Дмитрий Хворостовский, Мария Максакова, Екатерина Щербаченко, Александр Градский и другие звезды стали вечером в субботу участниками мероприятия, которое по своей энергетике напоминало рок-концерт глобального размаха. Притом что ничего похожего на рок на открытии Всемирной летней Универсиады в Казани не звучало. Но происходило нечто куда более важное. Если набраться смелости, то можно говорить о том, что все вышеперечисленные при активном участии народного артиста России, композитора Игоря Крутого внятно сформулировали новую муздоктрину национального масштаба.
Дмитрий Хворостовский, Мария Максакова, Екатерина Щербаченко, Александр Градский и другие звезды стали вечером в субботу участниками мероприятия, которое по своей энергетике напоминало рок-концерт глобального размаха. Притом что ничего похожего на рок на открытии Всемирной летней Универсиады в Казани не звучало. Но происходило нечто куда более важное. Если набраться смелости, то можно говорить о том, что все вышеперечисленные при активном участии народного артиста России, композитора Игоря Крутого внятно сформулировали новую муздоктрину национального масштаба.
Дмитрий Хворостовский, Мария Максакова, Екатерина Щербаченко, Алек
После того как прогремели последние залпы церемонии закрытия Олимпиады в Лондоне, у многих возник резонный вопрос в духе «и чем же мы после этого будем людей в Сочи удивлять». Беспокойство вполне обоснованное. Как бы наша музиндустрия ни пыхтела от усердия, но своего Пола Маккартни, то есть артиста планетарного масштаба, у нас нет. С Madness и Muse — тоже засада, даже Spice Girls, хоть днем с огнем ищи, а результат все тот же. И как бы острословы ни сравнивали Элтона Джона с Борисом Моисеевым или Сергеем Пенкиным, в этой шутке нет даже микрона правды. А на одних t. A. T. u тоже далеко не уедешь…
Вполне возможно, что при такой тяжелой ситуации с легким жанром призвать на помощь оперных звезд на открытие Универсиады, которое в нынешнем контексте является не просто международным ивентом, а фактической репетицией будущей Олимпиады в Сочи, было единственным спасением. Все-таки их голоса не вызывают сомнений, а контракты с ведущими мировыми оперными театрами служат отличными рекомендациями для публики за пределами России. Оставалось немногое, а именно вписать серьезных артистов в церемонию, посвященную молодежному спорту. Иными словами, сделать крутым и прикольным то, что изначально живет в мире совершенно других терминов и характеристик.
Кроссовер, то есть смесь классики и эстрады, уже три десятка лет помогает в наведении мостов между разными музыкальными вкусами. Над этим жанром, конечно, часто издеваются. «Поп-опера», «эстрада для толстых» — пожалуй, самые безобидные эпитеты, придуманные критиками для кроссовера, и иногда эксперты абсолютно правы. Однако ставки этого стиля в последнее время растут, и происходит это не без активного содействия поп-индустрии, которая стремительно вырождается. Когда вокруг столько фриков, окучивающих музыкальные приемы, придуманные еще в прошлом веке, публика поневоле может потянуться к оперным звездам. Они, конечно, тоже не новаторы, но по крайней мере похожи на живых людей и к тому же готовы сделать свои консервативные взгляды на музыку чуть менее консервативными.
В России локомотивом кроссовер-движения стал композитор Игорь Крутой, который несколько лет назад перестал писать хиты для поп-звезд и переключил все свое внимание на обладателей более породистых голосов. Под сводами «Казань-арены» на музыку Крутого прозвучали песни в исполнении тех, кого принято ассоциировать с настоящим и будущим нашей классической сцены. И нужно признать, что выглядел этот мини-парад голосов весьма эффектно. Аида Гарифулина, Яна Меликаева, Альбина Шагимуратова, Екатерина Щербаченко и Мария Максакова пели как райские птицы, а выглядели свежо и современно, опровергая давний миф о том, что оперные дивы весят не менее ста килограммов. Ильдар Абдразаков отлично подтвердил свою репутацию одного из лучших басов в мире, Дмитрий Хворостовский представил почти трип-хоп, возможно, сам того не подозревая, Александр Градский подарил концерту мятежный рок-н-ролльный дух.
Наверное, никогда еще кроссовер не получал такого сильного визуального сопровождения. Суть церемонии сводилась к познавательной экскурсии по нашим достопримечательностям. Много фольклора, льющаяся через край российская сентиментальность, меха и золото, Большой и Мариинка. Но вся наша ретроспецифика отлично разместилась в декорациях, напоминающих киберантураж тура U2 «360°», в мелодии Глинки и Рахманинова прокрался бодрый танцевальный бит, вальсы и опусы Хачатуряна, Свиридова, Шнитке и Блантера отлично вписались в 3D-эффекты, музыкальные темы Игоря Крутого, сочиненные специально к празднику, несли на себе печать дорогой эксклюзивности, а Гимн России получил весьма изящную и значительно менее помпезную аранжировку. Впрочем, в контексте примодненных диджейских грувов «главная песнь России» могла бы тоже приобрести некий кислотный оттенок, но г-н Крутой в ответ на шутливое предложение «МК» лишь заметил, что, «конечно, могла бы, но тогда это потянуло бы лет на семь». Все от души расхохотались.
Шоу в Казани вселило осторожный, но все же оптимизм по поводу того, что российская экзотика перестала быть скучной, что классика под правильным углом зрения может превратиться в головокружительный аттракцион и что у наших постановщиков появилась подсказка, как можно не опростоволоситься в Сочи…
Источник: mk.ru