Армен Джигарханян: Я не нуждаюсь в чудесах! («Казанские ведомости», Казань)

Армен Джигарханян: Я не нуждаюсь в чудесах! (
Легенда российского театра и кино артист Армен Джигарханян побывал на днях в гостях у «КВ». В первые дни сентября Московский драмтеатр под его руководством успешно гастролировал в Казани на сцене театра им. Г. Камала. Великий актер искренне и неординарно ответил на вопросы о том, как можно достичь успеха и любви у зрителей.

Легенда российского театра и кино артист Армен Джигарханян побывал на днях в гостях у «КВ». В первые дни сентября Московский драмтеатр под его руководством успешно гастролировал в Казани на сцене театра им. Г. Камала. Великий актер искренне и неординарно ответил на вопросы о том, как можно достичь успеха и любви у зрителей.

Армен Джигарханян: Я не нуждаюсь в чудесах! (

Представляем гостя — Армен Борисович Джигарханян. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий РФ. Родился в 1935 году в Ереване. В 1958 году окончил Ереванский художественно-театральный институт. Работал в Ереванском русском драмтеатре им. Станиславского. В 1967 году перешел в Московский театр им. Ленинского комсомола. С 1969-го по 1996 год — один из ведущих артистов Московского драмтеатра им. Маяковского.

Занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый снимаемый российский актер (более 250 ролей в кино— и телефильмах). Основные фильмы и роли: «Здравствуй, это я!» (Артем), «Операция „Трест“ (Артузов), „Здравствуйте, я ваша тетя!“ (Крикс), „Собака на сене“ (Тристан), „Место встречи изменить нельзя“ (Карп) и другие. Также много работал на озвучании мультфильмов (»Жил-был пес», «Серый волк энд Красная Шапочка», «Остров сокровищ»). Преподавал во ВГИКе. С 1996 года — художественный руководитель (с 2005-го также директор) Московского драмтеатра под руководством Армена Джигарханяна.

Путь к успеху

— Армен Борисович, вы сыграли более двухсот ролей. А как оцениваете свою главную роль — собственную жизнь?

— Для меня нет такого вопроса. Где театр, где жизнь — я не знаю! Одно переливается в другое — вот атмосфера, в которой я живу. Все роли, которые хотел сыграть, уже сыграл. В молодости, когда работал в Ереване, в спектакле «Красная Шапочка» сыграл медведя. Хорошо играл! Дети очень любили моего героя. Когда я бегал по залу, они хватали меня руками. Сейчас у меня такое ощущение, что в этой роли я сыграл и короля Лира. Да! Не боюсь в этом признаться. Кто-то скажет: «Подождите! Там же другой текст!» Это неважно. Неважно, как роль называется. Важно, какая у тебя проблема. Вот тогда мы, актеры, вытаскиваем из себя все сокровенное, все свои секреты. Про это и рассказываем со сцены.

— Из какого вы рода, что знаете о своих предках?

— Почти ничего не знаю. Главным человеком в моей жизни была мама. Я все имею благодаря ей. Ведь мог и не пойти в актерство. Мама могла убедить, что это несерьезная профессия. А она поверила в меня.

— Какие испытания вам пришлось пережить на пути к успеху?

— Никаких!

— Как вы добились успеха? Ведь сколько в актерской профессии талантов остается за бортом…

— Я подозреваю, это решение природы. Извините, грубо скажу: карта легла! Все остальное ерунда и неправда. До сих пор я очень успешный человек в жизни. Но даже если вы меня схватите за горло, не знаю, в результате чего это произошло. Не знаю! Стечение обстоятельств…

— Какие люди, обстоятельства оказали влияние на развитие вашей личности?

— Сама жизнь. И даже любимый сиамский кот Фил, который прожил у меня двадцать лет. Актерству я учился у него.

— Чему вас мог научить кот?

— Не изображать ничего! Не выкобениваться. Самое важное, чему научил Фил: не сидеть и не лежать в неудобной позе. Мы, люди, часто бываем в «неудобных позах». Потому что кому-то хотим угодить. Хотим, чтобы нас не обидели. Хотим о чем-то попросить… И начинаем кланяться, подать ниц. Зачем? Не боюсь сказать, что Фил был моей самой последней любовью. Ну, еще театр остался. А все остальное… Мы состоим из разочарований. Фил и театр меня не разочаровали. Гениальную фразу сказал великий Ницше: «Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины».

Метаморфозы в жизни и на сцене

— В пьесе Эдварда Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки» вы когда-то играли императора Нерона. Сегодня играете философа Сенеку. А в жизни с вами такие метаморфозы случаются?

— Каждый день!

— Я имею в виду крайности. Сегодня, предположим, вы следователь. А завтра — преступник…

— У того и другого одни и те же кишки, легкие, мочевой пузырь. Это ерунда, собачьи разговоры — вошел актер в образ, не вошел. Кто-то из умных людей сказал: «Кто такой ученый? Это человек, который свое любопытство удовлетворяет за счет государства». То же самое наше актерское дело. Это прежде всего любопытство. Все, что нам любопытно в жизни, мы рассказываем со сцены текстами Радзинского, Шекспира, Чехова. Профессия актера трудна тем, что вы мажете на лицо, грубо говоря, дерьмо, а должны убедить зрителя в том, что вы Отелло. И он будет верить, что я — Отелло. Если этого нет, тогда секир башка! Пошли домой! Мой учитель режиссер Андрей Гончаров говорил в театре гениальную фразу: «Я пришел сюда вас рассорить!» Закон нашего общения со зрителем — любопытство. В лучшем случае зритель смотрит спектакль и думает: «Как этот герой похож на моего брата». А если сценический персонаж напоминает ему жену — тогда вообще полный порядок. Это самое важное в театре. Ради этого стоит жить.

— Казанские зрители вашего спектакля «Театр времен Нерона и Сенеки» в антракте обсуждали: почему этот спектакль власти до сих пор не закрыли? Кто-то из них увидел на сцене путинскую Россию…

— Путин здесь ни при чем. Эти проблемы будут существовать до тех пор, пока один будет заставлять другого «копать грядку». Мы рождаем Неронов. Мы!

— Какой зрительской реакцией на свои роли вы дорожите?

— Однажды я ехал со спектакля «Трамвай „Желание“ на троллейбусе. Вижу, на меня смотрит один пассажир. Проехали две остановки, он прошел мимо меня. Потом вернулся, подошел, молчит. Пауза. И вдруг говорит потрясающую фразу: „А чего вы на нее так кричали?“ Вот оно! Это выше любой рецензии! То, что происходит между актером и зрителем.

— В интернете пишут, что один из поклонников вашего таланта подарил вам семикомнатный дом в Америке. Это правда?

— Гнусный обман! Все, что имею в этой жизни, я приобрел на свои деньги.

— В своем театре вы Карабас-Барабас? В чем секрет управления талантливыми людьми?

— Нет. Я не хочу быть Карабасом-Барабасом. Актеров надо любить. Других вариантов нет. Иначе мы просто рассоримся.

О жизни без кокетства

— Какую роль в ваших успехах сыграла семья и жена?

— Может быть, важную роль… Может быть, я не догадываюсь, что это за роль…

— Как такой яркий человек, как вы, выбирали себе жену?

— Если мы немного что-то понимаем в жизни, то самое страшное, что нам подготовила природа, — это роли самца и самки. Я не видел ни одного счастливого случая в этой сфере, поэтому мы с вами не будем это обсуждать.

— В вашей жизни случались чудеса?

— Нет. Не люблю чудес и не нуждаюсь в них. Я очень прагматичный человек. Должен знать: за что заплатил и что мне дадут за это. В таких случаях я всегда говорю: «Я видел Ниагарский водопад. Мне больше ничего не надо».

— Что сейчас цените в жизни? Вы нашли в ней смысл?

— Может быть, это наивно, но я люблю театр. Мне хорошо там. Я отвожу душу на сцене. Это очень хороший способ вести тайные разговоры. В жизни мы же правду не говорим никому, даже самому себе. А общение с театром вызывает у нас реакцию: «Это про меня рассказывают!» Театр — это собеседование тех, кто на сцене, с теми, кто в зале.

— На каких ваших ошибках можно поучиться?

— Не скажу! Если скажу, буду кокетничать, а это плохо. Не забывайте, что мне уже много лет — семьдесят семь.

— Какими были самые прекрасные мгновения вашей жизни?

— Их много. Но я опять промолчу. Будет смешно и нелепо говорить об этом в моем возрасте. Иногда я выхожу на сцену и получаю невероятное состояние от того, как партер на меня смотрит или молодая артистка, какая энергетика пошла из зрительного зала. На сцене я либо впадаю в разочарование, либо чувствую, что нужен людям.

— Что помогает вам пережить сложные жизненные ситуации?

— Свои проблемы я должен решать сам. Помучиться, одну-две ночи не спать и самому найти ответы на мучающие меня вопросы. Думаю, если ты не решил свои проблемы сам, никакой Господь их не решит.

— Как вы проводите свое свободное время?

— Очень люблю спать. Очень люблю быть один.

— Чем вы гордитесь?

— Я скажу. Не боясь, что вы заподозрите, что я идиот. Мой любимый кот Фил лет десять назад переехал в Америку. И там жил. Я его регулярно навещал. И вот узнаю: мой Фил умирает. Я поехал к нему прощаться, несмотря на большие расстояния, стоимость билетов… Может быть, этим я могу гордиться?

— В чем для вас состоит счастье?

— О, этого никто не знает.

Здоровье, деньги и мечты

— Следите ли вы за своим здоровьем?

— Если этого не делать, нет смысла жить. Или надо принять решение: «Я ухожу на пенсию копать грядки». Грядки — тоже хорошее занятие, но я пока хочу играть в театре.

— А какой-нибудь оздоровительной системы придерживаетесь? Например, йоги?

— Не дай Бог! У меня обычный режим дня.

— Какую роль в вашей жизни играют деньги?

— Очень важную роль. Ни одного магазина не знаю, где можно бесплатно взять двести граммов колбасы, сказав, что я великий артист. Я должен заплатить. Не скрою: хочу хорошо жить. Очень люблю ездить, людей видеть, общаться. А если нет грошей, куда поедешь? Если меня ночью разбудить и спросить, чего мне хочется, отвечу: «Я бы хотел родиться в Америке». Потому что это великая страна. На мой взгляд, человечество достигло высот благодаря этой стране, ее народу. Вот маленький пример. Это государство, где нет национальностей, а есть граждане США. А мы как живем? Евреи сводят счеты с русскими, армяне — с азербайджанцами и так далее.

— О чем вы еще мечтаете?

— Мечтать — трудное занятие. У меня профессия хорошая. Вот я вчера вышел на сцену и два часа был философом Сенекой. Отвел, что называется, душу. Актерская профессия — это чудо-профессия! В самых тяжелых ситуациях она меня спасает.

— Что мешает современным молодым людям, мечтающим об актерском успехе, добиться его?

— Мешает страшная вещь — безнравственность! Посмотрите на наше телевидение. У нас уже начали «грязное белье» показывать. Телевидение рассказывает об артисте Пиписькине, потому что у него жена Какашкина. Это сплетня! А мы — большая страна сплетен. Да-да. Мы вместе с вами это делаем: сплетни рассказываем друг другу. А так жить нельзя.

Талант — это состояние души

— Какое впечатление на вас произвели казанцы?

— В Казани очень хороший зритель. Он так дышит! И не только в Казани. В России очень любят религию и искусство. Но в религии многое повырезали, кастрировали. Театр тоже пытаются под КВН подсунуть. Если это случится, то будет большая потеря.

— Помимо театра, какие еще радости вы цените?

— Очень люблю детей и животных. У актеров нашего театра появились дети. Это счастье — увидеть их, пообщаться с ними.

— Какой бы вы совет дали тем, кто хочет выбрать профессию актера?

— Не знаю, что им посоветовать… Это очень трудная профессия.

— Можно ли в ней трудом добиться успеха?

— Ни в коем случае! Это состояние души. Странное состояние… Я, когда дружил с композитором Бабаджаняном, спросил его, как он пишет музыку. Бабаджанян ответил: «Слышу». Как все просто!

— В одном интервью вы сказали, что прожили очень долгую и счастливую жизнь.

— Это так. Я хороший артист. Играю хорошие роли. Мне аплодируют. И у меня есть свой театр.

— Вам нравится время, в которое мы сейчас живем?

— Это не нам судить. Я же один из созидателей этой жизни. Созидатель, не жертва.

— Что особенного знает человек в вашем возрасте?

— Ничего не знает!

— Какой совет вы могли бы дать читателям с высоты 77 лет?

— Нет, не надо никаких советов. Пока я жив, приходите на мои спектакли и смотрите их.

— Вы можете сказать, что это лучшее время вашей жизни?

— Сейчас, да. Но когда мне исполнится 78, я скажу, как поэт Корней Чуковский на своем восьмидесятилетии: «Где мои 75 лет?!»

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий