше. Могу показать бумагу из кассы, что было продано перед началом гастролей: „Маскарад“ и „Слуга двух господ“ — полностью, „Гамлет“ и „Король Лир“ — тоже хорошо, а „Большая советская энциклопедия“ — не очень, на „Всеобъемлюще“ продано только 80 билетов.

Не могу же я сказать, что зрители — дураки. Публика платит, ее нужно ценить и уважать. Выходишь на поклоны, смотришь в зрительный зал — одни бабы сидят. У них колокольчик в душе поет, жить и любить хочется. Они придут в театр — посмеются, поплачут. Я ставлю спектакли для публики, которой хочется красивую историю, пусть из нашей жизни. Но это не значит, что я угождаю кому-то. Это — для того, чтобы им полегче было жить, этим бабешкам, которые тянут на себе всю Россию».

Вопреки тому, что говорит художественный руководитель театра Николай Коляда, в Москве на его спектаклях было очень много молодых зрителей. На вопрос, кто для него важнее, Коляда-режиссер или Коляда-драматург, отвечает:

«Я просто делаю, да и все. Иначе будет, как с той сороконожкой, которая задумалась, с какой ноги шагать. Если я задумаюсь, что делает моя сорок пятая лапка, то остановлюсь. Продолжаю делать свое дело, как мне хочется, как я вижу — чтобы все было живое, настоящее.

Четвертого декабря мне исполнилось пятьдесят пять лет. Часто бывает: ложишься спать, включаешь ночник, смотришь в беленый потолок и думаешь, зачем ты жил, куда все ушло. Почему у меня в душе колокольчик поет, как будто мне пятнадцать, а зеркало показывает какую-то страшную старческую физиономию? Я хочу жить, любить, плясать, радоваться жизни, а мне сообщают, что через пять лет пора на пенсию. Какая пенсия? Вы о чем говорите, товарищи?!».

Николай Коляда — автор чуть ли не сотни пьес. Все они изданы, переведены на европейские языки, их играют театры всего мира. Его произведения всегда связаны с традициями русской литературы и христианской моралью. В его пьесах никто не сводит счеты с прошлым. В них показано, конечно, как калечила людей «хрущебная» жизнь. Но сами люди вспоминают о прошлом как о молодости, любви и о том времени, когда еще были живы мамы.

Коляда — певец социального сострадания, в его пьесах выведены люди из народа, которых он знает, которым сочувствует. Коляда-режиссер противопоставляет реальную жизнь навязчивому рекламному идеалу, настоящих людей — глянцевым идолам, красоту души — красоте тела.

Когда он ставит спектакли по классическим текстам, в них все равно действуют те же люди, что и в его пьесах. Даже в «Ромео и Джульетте» персонажи кажутся современными подростками. А царство Лира вовсе напоминает джунгли, в которых водятся звероподобные существа. И только избранным удается произойти от обезьян. Очень часто в спектаклях Коляды дикари преображаются, варвары цивилизуются, язычники становятся христианами. И все это — благодаря любви.

Театр Коляды — первый частный театр России. Он находится в центре Екатеринбурга в деревянном доме XIX века. Когда театр в него заселялся, не было ни воды, ни отопления. Все делали своими руками. Живут и по сей день трудно, как понятно из рассказа Николая Коляды:

«У нас в штате 65 человек. 35 артистов, как в большом городском театре, и 30 человек обслуживающего персонала. Уборщицы, кассиры, гардеробщицы, четверо костюмеров, потому что костюмов у нас много, я ведь люблю массовые спектакли. В зале 62 места, а на сцене — 40 человек. Все делаем вместе. Похороны, свадьбы, дни рождения детей — мы всегда вместе.

В театре очень важно, чтобы артистка артистке не сыпала битое стекло в туфельки. Костюмы я придумываю сам. Те костюмы, что в «Борисе Годунове», выбросила на помойку Екатеринбургская киностудия. Мне оттуда позвонили, и я ездил взад-вперед на машине, забивал ее этими костюмами. Возил и складывал, думал, что когда-нибудь пригодятся. Простое тряпье — но ведь так одевается великий русский народ».

В прошлом году в театре случилась трагедия. Покончила жизнь самоубийством от несчастной любви директор театра Александра Чичканова. Она пришла в театр, когда ей было 16 лет. Коляда говорит:

«Все объединились, когда случилось это горе, и спасли меня. Я был раздавлен, для меня она была как родная дочь. Выдержал. Улыбаюсь. А домой приду — плачу. И всем в театре говорю: „Никому не показывать“. На сцене — можно. Вот Короля Лира играю, хороню Корделию, тогда показываю».

Но в Москву Коляда привез хорошую новость. У его театра скоро будет новое большое помещение:

«Еще предыдущий губернатор, Мишарин, собрал у себя всех блогеров. Вдруг Женя Ройзман говорит: „Александр Сергеевич, постройте „Коляде-театру“ здание. Вам потом за это памятник поставят“. И остальные подхватили: „Да, постройте!“. Проходит несколько дней, и выясняется, что кинотеатр „Искра“, который уже много лет стоит в центре города, на проспекте Ленина (хотели сделать из него центр досуга), хотят передать нашему театру.

Прошло два года, все это время готовили проект, и вот сейчас новый губернатор просил его быстро доделать. На реконструкцию помещения выдали 91 миллион рублей. Скоро тендер будет объявлен, обещают, что в декабре этого года мы туда переедем. Я все поверить не могу, что это правда, что меня привезут туда не в инвалидной коляске, не в маразме, что я смогу работать в хорошем театре в двух залах. Один зал — амфитеатром, второй — для читок пьес, для новогодних представлений.

В проекте все выглядит прекрасно — там и гримуборные, и туалеты, и даже буфет. Сейчас в фойе нашего театра стоит самовар, возле него — заварка и печенье, рядом стоит коробочка: » Если не жалко, положите немного денег за чай». Кабинет у меня будет двадцать четыре квадратных метра, а сейчас — шесть. Это и не кабинет даже, а склад реквизита, и посередине сижу я».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий