Загадочная русская душа глазами западного эксперта («Окно в Россию»)

Загадочная русская душа глазами западного эксперта (
Сегодняшний гость проекта «Окно в Россию» доктор Джеффри Мюрер (Dr Jeffrey Murer) — эксперт в области культурной идентичности из Университета Сент-Эндрюс в Шотландии рассказал, что он думает о России и о загадочной русской душе. Ученый рассказывает, какие интересы, по его мнению, Россия отстаивает в XXI веке, чем отличается современная концепция «русскости» от советского «я», какую роль играет православная церковь и русский язык в формировании российской идентичности, и почему менталитет времен холодной войны мешает российско-американским отношениям.
Сегодняшний гость проекта «Окно в Россию» доктор Джеффри Мюрер (Dr Jeffrey Murer) — эксперт в области культурной идентичности из Университета Сент-Эндрюс в Шотландии рассказал, что он думает о России и о загадочной русской душе. Ученый рассказывает, какие интересы, по его мнению, Россия отстаивает в XXI веке, чем отличается современная концепция «русскости» от советского «я», какую роль играет православная церковь и русский язык в формировании российской идентичности, и почему менталитет времен холодной войны мешает российско-американским отношениям.
Загадочная русская душа глазами западного эксперта (

Сегодняшний гость проекта «Окно в Россию» доктор Джеффри
— Постсоветская российская самоидентификация остается тайной для большинства западных ученых. Как сказал один русский поэт, иностранец никогда не поймет «русскую душу». Как вы понимаете российскую идентичность в XXI веку? И чем отличается современное российское самосознание от советского?

— Стоит начать с того, что понятие русской идентичности в советские годы было достаточно неясной концепцией. Различие между русским и советским зачастую были размыто. Некоторые считают, что советская идентичность появилась во время Великой Отечественной войны. Это была война, когда русские сражались за Россию. С этой точки зрения, Великая Отечественна война сплотила русских под лозунгом «патриотической русскости» — это новое самосознание распространилось на все народы России. Такая идентичность была очень открытой, щедрой и мультикультурной. В постсоветское время она преобразовалась в новую русскую идентичность через понятие «Родина». Поэтому мне кажется, что между российской и советской идентичностью существует огромная разница, хотя между ними сохраняется преемственность.

— Учитывая, что Россия это мультикультурное государство, каковы основные факторы влияющие на формирование современного российского «я»? Можно ли считать, что русский язык и христианство это основные компоненты российской идентичности?

— Это очень сложный вопрос, его постоянно обсуждают и оспаривают. С одной стороны, понятие «русскость» как «Родины» может вмещать в себя языковое различие. Быть и ощущать себя русским не отменяет возможность говорить на сибирском, финно-угорском и алтайском языках. С другой стороны, я считаю, что русский язык неотъемлемая часть русскости. Очевидно, что русский язык отличает людей от финнов, прибалтов и украинцев. На Украине сейчас как раз осуществляется лингвистическая политика: язык, на которым ты говоришь, определяет твою национальность. С этой точки зрения, говорящих на русском языке людей относят к русским лишь по языковым принципам.

Лингвистическая политика также играла огромную роль во время чеченской войны. В отличие от многих других регионов, в Чечне говорят на своем родном языке, а не на русском. В этом смысле, язык использовался с целью отделить чеченский народ от российского народа.

Что касается религии, то я думаю, что за последние десять лет религия стала чрезвычайно важной в определении русской самоидентификации. Стоит отметить, что сегодня правительство пытается создать партнерские отношения между церковью и государством. Это достаточно умный шаг со стороны Кремля, так как близкая связь с церковью всегда играет на руку легитимности правления. Я не говорю, что без церкви у государственного аппарата России нет легитимности, просто от союзничества с православной церковью политический истеблишмент будет социально и политически сильнее. Важно отметить, что хоть это и умный шаг, но он создает определенные проблемы с самоидентификацией людей, живущих в России, но исповедующих другую веру. И это тот вызов, который России предстоит решить в рамках новой мультикультурной политики.

В сущности, религиозный вопрос это своеобразный тест для российской демократии. Это тест на то, сможет ли Россия остаться космополитичной страной и одновременно сохранить контроль над общественно-политической ситуацией. Я бы даже сказал, что это тест на проверку, насколько хорошо Россия сможет управлять мультикультурным советским наследием в постсоветском мире.

— С вашей точки зрения, насколько русская идентичность влияет на политику страны в международных вопросах? Как Вам кажется, российским политикам удалось избавиться от менталитета времен «холодной войны», в чем их часто обвиняет американский политический истеблишмент?

— Самое интересное, что то же самое можно сказать в адрес американской политической элиты — как внутри, так и вне администрации Обамы. Со стороны американской политической элиты было много случаев провокаций, направленных против «русского» чувства. Во время администрации Буша Белый дом оставался глух к России, когда размещал радиолокационные станции и ракетные установки в Польше и Чехии. Россия в этом видела лишь агрессию в духе «холодной войны». Поэтому можно говорить о существовании духа «холодной войны» и в США, и в России. В частности, я считаю, что это из-за того, что большинство политической элиты в России и США выросли в странах, находившихся в состоянии «холодной войны», и они не умеют мыслить иначе. Например, Кондолиза Райс была одним из таких «воинов» холодной войны.

— В этом свете, как вы оцениваете развитие российско-американских отношений в ближайшее время?

— Конфликт в Сирии яркий пример тому, что оба государства мыслят реалиями «пост-холодной войны», но еще недостаточно открыты для абсолютно нового мышления. И должен признаться, в этом я вижу вину американцев. В сирийском вопросе нужно признать, что у России есть свои интересы, не в последнюю очередь потому, что Сирия предоставляет российскому флоту доступ к Средиземному морю. И Россия просто отстаивает свои интересы в регионе. И какой бы не был исход конфликта в Сирии, Россия хочет минимизировать ущерб своих активов в Сирии. И по поводу того, что делают США и как они относятся к России, можно лишь сказать одно, чья бы корова мычала. США преследовали свои интересы в Египте, не обращая внимания на мнение других стран, которые считали, что США поддерживали авторитарный режим Мубарака. В Ливии США полностью проигнорировали мнение России. Американские политики не одобряют политику России в Сирии только потому, что они не могут делать там все, что хотят. И мне кажется, что такое поведение Америки связано с ее заблуждениями о позиционировании себя, как единственной державы в мире после окончания холодной войны. Вероятно, это вызвано небывалым военным потенциалом страны, ведь США обладает такой военной мощью, какой нет у других современных государств. А с другой стороны, США неадекватно оценивают реалии современного мультиполярного мира, где есть еще Европа, Китай, Бразилия, Индия и Россия, которые тоже имеют право голоса.

— Забавно, что в нашем с Вами разговоре Вы делали различия между Москвой и Россией. Вы это сознательно делали?

— Забавно, что вы это заметили. Вероятно, я делал это несознательно. Но если делать это сознательно, то я могу сказать лишь, что как-то в 1990-х я своим коллегам сказал, что Россию нельзя понять, побывав лишь в Москве. В Волгограде вы испытываете другие ощущения, чем в Москве, тоже происходит в Екатеринбурге и во Владивостоке. И с этой точки зрения, можно провести параллель между Москвой и Вашингтоном. Как и Москва, Вашингтон это такой маленький геометрический пузырь. Далеко не всегда Вашингтон отражает мнение всех американцев, то же верно и для Москвы. Чтобы понять русскую душу и русскость, надо выехать за пределы Москвы.

В рамках проекта «Окно в Россию» на сайте «Голоса России» публикуются интервью и истории из жизни за пределами Родины бывших и нынешних граждан СССР и РФ, а также иностранцев, проживавших в России и изучающих русский язык.

Уехавшие за рубеж россияне часто подробно описывают свои будни в блогах и на страничках соцсетей. Здесь можно узнать то, что не прочтешь ни в каких официальных СМИ, ведь то, что очевидно, что называется, «из окна», с места событий, редко совпадает с картинкой, представленной в «больших» масс-медиа.

«Голос России» решил узнать у своих многочисленных «френдов» в соцсетях, живущих в самых разных уголках мира, об отношении к русскоязычной диаспоре, феномене русских за границей, о «русской ностальгии», и о многом-многом другом.

Если вам тоже есть чем поделиться с нами, рассказать, каково это — быть «нашим человеком» за рубежом, пишите нам по адресу home@ruvr.ru или на наш аккаунт в Facebook.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий