Островок социализма. Колхозный строй помог Большой Елани выжить

Островок социализма. Колхозный строй помог Большой Елани выжить
Село Большая Елань вряд ли можно назвать глубинкой. Во­первых, потому что находится оно между двух промышленных городов ­ Ангарском и Усольем­Сибирским, а во­вторых, потому что попасть в него можно по асфальтированной, на удивление хорошей дороге, которая, «вынырнув» из леса, сразу же переходит в центральную улицу, тянущуюся вдоль всего поселения.

Село Большая Елань вряд ли можно назвать глубинкой. Во­первых, потому что находится оно между двух промышленных городов ­ Ангарском и Усольем­Сибирским, а во­вторых, потому что попасть в него можно по асфальтированной, на удивление хорошей дороге, которая, «вынырнув» из леса, сразу же переходит в центральную улицу, тянущуюся вдоль всего поселения.

Островок социализма. Колхозный строй помог Большой Елани выжить

Когда­то улица вполне заслуженно называлась Большой ­ её длина составляет 4 километра, потом именовалась Трактовой, а своё современное название ­ Декабристов ­ получила в середине 70­х годов прошлого столетия.

Считается, что Большая Елань — село исконно бурятское. Именно они первыми чуть более 260 лет назад поселились в этих местах. О том, «откуда есть пошло» поселение, мне рассказал потомок его основателей, бывший учитель и один из директоров большееланской школы, а также краевед в одном лице — Анатолий ОХЛОПКОВ. Отсюда и происхождение названия Елань, что в переводе с бурятского означает «топкое место».

— Именно поэтому селился народ по одной линии, и село получилось вытянутое вдоль одной улицы, — рассказывает Анатолий Алексеевич.

Однако справедливости ради стоит отметить, что существует и другая трактовка слова «елань», которое, по мнению других большееланских знатоков истории, было издревле распространено в русском языке и означало «равнина, пастбище, луг». Что и сыграло значительную роль в решении поселенцев-казаков заселить эту землю.

— Позже — после отмены крепостничества — здесь осело много пришлого люда и получилось так, что основателей поселения — бурят сейчас в селе вообще нет, — говорит Анатолий Охлопков. — Исчезли и все их традиции — и хозяйственные, и культурные.

Известность Большой Елани, как и некоторым другим поселениям Иркутской губернии, принесли декабристы. В 1833 году сюда был водворён самый молодой из них — поэт Александр Одоевский. Он купил здесь дом, к которому пристроил горницу с четырьмя большими окнами и называл «своим Эрмитажем». Вообще жильё его в далёкой сибирской деревне (тогда это была даже не глубинка, а самая настоящая глушь) смотрелось необычно: фортепиано, два шкафа книг, диван, кровать, живописные картины и гравюры на стенах. Всё это в подробностях Александр Иванович описывал в письмах своему отцу. Через три года, уезжая из Большой Елани, Одоевский оставил всё имущество своему соратнику — барону Владимиру Штейнгейлю, который прожил здесь около двух лет. После него в село был доставлен Артамон Муравьёв, «задержавшийся» в здешних местах всего-то три месяца.

Фото: Наталии ГОРБАНЬ

Несмотря на то, что декабристы недолго жили в Большой Елани, память о себе они оставили неплохую: в частности, научив местный народ выращивать те или иные сельскохозяйственные культуры, например томаты.

В 70-х годах прошлого столетия большееланцы в память о декабристах дали название центральной улице села, а на одном из домов, в котором располагалась сельская библиотека, установили мемориальную доску. Правда, жили ли в доме этом декабристы, доподлинно не известно. Кто-то говорит, что они в нём временно пребывали, однако Анатолий Охлопков считает, что это не соответствует действительности, просто доску повесили на одно из немногочисленных жилых строений, которые сохранились в селе с того времени. В настоящее время это — обычный дом, в котором живёт сельский библиотекарь с семьёй, и за высоким забором да ставнями памятный знак не сразу-то и увидишь. К сожалению, хозяев исторического памятника я не застала и узнать, часто ли их беспокоят визитами «декабристоведы», мне не удалось.

В ХХ веке славу и известность Большой Елани принёс колхоз-миллионер имени Кирова. Кроме обширных сельхозугодий гордостью хозяйства были теплица, пасека и прекрасный сад, где насчитывалось шесть с половиной тысяч плодовых деревьев (яблонь, вишен, груш, слив) и кустов. По рассказам старожилов, сад был лучший в области, специалисты, работавшие в нём, занимались селекционной деятельностью и даже вывели свой сорт яблок. Сейчас от былой гордости сельчан остались только воспоминания — в период перестройки, по словам Анатолия Охлопкова, большееланцы и глазом моргнуть не успели, как жители ближайших городов выкопали практически все посадки и увезли на свои дачи.

Фото: Наталии ГОРБАНЬ

Несмотря на это, «наследник» колхоза им. Кирова — ЗАО «Большееланское», разменявшее в совокупности девятый десяток, — и сейчас считается одним из лучших и крепко стоящих на ногах сельхозпредприятий Иркутской области. Сделать такой вывод можно даже судя по зданию конторы хозяйства: построенное из красного кирпича, с пластиковыми окнами и кованой оградой, оно является самым красивым в Большой Елани.

Последние двадцать девять лет единственным «градообразующим» предприятием руководит уроженец этих мест Виталий ШАДРИН — потомственный крестьянин, начинавший свой трудовой путь в колхозе с профессии тракториста. Застать его в кабинете в разгар сельхозработ — сложно, он практически всё время проводит в полях и на ферме: как «Чапаев на лихом коне», показывает сельчанам пример беззаветного служения делу. Но мне повезло встретиться с человеком, которого земляки считают чуть ли не легендой.

— Наше сельхозпредприятие — колхоз Кирова, совхоз «Большееланский», ЗАО «Большееланское» — прошло все горнила экономических преобразований социализма и капитализма, но как было по сути колхозом, так им и осталось, — говорит Виталий Михайлович. — Мы ничего не приватизировали, землю на паи не делили, потому и выстояли.

Правда, местное население предпочитает работать не на земле, а в городе — в основном, в Ангарске. А в Большой Елани кадровую проблему решают за счёт специалистов разорившихся сельхозпредприятий из соседних районов. Здесь работают трактористы и животноводы из Кутулика, Тулуна, Куйтуна, Киренска и даже из Краснокаменска. Приезжий народ получает, как в былые времена, жильё от предприятия, обживается и обустраивается.

— Так что, не зря ваше хозяйство в области называют «островком социализма в действии»? — спрашиваю директора.

— Многие нам завидуют: и тому, что мы держимся, и что люди к нам приходят, — говорит Шадрин. — Да и средняя зарплата в сельхозпредприятии — 24 тысячи, не каждый в городе столько получает. Вот только раньше наши доярки гремели на всю область и даже ордена получали, а сейчас их никто не знает…

О том, как было раньше, Виталий Шадрин написал книгу «Крестьянский долг», прочитав которую я поняла, что её автор не только крепкий хозяйственник, но и творческий человек.

Фото: Наталии ГОРБАНЬ

Вообще, по словам специалиста сельской администрации Ирины Паргачёвой, талантливых и творческих людей, благодаря которым о Большой Елани знают не только в Иркутской области, в селе много. Один из них — выпускник школы этого года Миша БОНДАРЕЦ. Несмотря на юный возраст, он прославился на всё село тем, что написал исследовательскую работу «История Большееланской Троицкой церкви». Изучению этой темы вместе с учителем истории Светланой Фефеловой юноша посвятил несколько лет, а результаты своего труда представлял на различных научно-практических конференциях, а также Кирилло-Мефодьевских чтениях в Ангарске, где занял первое место.

— Мне было интересно узнать, что в нашем селе была одна из самых больших церквей в Иркутской губернии. Что после революции в ней был склад, потом клуб, а потом её и вовсе разобрали. К сожалению, изображений церкви не сохранилось, но я знаю, что, например, большая часть брёвен из венца пошла на строительство бывшего сельсовета, в котором сейчас находится школа искусств.

Кстати, школа искусств — ещё один «предмет» гордости жителей села. Её директор и преподаватель Олеся ХАРЬКОВСКАЯ (тоже, кстати, коренная большееланка) рассказывает, что, несмотря на то, что школа существует всего десять лет, её ученики уже успели не просто «засветиться» в многочисленных конкурсах и выставках даже международного уровня, но и стать их лауреатами и победителями.

Конкурсы и преподаватель, и ученики активно ищут через Интернет, причём изначально инициатива шла от них, а теперь Большееланскую школу искусств знают во многих городах и присылают приглашения. К сожалению, участие в такого рода мероприятиях в основном — заочное, самый дальний населённый пункт, куда могут себе позволить выехать юные художники, — это Иркутск. Тем не менее ученики Олеси Харьковской мечтают побывать в Москве: уж столько работ они в столицу отправили, и столько раз становились победителями, что пора и самим туда съездить.

Сама Олеся мечтает о расширении школы: чтобы учились здесь дети не только из Большой Елани, но и из соседних сёл привозили ребят на занятия, чтобы открылось вновь музыкальное отделение, которое закрыли из-за отсутствия преподавателей.

— Ведь школа искусств в селе — большое подспорье для детей, она расширяет их возможности при выборе профессии, — уверена педагог. — У меня было три выпуска, и в каждом есть ребята, которые выбрали профессию, связанную с творчеством.

До революции Большая Елань была раза в два раза больше, чем сейчас. Доказательством этого являются сохранившиеся ямы от погребов и остатки колодцев. Поэтому и называлось село — Большая Елань. По словам Анатолия Охлопкова, многие дома сгорели, а многие были разобраны и перевезены на новые места, дав начало деревням Низовцево и Тюменск, которые сейчас входят в состав Большееланского муниципального образования.

Сократилось и население села: в настоящее время во всём МО, состоящем из семи поселений, проживает меньше людей, чем когда-то в одной Большой Елани.

В 2009 году на деньги прихожан в Большой Елани построили новую церковь, а на месте старой — на холме, с которого открывается панорамный вид на всё село, стоит памятник большееланцам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Их покой «охраняет» вековая сосна, чудом сохранившаяся ещё с дореволюционных времён.

Источник: irk.aif.ru

Добавить комментарий