Коммунист Бертольд Брехт и Нагорная проповедь

Коммунист Бертольд Брехт и Нагорная проповедь
Новости

Фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс» пройдет в Москве на сцене театрального центра «На Страстном» во второй половине мая. Свои работы представят на суд зрителей ведущие театральные вузы России, Западной и Восточной Европы. Фестиваль откроется спектаклями курса Константина Райкина «… Bravo, Russo!.. » по повести Тургенева «Вешние воды» и «МЫкарамазовы» по роману Достоевского «Братья Карамазовы».

Новости

Фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс» пройдет в Москве на сцене театрального центра «На Страстном» во второй половине мая. Свои работы представят на суд зрителей ведущие театральные вузы России, Западной и Восточной Европы. Фестиваль откроется спектаклями курса Константина Райкина «… Bravo, Russo!.. » по повести Тургенева «Вешние воды» и «МЫкарамазовы» по роману Достоевского «Братья Карамазовы».

Коммунист Бертольд Брехт и Нагорная проповедь

Программу продолжат Высшая специальная школа Итальянской Швейцарии, курс Владимира Мирзоева и студенты Льва Эренбурга из Петербурга, и тоже постановками по Достоевскому.

Выпускники Сергея Женовача сыграют мольеровского «Скапена», Самарская государственная областная академия (Наяновой) — «Беду от нежного сердца» Соллогуба, училище имени Щепкина — «Зойкину квартиру» Михаила Булгакова, институт имени Щукина — его же «Бег». Бернский университет искусств (Швейцария) привозит «Гамлет-проект» по мотивам Уильяма Шекспира, а студенты Алексея Бородина представят спектакль «Ромео и Джульетта».

Академия сценических искусств Братиславы (Словакия) покажет «Доходное место» Островского, Пражская академия сценических искусств и театр «Диск» (Чехия) — «Разбойников» Шиллера, Школа актерского мастерства при мюнхенском театре «Каммершпиле» — «Принца Гомбургского» Генриха фон Клейста.

11 мая в Рижском русском театре имени Михаила Чехова состоится премьера оперетты Исаака Дунаевского «Женихи». Это первая оперетта в репертуаре Рижского русского театра за всю его историю. Режиссер — Юрий Лаптев, музыкальный руководитель — Андрей Петренко. На премьеру собирается приехать сын Исаака Дунаевского, композитор Максим Дунаевский.

В Малом театре — премьера спектакля «Село Степанчиково и его обитатели» по повести Достоевского в постановке Антона Яковлева. В главной роли народный артист России Василий Бочкарев.

Премьера

9 Мая, День Победы в Великой Отечественной войне. Мы поздравляем с праздником всех слушателей.

«Страх и нищета Третьей империи» — так называется спектакль театра-студии Олега Табакова. Название же пьесы великого немецкого драматурга, коммуниста и антифашиста Бертольда Брехта раньше переводили иначе — «Страх и отчаяние в Третьей империи». Разночтения связаны с тем, что второму слову в русском языке нет аналога. Буквально оно означает «абсолютно невыносимое состояние».

Брехт покинул Германию в 1933 году, на другой день после поджога Рейхстага. А через полгода после его отъезда был сложен первый костер из книг неугодных писателей, в том числе и Брехта. Пьесу «Страх и отчаяние в Третьей империи» он написал в 1934 году в Дании с очень практической целью: объяснить всему миру, что происходит в его родной Германии, призвать его на борьбу с фашизмом.

Пьеса составлена из 24 жанровых сценок, формально не связанных общим сюжетом. Но во всех показано, как страх заползает под крыши домов, парализует волю и совесть, разрушает человеческие связи, тем самым прокладывая Гитлеру путь к власти.

В этих пьесах-миниатюрах действует от силы пять-шесть персонажей, но представлены в них социальные группы. Все сцены взяты из частной жизни, но в ней отражаются процессы, происходящие в обществе. Написаны они были на основе документальных свидетельств очевидцев и газетных сообщений:

«То, что отец говорит сыну, он говорит, чтобы не быть арестованным. Священник листает Библию, ища слова, которые он может произнести, не будучи арестованным. Учитель подыскивает для деяния Карла Великого такую причину, которую он может преподать ученикам без того, чтобы его за это арестовали. Подписывая свидетельство о смерти, врач выбирает такую причину смерти, чтобы она не привела к его аресту».

В этом пояснении, данном самим драматургом, фактически содержится пересказ пьесы. Театр выбрал к постановке пять фрагментов. Они разыгрываются на малой сцене, то есть актеры — совсем рядом со зрителями. Тексту Брехта не навязано поверхностной актуальности, но удивительные переклички заложены в нем самом.

Образ спектакля — металлическая конструкция (стеллаж, дверной или оконный проем), стул, стол, и все это «заваливается» на бок, как будто накренился и вот-вот рухнет привычный миропорядок. Здесь нет никаких постановочных фокусов, отвлекающих внимание от содержания. Режиссура проявляет себя в тщательной работе над текстом и через актеров, каждый из которых заслуживает наивысшей похвалы.

В сценке «Меловой крест» молодой штурмовик подбивает посетителей кабачка на смелые речи, а сам, похлопывая их по спине, незаметно помечает меловым крестом. На улице их арестуют. Почти невозможно поверить, что этот прелестный юноша (Вячеслав Чепурченко) — доносчик и, по сути, палач. На сцене фактически воспроизведен эффект кадра из фильма Боба Фосса «Кабаре», когда камера ползет вниз, и вы видите на рукаве ангелоподобного поющего мальчика фашистскую нашивку.

Все сыграно, как хотел сам Брехт, то есть жестко, памфлетно, с необходимой дистанцией от персонажа, но и не без психологического подтекста: когда человек говорит одно, а чувствует другое. Скажем, в сцене «Жена-еврейка» героиня собирается эмигрировать, чтобы не создавать проблем супругу — богатому доктору. Она (Ольга Красько) на словах убеждает мужа в необходимости отъезда, но сама, конечно, ждет, что он скажет: «Оставайся или едем вместе». Но он (Михаил Станкевич) не торопится ее отговаривать, делает вид, что они расстаются буквально на несколько дней.

Точно так же, как доктор, все прекрасно понимает Судья из эпизода «Правосудие» (Александр Семчев) и тоже пытается переложить на других ответственность за принятие решения, и трясется от собственной трусости, и едва не сходит с ума, потому что боится обвинить в преступлении штурмовиков.

В этом спектакле есть и мысль, и чувство, и возможность отождествить себя с персонажами. И зритель не знает, что делал бы сам в аналогичных обстоятельствах. Сидя на высоком холме, легко рассуждать о том, что поступать надо по совести. А если это будет стоить жизни тебе и твоим близким? От этих мыслей становится страшно. И зритель готов Бога молить, чтобы ничего подобного никогда не повторилось, чтобы ему не пришлось превратиться из обыкновенного человека в малодушного предателя.

В пьесе Брехта ясно показано, чего быть не должно и как нельзя себя вести, но не дано ни малейшего указания на то, что делать. Чтобы предложить реальный выход из тупика, режиссер дописал за Брехта финал. В последней сцене — «Нагорная проповедь» — у Брехта умирающий человек задает священнику простые вопросы, но пастор уходит от ответов, он боится, что они противоречат фашистской идеологии. Но в финале спектакля звучит сама Нагорная проповедь.

«Царство мое не от мира сего». Только вера в спасение души может служить человеку опорой. Коммунист Брехт с высказыванием режиссера Александра Коручекова ни за что бы не согласился. Но Коручеков не видит непримиримого противоречия между социальными идеями Брехта и христианской проповедью, как он рассказал сам:

«Ни при чем здесь отношение самого Брехта. Он отвечает на вопросы, на которые сегодняшняя либеральная идеология не отвечает. Она приходит во всем мире к кризису. Кредитно-финансовый капитализм везде трещит, и что на это сказать, никто не знает. А Брехт говорил о социальной справедливости, у него понятно, что хорошо, что плохо. На мой взгляд, от этого сейчас и возникает интерес к Брехту.

Пьеса состоит из эпизодов, в которых люди чувствуют себя неуютно и начинают ловчить, предавать, подозревать друг друга, все распадается. Но в первых четырех эпизодах люди действуют в гуще жизни, у них есть надежда. А в последней сцене — умирающий человек, его жизнь закончилась, и ему нужно на что-то опереться.

Вот пастор. Вроде бы он отвечает за «вертикаль», так есть она или нет? Стоит верить или нет? И пастор говорит: «Кесарю кесарево, а Богу Богово». Всегда будет кесарь, а вы будьте людьми. Отсюда в спектакле и возникает Нагорная проповедь: будьте милосердными, живите как люди. Вы — соль земли. От вас все зависит. Будьте людьми».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий